Богослужебный устав (В. Розанов).




Сырная седмица. Уставные указания.

Наиболее правильный порядок соединения служб в сырную седмицу должен быть таким:

Среда и пятница сырная.

Вечерня (накануне вечером).

Тропари поются из Часослова, с поклонами. Окончание постовое, по Часослову. Заканчивается молитвой прп. Ефрема Сирина.

чтец – Трисвятое, «Господи, помилуй» (12), Именем Господним благослови:

и иерей – возглас на Великое повечерие "Благословен Бог наш... "

чтец – Приидите, поклонимся... и далее по чину повечерия.

Отпуст излишен, если службы соединяются (сравни: Богослужебные указания на 2014 год, 2/15 января примечание 5).

Великое повечерие.

Как в Вел. пост, только всё читается. После Великого славословия канон Богородице из Октоиха (сравн. Литургику арх. Иоанна Маслова). Ирмосы не поются и не читаются. Достойно есть, Трисвятое, тропари малого повечерия, Г.п. 40р. Иже на всякое: И далее. После прощения – ответить иерею, ектения, Аминь – медленно.

Утреня.

Иерей – Благословен:

чтец: Трисвятое, двупсалмие (ждать каждения), шестопсалмие.

Аллилуия вместо Бог Господь, Троичные тропари из Октоиха (где седмичные эксапостиларии) - читаются, окончания поются как в Пост.

Библейские песни мы не поем, читаем припевы (по смыслу тропарей). Внимательно: счет и переброс канона Минеи. Светилен постовой, читается, окончания поются.

Окончание постовое. 1-й час: тропарь часа (по Часослову) читается, кондак также по Часослову, окончание постовое (по Часослову всё подряд).

На следующий день утром (по календарю в среду или пятницу утром):

3-й, 6-й и 9-й часы, изобразительные и вечерня.

Часы постовые, без кафизм, тропарь часа из Часослова (читается). На 6-м часе - паримии. Изобразительные начинаютя с "Благослови душе моя", всё читается, после кондаков и мл. св. Ефрема сразу вечерня. На вечерне – паримии, в конце тропарь святого, ектения, благослови, Небесный Царю: мл. Ефрема Сирина (3 покл.). Всесвятая Троице: После 33 псалма – иерей "Премудрость!" лик – "Достойно есть" напополам, отпуст, многолетны и сразу "Совет превечный" и лития о усопших.

Вечером: малое повечерие. Канон после Символа Веры, всё читается. Если на повечерие переносится служба святому – то канона 2, и после них поются стихиры с Господи воззвах. Достойно есть. Трисвятое. Тропари. И далее всё по Часослову. Последнее Аминь – медленно.

Утреня начинается с возгласа, Приидите, покл..., двупсалмие, шестопсалмие.

 

Богослужебный устав (В. Розанов).

 

стр. 52 (малое повечерие).

Но так как по установившейся богослужебной практике в соборных и приходских храмах, в настоящее время даже и в монастырских, повечерие читается во храме непосредственно после вечерни, то так называемыя общеупотребительныя начальныя молитвы опускаются и после начальнаго возгласа священника: Благословен Бог..., произносимаго им пред царскими дверями, малое повечерие начинается со слов: Приидите поклонимся... 3-жды.

То же сказано и в издании Киевопечерской лавры (см. л. 21 на об.).

(Начало и конец великого и малого повечерия одинаков, см. Часослов, След. Псалтирь).

 

стр. 44 (окончание вечерни – вседневной или великой, кроме всенощного бдения).

... отпуст великий по дню... Поется многолетие... Но Типикон, имея в виду монастыри, по окончании вечерни предполагает выход из храма и, по еже вечеряти братиям, назначает клепание в малый кампан или ручное било, собрание братий в церковном притворе и чтение в нем повечерия (малаго).

 

стр. 433 (сырная вечерня)

Порядок такой же, какой имеет вседневная вечерня... но есть и особенности...

Окончание – Благослови. Отпуст (великий – см. главу об отпустах).

 

Такое же указание находим в Богослужебных указаниях 2011 года, без указания на соединение служб (17 февраля): окончание вечерни – Благослови. Отпуст и, по обычаю, многолетны. Исхождение в притвор и обычная лития о усопших... На малом повечерии...

 

стр. 508 (о времени и месте постовых служб).

... даже прямо сказано, что после изобразительных отпуст по обычаю... Впрочем, это не то значит, что после изобразительных непременно надобно сделать отпуст и затем начинать вечерню, а то, что можно двояко поступить: или после изобразительных сделать отпуст и тогда за ним последует расход или же, не делая расхода, начинать вечерню и тогда отпуст будет излишним. А что действительно в данном случае отпуста не должно быть, это видно из 12 мрк. главы... Умолчание в этом месте об отпусте не есть случайное, а намеренное: потому что с точки зрения Типикона отпуст неуместен, если без выхода из храма за одной службой следует другая.

 

стр. 389 (об отпустах)

... Все эти выписки из Типикона показывают, что там, где не указан отпуст, богослужение идет без всякаго перерыва, хотя бы оно состояло из нескольких служб, и в одном и том же месте; но наоборот, коль скоро в какой-либо службе указан отпуст, то богослужение после нея или совершенно прекращается, и бывает расход, или же, если и не прекращается, то прерывается и бывает переход из одного места, где отправлена предыдущая служба, в другое, где отправляется последущая (в притвор, например). При этом надобно знать, что встречающияся в Типиконе названия отпуста совершенным и конечным имеют одно и то же значение и указывают на прекращение богослужения и, по выражению Типикона, на расход. (в трапезную до времени очередной службы).

 

стр 489, глава 49 Типикона (утреня седмичных дней В. поста) начинается с возгласа, чтец – Аминь. Трисвятое. Дву-псалмие.

 

На основании всего вышеизложенного, а также руководствуясь по аналогии указаниями на стр 505: "... надобно отправить один за другим часы 3, 6 и 9, присоединить к последнему молитвословия из последования изобразительных и отпеть вечерню, при чем начальный возглас сделать только один пред 3-м часом и отпуст так же один после вечерни, так чтобы все пять служб слились в одну (см. последов. понедел. 1 седм. В. поста, Типик., л. 311 и 312)" настоятелю Устав дает возможность различно подойти к выбору времени и соединению служб. Еще пример совершения отпуста или нет на стр 481 и 482 на примере 9 часа. (см. например, Богослужебные указания на 2013 год, 2/15 января примечание 3 – отпуст вечерни: по Типикону указан, но при соединении опускается).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: