Существенным источником шума на селитебных территориях является железнодорожный транспорт. Территорию Зыковского сельского совета пересекает железнодорожная магистраль Главсиб. Железная дорога проходит через п.Зыково.
Согласно рекомендациям СНиП 2.07.01-89* жилая застройка должна быть отделена от железной дороги санитарно-защитной зоной 100 м. Ближайшие жилые дома располагаются на расстоянии менее 50 м от железнодорожного пути.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона от железных дорог устанавливается с учетом величины вредного воздействия. Для электрифицированной железной дороги определяющим видом вредного воздействия является шум от проходящих составов.
Допустимые эквивалентные уровни звука (СН 2.2.4\2.1.8.562-96) составляют:
- для территорий жилой застройки:
с 7 до 23 ч LAэкв.доп = 55 дБА;
с 23 до 7 ч LAэкв.доп = 45 дБА;
- для расчетной точки, расположенной в 2 м от наружной стены здания, обращенной к магистрали:
с 7 до 23 ч LAэкв.доп = 55+10+0 = 65 дБА;
с 23 до 7 ч LAэкв.доп = 45+10+0 = 55 дБА;
Допустимые максимальные уровни звука (СН 2.2.4\2.1.8.562-96) составляют:
- для территорий жилой застройки:
с 7 до 23 ч LAэкв.доп = 70 дБА;
с 23 до 7 ч LAэкв.доп = 60 дБА;
- для расчетной точки, расположенной в 2 м от наружной стены здания, обращенной к магистрали:
с 7 до 23 ч LAэкв.доп = 70+10+0 = 80 дБА;
с 23 до 7 ч LAэкв.доп = 60+10+0 = 70 дБА;
Скорость движения принята для электропоездов, пассажирских и грузовых составов – 40 км/ч.
Уровень шума от железной дороги на прилегающей территории рассчитан исходя из интенсивности движения подвижного состава с учетом средней скорости движения по направлениям по методике СП 23-104-2004 «Оценка шума при строительстве и эксплуатации объектов метрополитена»:
Таблица 8
Интенсивность движения транспорта и уровни шума от железной дороги в п. Зыково
Время, период | Пассажирские поезда (в парах) | Электропоезда (в парах) | Грузовые поезда (в парах) |
с 7 ч. 00 мин. до 23ч. 00мин. | 23,5 | ||
с 23 ч. 00 мин. до 7 ч. 00 мин. | 9,5 |
Расчет уровней шума от железной дороги
Расчет эквивалентного уровня звука, создаваемого пассажирскими поездами, необходимо производить согласно следующей формуле:
LA экв =20.4 + 10 lg (n) + 16.6 lg (ν) – 10 lg (r) + 10 lg (l)
где n - число пар поездов в час, пар/ч;
v - скорость движения поезда, км/ч;
r - расстояние между приемной точкой и осью пути, ближайшего к расчетной точке, м;
l - длина поезда, м.
Уровень звука на расстоянии 25 м составит:
День: LA экв =20.4+10∙lg(1,4)+16.6∙lg(40)–10∙lg (25)+10∙lg(600) = 62,3 дБА
Ночь: LA экв =20.4+10∙lg (1,2)+16.6∙lg (40)–10∙lg (25)+10∙lg (600) =61,6 дБА
Уровень звука на расстоянии 100 м составит:
День: LA экв =20.4+10∙lg(1,4)+16.6∙lg(40)–10∙lg (100)+10∙lg(600) = 56,2 дБА
Ночь: LA экв =20.4+10∙lg (1,2)+16.6∙lg (40)–10∙lg (100)+10∙lg (600)=55,6 дБА
Расчет эквивалентного уровня звука, создаваемого грузовыми поездами, необходимо производить согласно следующей формуле:
LA экв =25.6 + 10 ∙lg (n) + 16.6∙lg (ν) – 10∙lg (r) + 10∙lg (l)
Уровень звука на расстоянии 25 м составит:
День: LA экв =25.6+10 lg (1,5)+16.6 lg(40)–10 lg (25)+10 lg (1000) = 70,0 дБА
Ночь: LA экв =25.6+10 lg (3,1)+16.6 lg (40)–10 lg (25)+10 lg (1000) = 73,2 дБА
Уровень звука на расстоянии 100 м составит:
День: LA экв =25.6+10 lg (1,5)+16.6 lg(40)–10 lg (100)+10 lg (1000)= 64,0 дБА
Ночь: LA экв =25.6+10 lg (3,1)+16.6 lg (40)–10 lg (100)+10 lg (1000) = 67,1 дБА
Расчет эквивалентного уровня звука, создаваемого пригородными электропоездами, необходимо производить согласно следующей формуле:
LA экв =11,1 + 10 ∙lg (n) + 24,9 ∙lg (ν) – 10∙lg (r) + 10 ∙ lg (l)
Шумом, создаваемым электропоездами в ночное время, можно пренебречь ввиду того, что проходит только 1 пара электропоездов за период с 23 ч до 7 ч. утра.
Уровень звука на расстоянии 25 м составит:
День: LA экв =11,1+10 lg (1,9)+24,9 lg(40)–10 lg (25)+10 lg (240) = 63,6 дБА
Уровень звука на расстоянии 100 м составит:
День: LA экв =11,1+10 lg (1,9)+24,9 lg(40)–10 lg (100)+10 lg (240) = 57,6 дБА
Расчетные эквивалентные уровни звука на расстоянии 100 м составят:
С 7 до 23 ч.
Пассажирские поезда LAэкв = 56,2 дБА
Грузовые поезда LAэкв = 64,0 дБА
Пригородные электропоезда LAэкв = 57,6 дБА
При сложении эквивалентных уровней в точке, удаленной от источника шума на 100 м уровень шума от железной дороги составит 65,5 дБА. Нормативный уровень шума составляет 55 дБА.
С 23 до 7 ч.
Пассажирские поезда LAэкв = 55,6 дБА
Грузовые поезда LAэкв = 67,1 дБА
При сложении эквивалентных уровней уровень шума от железной дороги составит 67,4 дБА.
Расчетные эквивалентные уровни звука на расстоянии 25 м составят:
С 7 до 23 ч.
Пассажирские поезда LAэкв = 62,3 дБА
Грузовые поезда LAэкв = 70,0 дБА
Пригородные электропоезда LAэкв = 63,6 дБА
При сложении эквивалентных уровней уровень шума от железной дороги составит 71,5 дБА. Нормативный уровень шума составляет 55 дБА.
С 23 до 7 ч.
Пассажирские поезда LAэкв = 61,6 дБА
Грузовые поезда LAэкв = 73,2 дБА
При сложении эквивалентных уровней уровень шума от железной дороги составит 73,8 дБА.
Расчет максимального уровня звука, создаваемого пассажирскими поездами, необходимо производить согласно следующей формуле:
.
Максимальный уровень звука на расстоянии 25 м составит:
LA экв =27,68+35lg (40)+ 10 lg [arctg(600/2∙25) /25]= 88,3 дБА
Уровень звука на расстоянии 100 м составит:
LA экв =27,68+35lg (40)+ 10 lg [arctg(600/2∙100) /100]= 79,5 дБА
Расчет максимального уровня звука, создаваемого грузовыми поездами, необходимо производить согласно следующей формуле:
.
Максимальный уровень звука на расстоянии 25 м составит:
LA экв =40.5+26.6∙lg (40)+ 10∙ lg [arctg(1000/2∙25) /25]= 88,5 дБА
Уровень звука на расстоянии 100 м составит:
LA экв =40.5+26.6∙lg (40)+ 10∙ lg [arctg(1000/2∙100) /100]= 81,9 дБА
Расчет максимального уровня звука, создаваемого пригородными электропоездами, необходимо производить согласно следующей формуле:
.
Максимальный уровень звука на расстоянии 25 м составит:
LA экв =36,8+34,9∙lg (40)+ 10∙ lg [arctg(240/2∙25) /25]= 96,8 дБА
Уровень звука на расстоянии 100 м составит:
LA экв =36,8+34,9∙lg (40)+ 10∙ lg [arctg(150/2∙100) /100]= 87,0 дБА
Расчетные максимальные уровни звука на расстоянии 25 м составят:
Пассажирские поезда LAэкв = 88,3 дБА
Грузовые поезда LAэкв = 88,5 дБА
Пригородные электропоезда LAэкв = 96,8 дБА
Расчетные максимальные уровни звука на расстоянии 100 м составят:
Пассажирские поезда LAэкв = 79,5 дБА
Грузовые поезда LAэкв = 81,9 дБА
Пригородные электропоезда LAэкв = 87,0 дБА
Таким образом, эквивалентные и максимальные уровни шума на расстоянии 25, 100 и 250 м (таблица 9) от железнодорожного пути превышают норму в жилой застройке в дневное и ночное время.
Таблица 9.
Эквивалентные уровни звука, создаваемого подвижным составом ЖД
Типы поездов | Время суток | Число пар поездов в час, пар/ч; | Расстояние от источника до расчетной точки, м | Длина поезда, м | Эквивалентные уровни звука, создаваемого при движении поездов, дБА | Норма для жилой территории, дБА | Максимальные уровни звука, создаваемого при движении поездов, дБА | Норма для жилой территории, дБА | Снижение звука экраном | Уровень шума с учетом экрана, дБА | |
эквивалентные | максимальные | ||||||||||
пассажирские поезда | день | 1,4 | 52,258 | 70,957 | 24,258 | 42,957 | |||||
1,4 | 56,237 | 79,504 | 28,237 | 51,504 | |||||||
1,4 | 62,258 | 88,347 | 34,258 | 60,347 | |||||||
ночь | 1,2 | 51,588 | 70,957 | 23,588 | 42,957 | ||||||
1,2 | 55,568 | 79,504 | 27,568 | 51,504 | |||||||
1,2 | 61,588 | 88,347 | 33,588 | 60,347 | |||||||
грузовые поезда | день | 1,5 | 59,976 | 76,166 | 31,976 | 48,166 | |||||
1,5 | 63,955 | 81,921 | 35,955 | 53,921 | |||||||
1,5 | 69,976 | 88,502 | 41,976 | 60,502 | |||||||
ночь | 3,1 | 63,163 | 76,166 | 35,163 | 48,166 | ||||||
3,1 | 67,143 | 81,921 | 39,143 | 53,921 | |||||||
3,1 | 73,163 | 88,502 | 45,163 | 60,502 | |||||||
электропоезда | день | 1,9 | 53,602 | 78,085 | 25,602 | 50,085 | |||||
1,9 | 57,581 | 86,955 | 29,581 | 58,955 | |||||||
1,9 | 63,602 | 96,756 | 35,602 | 68,756 | |||||||
ночь | 0,1 | - | 78,085 | - | 50,085 | ||||||
0,1 | - | 86,955 | - | 58,955 | |||||||
0,1 | - | 96,756 | - | 70,756 |
Из расчета видно, что расстояние в 100 и даже в 250 м не обеспечивает комфортных условий относительно шума железнодорожного транспорта. Организация санитарно-защитной зоны такого размера потребует сноса очень большого количества жилых домов, что в пределах расчетного срока неосуществимо. Проектом предлагается на первую очередь запрещение нового жилого строительства в полосе до 100 м от железной дороги.
Проектом так же предлагается устройство шумозащитного экрана вдоль железной дороги для обеспечения акустического комфорта на жилых терриориях (таб. 9). Для защиты помещений в жилых домах наиболее эффективно применение стеклопакетов (ГОСТ 24866-99).
Проектом предлагается реконструкция дорожной сети сельсовета. В расчетах шумового загрязнения учтены существующие реконструируемые и планируемые на перспективуавтодороги:
− автомобильная дорога общего пользования «Красноярск-Лукино-Зыково», III категория, участок «Красноярск-Лукино» – 4 полосы движения, капитальное покрытие;
− автомобильная дорога общего пользования «Красноярск-Лукино-Зыково», участок «Лукино-Вознесенка-Бархатово-Есаулово» в обход Зыково через переезд Транссибирской магистрали в разных уровнях – 2 полосы движения, III категория, капитальное покрытие;
− автомобильная дорога «Зыково–Вознесенка» – 2 полосы движения, III категория, капитальное покрытие;
− автодорога «Зыково-Лопатино» – 2 полосы движения, III категория, капитальноу покрытие.
Улицы в поселках и деревнях имеют ширину, как правило, не более 30 м в красных линиях, расширение их связано со сносом. Недостаточно места и для создания шумозащитного озеленения.
Обеспечение акустического комфорта в помещениях возможно при использовании шумозащитного остекления, применением шумозащитных экранов и, там где это возможно, озеленения.
Изменения в транспортной структуре сельсовета и в поселках представлены в соответствующих разделах.
Снижение транспортного шума на жилых территориях достигается следующими мероприятиями:
- функциональным зонированием территории с формированием отдельных от селитьбы промышленных зон, пропуском грузового транспорта в обход жилых микрорайонов;
- формированием рациональной транспортно-планировочной структуры проектируемой территории;
- трассировкой автодорог с транзитным транспортом в обход жилых территорий: обход д.Лукино при реконструкции дороги «Красноярск-Лукино-Зыково», обход п.Зыково при проведении автодороги «Лукино-Вознесенка-Бархатово-Есаулово»;
- запрещение нового жилищного строительства в зоне акустического дискомфорта от железной дороги. Выполнение проекта устройства шумозащитного экрана.
- устройство акустических экранов вдоль улиц с интенсивным движением транзитного транспорта;
- использование шумозащитного остекления для обеспечения акустического комфорта в помещениях.
- формированием общей системы зеленых насаждений, способствующей шумозащите, созданию тихих зон для отдыха населения.