Тема: «Формирование культуры здоровья детей через создание и развитие школьных лиг по видам спорта».




Бабынин Юрий Алексеевич

В раздел: региональная политика в сфере обеспеченья здоровья и формирования здорового образа жизни детей и молодежи.

Тема: «Формирование культуры здоровья детей через создание и развитие школьных лиг по видам спорта».

За последнее время наше общество разительно изменилось, а вместе с ним и способы времяпрепровождения, которыми пользуются дети. Они могут гулять и одновременно разговаривать по мобильному телефону и проводить часы, имея доступ к информации в интернете, у портативных компьютеров. Многие образы, которые дети видят на экране телевизора, не являются позитивными с точки зрения здорового образа жизни. Этот «прогресс» был оплачен ценой того, что было принято считать само собой разумеющимся – физической активностью детей.

Уровень посещаемости спортивных мероприятий и других программ для занятий физической активностью снизился, поскольку многие дети и их семьи предпочитают другие занятия, требующие меньших физических усилий [1]. Участие в физкультурно-спортивной деятельности является значимым аспектом не только потому, что во многом обуславливает вовлечение в спорт в будущем, но также, поскольку это важнейший инструмент детского развития. Для того чтобы развивать свою самооценку и личностную идентичность, необходим опыт движения[4]. А ограничение мышечной деятельности, в свою очередь, приводит к гипокинезии и гиподинамии организма. Гипокинезия – снижение общего объема двигательной активности, и гиподинамия– снижение силы и тонуса сокращений, уменьшение напряжения мышечной системы.[3]

Известно, что одним из средств профилактики сердечнососудистых заболеваний в клинической медицине является физическая культура и физическая активность [2].

В настоящее время в Белгородской области учреждения дополнительного образование детей физкультурно-спортивной направленности переводится из системы образования в управление физической культуры и спорта. Все эти учреждения должны заниматься подготовкой резерва для спорта высших достижений. В сложившейся ситуации массовый спорт и детский спорт могут остаться без внимания.

Кто возьмет на себя функцию по развитию массового спорта, кто предложит методики в сфере «спорт для всех»?

На данный момент в управлениях физической культуры и спорта районов и городов слабо развита методическая работа, логично было бы доверить всю эту работу федерациям по видам спорта, но с функциями, которые получили от управления физической культуры и спорта они справляются не всегда. Как и чем занять детей, которые не проходят отбор в олимпийский резерв, как повысить количество занимающихся физической культурой на любительском уровне, как сделать эти занятия любимым хобби на всю жизнь и чьими силами воспитать эти чувства - вот какие вопросы остаются после переподчинения учреждений дополнительного образования детей перед управлениями образования.

Все попытки создания проектов по развитию отдельных видов спорта упираются в одну неразрешимую проблему – кадры, которые будут работать по нему. Обучение специалистов, финансовое обеспечение их работы в представленных проектах не оговаривается.

 

Как складывается ситуация на данный момент:

• большинство спортивных залов принадлежат образовательным учреждениям, после окончания уроков пользуются ими тренеры-преподаватели управления физической культуры и спорта по заключенным договорам на безвозмездной основе, а значит затраты за эксплуатацию оплачивает образовательное учреждение;

• отсутствуют школьные лиги по видам спорта;

• работа школьных спортивных клубов сводится к ведению статистики результатов обучающихся, которые получены в учреждениях дополнительного образования детей;

• низкий уровень подготовки в видах спорта из-за небольшого количества соревнований;

• отсутствие обучения и воспитания болельщиков.

Как будет:

• необходимо создать нормативно-правовую базу для введения должности тренера-преподавателя в штатное расписание общеобразовательного учреждения с оплатой труда рекомендованной департаментом образования Белгородской области для учреждений дополнительного образования детей;

• после создания школьных лиг по видам спорта, результаты деятельности обучающихся и тренера-преподавателя пойдут в зачет образовательного учреждения. Лига А – обучающиеся 9-11 классов, лига Б – обучающиеся 5-8 классов;

• для школьных лиг предлагается развитие зальных командных видов спорта, т.к. учебный год 9 месяцев, из них 6 зимних.

• Создание календаря игр. Проведение соревнований лиг в спортивных залах образовательных учреждений с сентября по март (каждую субботу), апрель – финалы;

• укрепление традиций школьного спортивного клуба;

• воспитание болельщиков. Развитие движения поддержки команд (черлидинг).

Ожидаемые риски:

Риск Ожидаемые последствия наступления риска Мероприятия по предупреждению наступления риска Действия в случае наступления риска
1. Отсутствие руководящего органа управления школьными лигами Отсутствие календарей соревнований для лиг Самостоятельная верстка календаря соревнований органами управления образованием Предложение федерациям по видам спорта кураторства над школьными лигами по видам спорта
2. Судейство соревнований коллегией судей по видам спорта Отсутствие квалифицированных специалистов для судейства соревнований. Создание нормативно-правовой базы для внесения вступительных взносов, чтобы обеспечить оплату судейства. Заключение договора с НИУ БелГУ, педагогическим колледжем Использование кадров муниципальной системы образования, создание условий для повышения их квалификации
  Недостаточное количество специалистов, желающих включиться в реализацию проекта Малочисленный состав лиг, школ желающих включиться в проект Общее собрание педагогического коллектива решает вопрос о выборе видов спорта и вступления в лиги Внесение изменений в проект.

 

Привлечение молодых специалистов, студентов к работе в школьных лигах даст им положительный опыт, подготовит к дальнейшей работе.

В одном общеобразовательном учреждении должны быть созданы равные условия для участия в выбранной лиге девушек и юношей. Выбор видов спорта для мужской и женской команды связан с традициями в данном учреждении, и это необязательно один вид спорта.

Список литературы:

1. Пирсон А. Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет/Алан Пирсон, Дэвид Хокинс; пер. с англ. Л.И. Заремской.-М.:АСТ:Астрель,2011.-320с.:ил.

2. Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Мониторинг здоровья и функциональная подготовленность высококвалифицированных спортсменов в процессе учебно-тренировочной работы и соревновательной деятельности [Текст]: монография / Ф.А. Иорданская, М.С. Юдинская. – М.: Советский спорт,2006. – 186 с.:ил.

3. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст]: монография / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков. – М.: Советский спорт,2006. – 280 с.

4. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов [Текст]: хрестоматия / Сост. и общая редакция И.П. Волкова, Н.С. Цукиновой М.: Советский спорт,2005. – 286 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: