Программа
«Психолого – педагогическое сопровождение умственно одаренного ребенка»
Цель программы: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
• выявление одаренных детей;
• создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей.
Психолог
1. Диагностический блок:
Цель – выявление детей с препоссылками умственной и интеллектуальной одаренности; анализ результатов специальной диагностики с целью выявления умственно одаренного ребенка.
Диагностическая программа по исследованию умственных и интеллектуальных способностей и одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
Участники | Название методики, автор | Основное направление методики |
Дети | Тест А. Бине – Т.Симона (вариант Л. Термена) (Приложение 1). | Цель: определение уровня интеллектуального развития. |
.«Цветные матрицы» Дж. Равена (вариант О.Н.Усановой). (Приложение 2) | Цель: определение уровня развития наглядно-образного мышления. | |
Педагоги Родители | Анкета для родителей (по Ф.Татлу и Л.Бекеру) (Приложение 3) | Цель: получить общее представление относительно данных ребенка. |
Методика «Карта одаренности» А.И. Савенков (Приложение 4) | Определить область одаренности ребенка. |
2. Информационный блок:
Дневник индивидуального сопровождение ребенка с уровнем интеллектуального развития выше среднего (Приложение 5) |
Цель – проведение консультаций для родителей и педагогов по проблемам умственно одаренного ребенка.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Умственная одаренность - общая способность человека сознательно направить свое мышление на новые требования, приспособить его к решению новых задач и к новым условиям жизни. Умственную одаренность отличает от памяти направленность на нечто новое, от гениальности (самопроизвольного творчества) - признак приспособления, от таланта, проявляющегося в каком - либо определенном виде деятельности, - признак всеобщности. Можно сказать, что умственно одарен тот, кто в состоянии легко приспособиться к новым требованиям при различных условиях и в различных областях. Умственная одаренность скорее является формальной способностью.
Интеллектуально одаренный ребенок – ребенок, отличающийся остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляющий выраженную и разностороннюю любознательность, часто и на длительное время погружающийся в то или иное занятие, охотно и легко учащийся, выделяющийся умением хорошо излагать свои мысли. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Список литературы по данной теме:
1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
2. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009.
3. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.
4. Аябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. ТЦ Сфера, 2004
5. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в д/с. Книголюб, 2004
6. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
7. Бардина Р. И., Булычева А. И., Дьяченко О. М. и др. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. ПИ РАО МГППУ, 2002
8. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - № 4.- с. 73.
9. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М.: Флинта, 1998. - 144 с
10. Вайнер М. Э. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. АНО «ПЭБ», 2006
11. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М., 1995.
12. Гильбух Ю. З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1992.
13. Гильбух Ю. З. и др. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. - 1990. - №4.
14. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. - М.: Школа-пресс, 1993.
15. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. «Гном и Д»,
16. Переслени Л. И. Психологическая карта дошкольника. МПСИ, 2006
17. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Пед. общество России, 2006
18. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. / Под общей ред. М. М. Семаго. «Аркти», 2001
19. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. «Академия», 2002
20. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. Аркти, 2004
21. Севостьянова Е. О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Игры, упражнения, занятия. ТЦ Сфера, 2006
22. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М.: Академия, 2004.
23. Штерн В. Умственная одаренность - СПб., 1997.
Тематика консультаций для педагогов и родителей
Для педагогов (Приложение 6) | Для родителей (Приложение 7) |
1. Консультация: Как научить ребенка общаться? 2. Памятка для воспитателей: Что значит быть эмоциональным одаренным в обществе, где не ценят чувства? 3. Семинар: Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в ДОУ. 4. Семинар: Одаренный ребенок: удача или проблема. 5. Семинар: Особенности работы с одаренными детьми. 6. Консультация: Как развить в ребенке чувство собственного достоинства и уверенность в себе? | 1. Консультация для родителей: Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста 2. Консультация для родителей: Играем на прогулке 3. Консультация для родителей: Отличительные черты одаренных детей 4. Памятки для родителей 5. Родительское собрание "Одаренный ребенок" 6. Консультация для родителей: Что делать с почемучкой? |
3. Развивающий блок:
Цель – проведение развивающих занятий с детьми.