Учителям в Финляндии живется хорошо




Они освобождены от составления отчетов, институт школьных инспекторов упразднен, аттестация учителей отсутствует. Учителя на основе государственных стандартов самостоятельно подбирают учебники, составляют тесты и методику преподавания. Педагогический рай! – Но чтобы попасть в него, придется попотеть.

Первая стадия отбора – вступительные экзамены в университет (конкурс 15 человек на место). Он включает собеседование, во время которого преподаватель из университета, школьный учитель и муниципальный чиновник, отвечающий за образование, выясняют, для чего абитуриент выбрал этот факультет, что он знает о будущей профессии. Второе собеседование проходит с бакалаврами, которые решили продолжать учебу для получения степени магистра (конкурс 4-5 человек на одно место). Ну и, наконец, беседа с работодателем той школы, где новоиспеченный учитель хотел бы работать – всего процентов 30 выпускников проходят удачно этот отбор и трудоустраиваются с первого захода.

Но даже им постоянная работа учителем еще не гарантирована. Сначала надо пройти полугодовой испытательный срок. После это работа почасовиком. Бывают случаи, когда на постоянную работу учитель трудоустраивается лет через десять – до этого он, по нашим меркам, работает по совместительству, в конце учебного года увольняется, летом не работает (з/п не получает).

Отстающие и репетиторство

В основной школе (1-9 класс) имеются спецучителя для работы с отстающими детьми и детьми с неадекватным поведением. Такая необходимость вызвана тем, что каждый четвертый финский ученик не успевает усваивать программу. И шалунов хватает. С ними спецучителя работают индивидуально или в составе группы по 5-7 человек по 2-3 часа в неделю.

В гимназии такие поблажки отсутствуют, уровень образования высокий. Предполагается получение знаний на всём протяжении обучения, а не за месяц до вступительных экзаменов, интенсивно и за деньги – поэтому институт репетиторства отсутствует. Для поступления в вуз обычно достаточно знаний, полученных в гимназии. Плюс имеется достаточное количество подготовительных курсов для желающих позаниматься дополнительно – но это дорого (30-40 евро в час).

Подход к обучению

Подход к обучению в Финляндии иной, чем в странах бывшего СССР. Самое потрясающее впечатление: "Учащийся обязан сам всё выучить". Ученики делают очень много самостоятельной работы, преподаватель в школе не стоит у доски и не рассказывает материал 70% времени урока. Задачей ученика ставится активность и самостоятельность (принцип «брать знания»), а не пассивное слушание учителя. Финские учителя стимулируют поиск информации в интернете и в библиотеках.

В финских школах на уроках можно не слушать учителя и заниматься своим делом. Например, если на уроке литературы демонстрируется учебный фильм, но ученику не хочется его смотреть, он может взять любую книгу и читать. Важно не мешать другим.

Очень важный принцип – "Больше полезных знаний!". Финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки. В школах учат, скажем, тому, что если человек получает наследство от бабушки, мамы или тети, то ему придется платить разную степень налогов.

Отчет агента 006

1. Дети финнов не идут в школу, пока им не исполнится семь лет.

2. Первые шесть лет учебы в школе знания детей не оцениваются вовсе. Существует только один обязательный стандартизированный тест в Финляндии, который проводится, когда детям исполняется 16 лет.

3. 30% учеников пользуются дополнительной помощью в первые девять лет обучения. При этом все дети, умнее или глупее, продолжают учиться в одном классе. Разница между самыми сильными и самыми отстающими школьниками – минимальная в мире.

4. Учителя проводят только 4 часа в день в школе и 2 часа в неделю посвящают профессиональному совершенствованию. Число учителей в Финляндии сравнимо с Нью-Йорком, хотя учеников намного меньше (600 тыс. по сравнению с 1,1 млн).

5. Все учителя в Финляндии должны иметь степень магистра, которая полностью субсидируется. Учителей набирают из топ-10% выпускников университетов. Финские учителя имеют тот же социальный статус, что и доктора или юристы.

6. Согласно международному исследованию 2001 г. финские дети были в топе, или очень близко к верхним позициям, в науках, чтении и математике. Финляндия опережает страны со сходной демографической ситуацией, например Норвегию, где система образования аналогична США.

Финальное брюзжание

"Задания, использующиеся в исследовании PISA для оценки понимания школьниками общенаучных текстов, исключительно близки тем, которые используются в финских школах для развития аналитического мышления. В главных своих чертах при подготовке тестов PISA за основу была взята финская модель". – Может быть, именно поэтому финские школьники показывают в ПИСЕ такие хорошие результаты? А если им дать наше ЕГЭ, то они спекутся?

А ещё финское министерство образования напоминает молодых родителей, жутко гордящихся тем, что благодаря их "развивающим занятиям" ребенок начал говорить в год (а у соседей в три еще не разговаривает). Мы, опытные родители, говорим на это: "Да не волнуйтесь вы так, в 8 лет оба будут трещать совершенно одинаково". – Аналогично: финские школьники регулярно показывают самый высокий уровень знаний во всем мире. – И что? Успехи финского образования как-то отражаются на финской экономике и финской науке?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: