Подготовиться к проверочной работе по теме «Социальный контроль»




Практический блок

1. Заполнить схему «Социализация»

 

 

Контролирующий блок

проверка схемы и конспекта на следующем очном уроке 13.10

Подготовиться к проверочной работе по теме «Социальный контроль»

 

 

Социализация личности

1) Понятие социализации

2) Механизмы социализации: подражания, имитация, иденти­фикация; полоролевая идентификация (маскулинность/фемининность); социальной оценки желаемого поведения (фасилитация/ингибиция); конформность,негативизм.

3) Стадии социализации: адаптация, индивидуализация и интеграция.

4) Факторы социализации: микрофакторы; мезафакторы; макрофакторы; мегафакторы

5) Институты социализации: семья, школа (или школьный класс), производствен­ная группа.

 

2.2.1.Понятие социализации

Истоки современных теорий социализации, по мнению многих ав­торов, находятся в трудах французского социолога Габриэля Тарда, считавшего, что основа социальной жизни — усвоение индивидуаль­ными сознаниями существующих верований, убеждений. Понимание желаний и намерений других и взаимодействие на этой основе. В центре социальной жизни лежит отношение нашего «Я» к другим «Я», непрестанное взаимное влияние. Основным механизмом та­кого взаимодействия (или социализации) Г. Тард провозгласил подра­жание, регулируемое обществом через свои социальные институты — систему образования и воспитания, семью, общественное мнение, а отношения «учитель — ученик» — типовым социальным отношением.

Возникновение же самого термина «социализация» связывают с именем американского социолога Ф.Г. Гиддингса, который назвал так процесс формирования личности, происходящий как в результате стихийного воздействия окружения, так и благодаря воздействиям общества «согласно сознательному плану». Подобные воздействия исходят от семьи, школы и других элементов «общественного орга­низма» и носят воспитательную направленность.

В социальную психологию, понятие «социализация» было введе­но в 40-50-е годы А. Бандурой, Дж. Кольманом и др.

В современном понимании термин «социализация» имеет несколь­ко значений, и интерпретации разных авторов не всегда совпадают. Это объясняется тем, что данное понятие является междисциплинар­ным и, наряду с социальной психологией, широко используется в со­циологии, педагогике, социальной педагогике, философии.

В самом общем виде его определяют как «...влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах утвержде­нию себя и выполнению различных социальных ролей».

Г.М. Андреева определяет социализацию следующим образом:

«социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхож­дения в социальную среду, систему социальных связей; с другой сто­роны..., процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного вклю­чения в социальную среду,...человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации».

А. В. Мудрик, автор наиболее основательной теории социализа­ции в отечественной литературе, дает следующее определение: социа­лизация - это «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенап­равленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных эта­пах. Сущность социализации состоите сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества»

В словаре по психологии социализация определяется как «про­цесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности»

 

2. Механизмы социализации (рассмотрим на очном уроке)

3. Стадии социализации.

В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. А.В.Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено гро­мадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхож­дение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правила­ми поведения, социальными ролями; усвоение простых форм дея­тельности. Человек, собственно, обучается быть личностью. Это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Примером тому являются фералъные люди.

Феральные люди - это те, кто по каким-то причинам не про­шел процесс социализации, т.е. не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта. Это те индивидуумы, которые выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных (определение К.Линнея). Когда таких детей находили, то выяснялось, что никакие процессы воспитания и обучения уже не являются достаточно результативными. Дети так и не смогли адаптироваться в обществе людей. Они не могли, например, усво­ить язык, простые социальные привычки и нормы поведения. Но вели себя так, как это принято среди животных. И только после многочисленных усилий исследователей, направленных на соци­альное обучение феральных детей, были получены некоторые ре­зультаты. Такие дети кое-как могли общаться со своими сверст­никами в интернатах для умственно отсталых.

Очевидно, что ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому впоследствии. В отличие от взрослого человека, ко­торый, даже проведя много времени в одиночестве (модель соци­альной жизни Робинзона Крузо), остается человеком как лично­стью, легко возвращается к людям и воссоздает свои социальные привычки, связанные с культурой того общества, где он вырос. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важ­ной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы.

На стадии индивидуализации происходит некоторое обособле­ние индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность - субъект общественных отношений. Человек, уже усво­ивший определенные культурные нормы общества, способен про­явить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто но­вое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его лич­ность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй - воспроизводство, причем в индивидуальных и непо­вторимых формах. Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результа­том адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Речь идет о процессе реализации своего Я, самопроявлении как индивидуальности (на уровне темпе­рамента, типологических свойств высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей), так и личности (на уровне убежде­ний, ценностей, интересов, социально-личностных особенностей). Стадия индивидуализации способствует проявлению именно того, чем один человек отличается от другого. В то же время индивид подходит к проблеме разрешения противоречия между человеком и обществом, но пока еще это противоречие до конца не решается, поскольку не достигается соответствующего баланса, и личность недостаточно интегрируется в окружающий социальный мир.

Интеграция - третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом. Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм. Очевидно, что данный про­цесс весьма сложен, поскольку современное общество характери­зуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии. Однако существуют оптимальные способы жизнедеятельности, которые в наибольшей степени способствуют адаптации кон­кретного человека. На этой стадии, кроме того, складываются так называемые социально-типические свойства личности, т.е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности дан­ного человека к определенной социальной группе. Б.Г.Ананьев относил формирование социально-типических черт характера, как и образование социальных установок личности, к психоло­гическим эффектам, которые свидетельствуют о мере и глубине социализации.

 

4. Факторы социализации

 

Всю совокупность факторов, под воздействием которых осуществ­ляется социализация, можно разделить на три группы:

· Микрофакторы --- семья, школа, внешкольные объединения, не­формальные объединения;

· Макрофакторы --- этнокультурные условия, тип поселения, в кото­ром живет и развивается человек, средства массовой коммуни­кации;

· Мезафакторы -- общество, государство;

· Мегафакторы -- планета в целом, космос.

 

В ряде концепций семья рассматривается как важнейший институт социализации. В семье происходит формирование первых навыков взаимодействия, осваивание первых социальных ролей, формирова­ние черт маскулинности и фемининности, то есть мужественности и женственности.

Формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным; идейным и культурным ценностям.

Вместе с тем семья уже не играет той самодовлеющей роли, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традици­онной роли отца, трудовая занятость женщин и т. д.).

Не менее значимым фактором социализации является школа. По­мимо того, что в школе дается систематическое образование, она, в той или иной мере, готовит человека к жизни в обществе. Школа, по сравнению с семьей, гораздо в большей мере зависит от общества и государства. Правда, эта зависимость сильно различается в тотали­тарных и демократических государствах. Но в любом случае, в школе закладываются первичные представления человеку как гражданину, что может как способствовать, так и препятствовать его дальнейшему вхождению в гражданскую жизнь.

По мере увеличения времени, проводимого детьми и подростками вне семьи и школы, возрастает значение общества сверстников, ко­торое может значительно перевешивать влияние как родителей, так и учителей.

К этому следует добавить, что общество сверстников очень нео­днородно. Оно может направляться взрослыми (различные внешколь­ные коллективы и организации), а может представлять стихийные и неформальные сообщества.

Своеобразную конкуренцию школе представляют средства мас­совой коммуникации (печать, радио, телевидение, компьютерные сети). Их роль и значение быстро возрастают"'.

Некоторые из них (печать, телевидение) сравнительно легко под­даются планированию и контролю. Другие (Интернет) гораздо в мень­шей степени.

Оказывает влияние на процессы социализации и принадлежность к тому или иному этносу. Этнос - это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладаю­щих общими чертами, стабильными особенностями культуры и психи­ческого склада, а также сознанием своего единства и отличия от дру­гих подобных образований».

Этнические особенности характеризуют не отдельного человека, а многочисленные группы. Формирование этносов происходит на про­тяжении длительного времени (веков и тысячелетий) под влиянием совокупности целого ряда факторов (особенности природно-географической среды, экономические, религиозные, социальные и другие).

Для каждого этноса характерен определенный духовный склад — менталитет. Который формируется «специфических социокультурных условиях жизни народа и является значимым фактором социализации.

По мнению А.В. Петровского, «Понятие «менталитет» применяет­ся для выделения особых явлений в сфере сознания, которые отлича­ют одну общность от другой. Если «вычесть» из общественного со­знания то, что составляет общечеловеческое начало, в «остатке» мы найдем менталитет данного общества».

И далее, он приводит следующий пример: «Любовь к родным людям, боль при их утрате, гневное осуждение тех, кто стал причиной их гибели, являются общечеловеческим свойством и не оказываются чем-то специфическим для одних и отсутствующим у других общностей. Однако нравственное оправдание кровной мести (вендетта — от итал. «мщение») – это бесспорно, черта менталитета, утверждаемая народной традицией, отвечающая ожиданием окружающих»

Значимым фактором социализации является и тип поселения. Очевидно, что процесс социализации будет проходить не одинаково в мегаполисе или маленьком таежном поселке.

 

5. Институты социализации

 

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, ком­пания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носи­телей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систе­му внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Выделяют наиболее влиятельные институты социа­лизации - семью, школу (или школьный класс), производствен­ную группу.

Семья является уникальным институтом социализации, по­скольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка - это главное социальное окружение, которое формирует его привыч­ки, основы социальных отношений, систему значимостей и т.д. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным ви­дам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адап­тация. С другой стороны - положительное влияние семьи способ­ствует благополучной социализации и социальной адаптации ин­дивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э.Берн назвал жизненным сценарием.

Как социальный институт семья имеет следующие функции:

репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-экономическую, терапевтическую и организации досуга (Б.Ю.Шапиро). Дестаби­лизация института семьи, проявляющаяся в многочисленных кон­фликтах и разводах, может иметь весьма серьезные социально-психологические последствия, которые сказываются прежде всего на качестве социализации подрастающего поколения. Модели воспитания в семье определяются социальным контролем данного общества и влияют на успешность социализации человека. По­скольку семья рассматривается обычно как самый ригидный ин­ститут социализации, она несет в себе относительно большое ко­личество традиционных и патриархальных норм в отличие от школы или производственной группы, которые склонны к значи­тельным изменениям, особенно в кризисный период.

Школа, если рассматривать ее с точки зрения социализации че­ловека, имеет также свои особые функции. Образовательные и социализирующие функции школы различны. Социализирующие функции связаны не столько с обучением и воспитанием, сколько с объективным процессом социальной дифференциации детей в све­те их достижений. Функция эмансипации ребенка от эмоциональ­ной первичной привязанности родителей определяется тем, что ребенок попадает в систему формальных межличностных отно­шений, где эмоциональные проявления взрослых по отношению к нему обусловлены не столько его личными качествами, сколько учебной деятельностью. Функция усвоения общественных ценно­стей и норм на уровне социальных стандартов формальной груп­пы является ведущей. Несмотря на то что школьный класс имеет как формальную, так и неформальную структуру межличностных отношений, следует отметить их регламентированность. По срав­нению с семьей школа все же обладает более жесткими социаль­ными нормами, нарушение которых сопровождается обязатель­ными формальными санкциями. Функция селекции и распределе­ния индивидуумов применительно к ролевой структуре взрослого общества связана с тем, что в школе ребенок имеет достаточно широкий диапазон социальных отношений с разными людьми, позволяющий апробировать различные социальные роли как на конвенциональном, так и на межличностном уровнях.

Школа является не менее уникальным институтом социализа­ции, чем семья. Во-первых, она определяет социальное становле­ние индивидов на определенном этапе жизненного пути практиче­ски во всех странах мира. Пока еще не существует в мире более успешных широко распространенных институтов социализации молодого поколения, имеющих достойную альтернативу совре­менной школе как институту социализации. Во-вторых, школа влияет на социальное становление каждого молодого человека систематически и в течение длительного периода времени (10-12 лет). Социально-психологические закономерности влияния школы на учащихся остаются неизменными вне зависимости от типа школы, места ее нахождения или качества образования, ко­торое она дает. Следует отметить, что социализирующие функции школы привлекают внимание значительно меньшего числа иссле­дователей, чем ее образовательные функции, поскольку образова­тельные функции являются непосредственными, а социализирую­щие выступают в качестве побочного эффекта.

Что касается профессиональной группы или трудового коллек­тива, то их значение в социализации определяется возможностя­ми самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности. Этот институт социализации становится важ­ным на интегративной стадии социального развития. Для взрос­лого человека семья и работа являются основными социальными сферами жизнедеятельности. Они обеспечивают психологический баланс за счет стимулирования положительных эмоций (радость и интерес). На работе человек проводит много времени, и, если его выбор оказался неудачным, если он испытывает разочарование в своей профессиональной деятельности, это может послужить серьезной причиной для нарушения всех других социальных от­ношений и способствовать социальной дезадаптации личности.

Институты социализации реализуют свои функции по отноше­нию к обществу, другим социальным институтам, различным соци­альным слоям и по отношению к конкретной личности. В целом, институты, механизмы, субъекты социализации представляют со­бой особую структуру социальной системы общества, где служеб­ная роль одного из элементов системы по отношению к другим оп­ределяет зависимость, при которой изменения в одной части явля­ются производными от изменений в другой части. Сам же процесс социализации индивидов является главным механизмом, обеспечи­вающим нормальное функционирование социальной системы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: