ПОЯВЛЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ФОТОГРАФИИ НА КУЛЬТУРУ ТАТАР




Мир узнал о фотографии в 1939 году. В Париже, во время объединенной сессии обеих Академий - наук и изящных искусств - астроном и физик Луи-Франсуа Араго раскрыл тайны формирования дагерротипов. Французское государство, приобретя фотопроцесс у его изобретателя – Луи Дагера, преподнесло его в дар роду человеческому. Отныне, каждый был вправе беспрепятственно и без ограничений, как во Франции, так и за ее рубежами, внедрять и использовать названный процесс [2, с.24].

Итоги экспериментов, открывшиеся всему миру, конечно же, не могли пройти мимо российской публики. Петербургская Академия наук пристально следила за появлением технических новинок в Западной Европе и отправила в Париж члена-корреспондента И. Х. Гаммеля, чтобы тот собрал информацию об изобретении Дагера и приобрел необходимую аппаратуру [9].

В Париже ученый осваивает дагерротипию под руководством её изобретателя и приобретает всю необходимую для этого процесса аппаратуру, которую отсылает в Санкт-Петербург [8, с.16].

В России новинка быстро начинает пользоваться популярностью и становится частью городской культуры. Появляются новые профессии «фотограф» и «ретушер», новые заведения – фотографические временные и стационарные мастерские. Последние, со временем, становятся в некотором роде ориентирами в городском пространстве.

Начинает формироваться традиция, дошедшая и до наших дней – семейные фотоальбомы. Также появляется мода на фотографические бланки, давшая толчок развитию типографии в нашем городе.

Появление нового жанра – видовой фотографии, а вслед за ним и альбомов с фотографиями видов городов России, позволили сохранить для нас облик нашей страны XIX – XX вв.

В конце позапрошлого столетия развитие фотолюбительства достигло такого уровня, что в столицах и провинции создаются целые фотографические общества и специализированные магазины.

Однако, не смотря на свою популярность, в татарской культуре и жизни фотография прочно закрепилась только в начале XX века. По мнению доктора исторических наук Лилии Рамилевны Габдрафиковой, это было связано как с более поздним развитием фотоуслуг в провинциальных регионах России, так и с особенностями мусульманского мировосприятия.

Как известно, в исламских культурах не приветствуется изображение живых существ. Оно ассоциировалось с воспоминаниями о языческом прошлом. И чтобы не вернуться к идолопоклонству, в исламе на протяжении многих веков отрицательно относились к живописи, а также к другим схожим с ней видам искусств. И, как утверждал татарский богослов Шигабутдин Марджани, запрет на изображение живых существ был обусловлен не собственно требованиями Корана, а лишь желанием пророка оградить арабов от поклонения языческим идолам. Поэтому в отличие от соседних культур, у татар-мусульман не было принято изображать людей, животных или птиц [3]. Фотография также попадала под эту традицию.

Однако отношение к ней у татар было неоднозначное. В результате тесного взаимодействия с соседними культурами, высшие слои татарского общества приобщались к европейским новшествам, в том числе к искусству фотографии. Первые фотоснимки известны еще с 60-х годов XIX века, но это были скорее исключительные случаи. Лилия Рамилевна Габдрафикова приводит в пример коллективную фотографию купцов И.Г. Юнусов, И.И. Апаков, Г. Усманов, М. Мустакимов, которые представляли казанскую депутацию по разным общественным делам.

Многие состоятельные семьи охотно заказывали фотокарточки на память. Между тем, среди богатых татарских купцов встречались и противники этого. Сохранились воспоминания о купце Мухаметшакире Казакове, который был категорически против фотосъемки, поэтому в семье не сохранилось ни одной его фотографии[3].

Таким образом, традиция запрета изображения живых существ в коллективном сознании татарского мусульманского общества была сильна. Она проявлялась не только в повседневной жизни семей, но и в городской культуре.

В татарских журналах начала XX века реклама с изображением людей печаталась в искажённом виде. Как правило, их изображали с обрезанными головами. Такая традиция существовала еще со времен Османской империи: при завоевании территорий современной Турции, Греции и других балканских стран, османы «отрубали» головы античным скульптурам[3].

Важным событием в распространении фотографии среди татар стало появление фотографии одного из самых известных и уважаемых казанских имамов, ученого-богослова Шигабутдина Марджани. Ведь главную роль в духовной жизни играли муллы. Сфотографироваться ученого попросило одно лондонское издательство, и имам выполнил их просьбу.

Уже после его смерти, в 1897 году фотография имама и статья о нем появились на страницах турецкой газеты «Маглюмат». Важным обстоятельством стало то, что фотоснимок богослова был опубликован в мусульманском издании[5].

Значительное влияние оказывало и все более активное распространение фотоуслуг в регионах. С появлением сухого броможелатинового процесса, популярность фотоискусства еще больше возрастает. Так как фотографический процесс становится доступен практически каждому, появляется большое количество фотолюбителей. Как и в крупных городах Российской империи, в Казани они объединяются в фотографическое общество.

Его членами могли стать как мужчины, так и женщины. Не было национальных ограничений. Сразу же создание общества было замечено татарской интеллигенцией и купечеством. Среди его членов были представители таких известных фамилий как Азимов, Айтуганов, Усманов [6, с. 5].

А одним из первых татарских фотографов считается Абдулгази Галтыевич Миннигалеев. Сведений о нем мало. Неизвестно, где и когда он родился. Но проживал Абдулгази Галтыевич в начале XX века в Казани. Не имея в городе собственного дома, он часто менял съемные квартиры. При этом он был достаточно обеспеченным горожанином. Как и многие богатые люди того времени, он увлекался фотографией, но не на любительском, а на профессиональном уровне. На его профессиональную принадлежность указывают косвенные сведения.

В своих исследованиях Лилия Рамилевна Габдрафикова пишет о том, что в архивных делах сохранилась реклама магазина фототоваров Генриха Герингслаке. Скорее всего, Абдулгази Миннигалеев купил свой фотоаппарат или детали к нему в этом заведении. Почти на протяжении десяти лет с 1903 года он страховал свой аппарат и различные детали к нему в Московском страховом от огня обществе [3].

Также Лилия Рамилевна пишет о том, что в фонде Национального музея Республики Татарстан сохранилось несколько снимков Абдулгази Галтыевича. На одном он запечатлён с фотоаппаратом на штативе. На заднем фоне - небольшая выставка фотографий. Возможно, это его работы. Снимок датируется началом XX века. В фонде имеется и служебная карточка, выданная ему Казанским губернским земством как участнику Международной выставки в Казани в 1909 году. В ней есть приписка о том, что Миннигалеев Абдулгази Галтыевич является помощником фотографа Частихина [3]. Об уровне его мастерства свидетельствует и тот факт, что он был награжден бронзовой медалью за жанровую съемку на Второй Казанской фотографической выставке [7].

Фотоискусством увлекались люди различных сословий, профессий и полов. И последнее обстоятельство стало еще одним шагом к раскрепощению татарских женщин. Обычно они находились на своей половине дома и не показывались чужим мужчинам. Поэтому и сфотографироваться для них было затруднительно, так как тогда девушка должны была показать свое лицо мужчине-фотографу. С появлением женщин-фотографов новинка стала для татарских женщин более доступной.

Фотографии показывались родственникам и друзьям семьи, и женщины в любом случае представали на совместном снимке с мужем перед его близкими товарищами.

Лилия Рамилевна Габдрафикова приводит в пример слова Фатиха Амирхана своему другу Ризвану Алуши: «То, что ты разрешил мне посмотреть на снимок Фарханы, говорит о твоей спокойной природе». Алуши прислал ему в 1906 году свою фотографию, где он был запечатлен с молодой женой Ф. Ибрагимовой [4].

Кроме того, фотоснимки играли важную роль в выборе супруга или супруги. Появление фотоснимков облегчило процедуру сватовства. Девушке показывали фотографию потенциального жениха, и она уже решала — нравится он ей или нет. Если фотографию будущего мужа давали только перед бракосочетанием, то невеста уже имела представление за кого ей предстоит выйти замуж.

 

Распространение фотоуслуг повлияло и на развитие татарского изобразительного искусства.

Стоит отметить, что профессиональное изобразительное искусство в Татарстане сложилось лишь в ХХ веке. В своем развитии оно вобрало в себя, с одной стороны, традиции народного декоративного искусства, а с другой, – развивалось под влиянием русской и зарубежной школы живописи.

До начала XX века в татарском народном изобразительном творчестве господствовало искусство орнамента с использованием растительно-цветочных мотивов и полихромией в вышивке, кожаной мозаике, шамаилях и книжной графике. Художественное значение имела татарская арабская каллиграфия. Переписывание книг было любимым занятием татар. В роли переписчиков нередко выступали известные ученые и религиозные деятели. В качестве украшений вводились элементы растительно-цветочного орнамента, красочные виньетки и декоративные заставки. Искусство каллиграфии нашло свое воплощение и в таком виде мусульманского искусства, как шамаили. Это картины с изречениями из Корана, молитвами, афоризмами или поэтическими строками, которые играли роль оберегов и вывешивались на самых почетных местах в доме.

В ХХ столетии, в связи с атеистическими идеями в мировоззрении, влияниями русских и европейских традиций, в том числе и фотографии с её портретным жанром, национальное изобразительное искусство приобретает более прочные связи с реальностью и проблемами современности.

В 20-е годы важное место в искусстве занимает графика. Именно в ней шли поиски новых тем и образов, отражающих революционный порыв и те грандиозные перемены, которые происходили в жизни страны. Теперь целью художников становится отображение важнейшего момента истории в его революционном порыве. Объектом изображения была современная действительность с образами красноармейцев, быта рабочих, крестьян, портретами деятелей революции и героев труда [1, с. 209-211].

Таким образом, не смотря на то, что фотография прочно вошла в культуру татар достаточно поздно, её появление повлекло за собой серьезные изменения. Прежде всего, меняется взгляд на изображение человека. Если раньше люди, как правило, не изображались, или рисовались с обрезанными головами, то после появления фотографии и её портретного жанра, к изображению человеческого лица стали относится более лояльно.

Кроме того, популярность фотографии и появление женщин-фотографов, стало еще одним шагом к раскрепощению татарских женщин. Теперь они могли испробовать новинку, не нарушая при этом мусульманских традиций.

Фотографии демонстрировались родным и близким, и женщина в любом случае представала на совместном снимке с мужем перед его товарищами.

Кроме того, фотоснимки облегчали и процесс сватовства: девушке показывалась фотография парня и она решала нравиться он ей или нет.

1. Алмазова А.А. Художественная культура Татарстана в контексте социальных процессов и духовных традиций: очерки / А.А. Алмазова. – Казань: Казан. ун-т, 2013. – 246 с.

2. Беньямин В. Краткая история фотографии/ Пер. с нем. С.А. Ромашко. – Москва: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013..- 88 с.

3. Габдрафикова Л.Жил был фотограф один…[Электронный ресурс] // Журнал «Казань». 2016. № 2. URL: https://kazan-journal.ru/news/mashina-vremeni/zhil-byil-fotograf-odin (дата обращения:24.09.2020 г.)

4. Габдрафикова Л. Татары и фотография: Гаспринского на мыло, женитьба по портрету и первые фотолюбители[Электронный ресурс] / URL:: https://realnoevremya.ru/articles/63246-istoriya-proniknoveniya-fotografii-v-sredu-tatar-prodolzhenie (дата обращения: 22.09.2020 г.)

5. Габдрафикова Л. Татары и фотография: швея без головы, портреты Марджани и Фахреддина и «харам» от Баруди[Электронный ресурс] / URL::https://realnoevremya.ru/articles/62378-istoriya-proniknoveniya-fotografii-v-sredu-tatar (дата обращения: 23.09.2020 г.)

6. Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство «Титул», 2003.- 256 с.

7. Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.- 358 с.

8. Левашов В. Лекции по истории фотографии. – М: «Тримедиагруп», 2014.- 484 с.

9. Уйманен О.Ф. Фотография второй половины XIX - начала XX в. в культурном наследии России [Электронный ресурс] // Вестник СПбГУКИ. 2015. №1. Электрон.версия печат. публ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fotografiya-vtoroy-poloviny-xix-nachala-xx-veka-v-kulturnom-nasledii-rossii

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: