Эти задания относятся к упражнениям 22, 23.




- Выпишите слова разговорного характера и подберите к ним нейтральные синонимы.

- Найдите предложение, в котором использована тавтология. Оправдан ли этот прием?

- Отметьте предложение, где лексический повтор является структурообразующим.

- Укажите предложение, построенное на использовании антонимов.

- Дайте толкование выделенных слов.

- Найдите фразеологические обороты, подберите к ним синонимичные фразеологизмы разных стилей.

- В каком предложении использована известная пословица? Назовите синонимичные варианты.

- Прокомментируйте слово "проеханное"(из предложения 6.)с точки зрения соблюдения грамматических и речевых норм.

Упражнение 24. Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки. Мотивируйте ваши исправления.

 

1. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать в Россию можно только верить (Ф.Т.). 2. Меня могила не страшит, там говорят, страданье спит в холодной, вечной тишине, но с жизнью жаль расстаться мне (М.Л.). 3. Я смотрел куда указывала старуха своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел – там плыли тени (М.Г.). 4. Зреет рожь тебе заботушка, как бы, градом не побило без дождей в жары не высохла от дождей не положилася. Хлеб поспел тебе кручинушка убирать ты не управишься на корню то он осыплется без куска то ты останешься. Урожай купцы списивятся год плохой в семье все мучутся все твой двор не поправляется дети граммоте не учутся (Ник.). 5. Известно мне, погибель ждет того, кто первый востает на утеснителей народа (К.Р.). 6. Мать ждала для сына легкой доли – сын лежал, как витязь, в чистом поле (С.М.). 7. Как-бы ни жалели бы об этом так уж заведено в природе, умирают травы и поэты самые бессмертные уходят (Пришв.). 8. Воображение ее было пораженно она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним, и спокойно с нею разговариваящего (П.). 9. Нет, ребята, я – негордый. Не заглядывая в даль, так скажу: зачем мне орден? Я согласен – на медаль (А.Т.). 10. Путешествия у Кюхли были разные, он путешествовал: в каретах, на кораблях, в тряской, мужичей телеге (Тын.). 11. Пылай камин в моей пустынной кельи а ты вино осенней стужи друг пролей мне в грудь отрадное похмелье минутное забвенье горьких мук (П.).

- Дайте толкование выделенных слов.

- Найдите стилистически маркированные слова и словоформы, подберите к ним нейтральные синонимы.

- Предложение 7. проанализируйте с точки зрения соблюдения речевых норм.

- Найдите предложение, в котором использована тавтология. Оправдан ли этот прием?

- Отметьте предложение, где лексический повтор является структурообразующим.

Упражнение 25. В текстах из газет объясните все знаки препинания. Обратите внимание на употребление тире и двоеточия: отметьте случаи, где эти знаки неуместны, или факультативны, вспомните канонические правила. Найдите случаи неточного или ошибочного употребления запятой, точки с запятой, тире, двоеточия. Расставьте знаки препинания по-своему, мотивируя свои исправления.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясняя правилом.

1. Они давно уже горожане – в том смысле, что ощущают ответственность за судьбу своего (много)людного с…общества. Захотели возвратить историческое название городу – добились. Город, прежде всего, – хранитель и соз…датель культуры. Выполняет он эту мис…ию, или нет – решать не статистикам, а историкам, с…циологам, философам. А коли наши предки это уже решили до нас – так, может быть не и…ти поперек истории? Возможно, битва Мышкина за свое городское звание покажется кому-то бурей в стакане воды. А все таки постараемся осмыслить, и понять смысл этой маленькой победы. В то время, когда внутренняя ярость общества р…стет, и в сер…цах пос…ляется без…сходность – в это самое время находится город, бытие которого (не) ж…стоко и (не) уныло, а наполне…но пусть крохотными, но удачами. И жить в этом городе, если не легче, то – веселее.

2. В первую очередь нужно найти свою нишу в рыночной среде, а проще сказать определить: что производить и для кого. 3. Ко…мерция – не спекуляция. От деревни не скроешь, деревня – знает, на какие м…х…нации шел этот – если можно сказать – человек. С ним никто не соглашался и…ти в к…мпаньоны – обязательно обман…т. Старики в деревне предупреждали – плохо кончишь. 4. Ну что ж тут скажешь? Только одно: с…трудники прокуратуры, видимо, не дали себе труда познакомиться с документами. 5. Главное направление здесь – это борьба за пр…образование тех условий – нравственных, правовых, материальных, в которых живут и разв…ваются носители культуры. 6. С виду ДРЭЛЛА (ни)чем н… отличается от обыкновенной разделочной доски – но это только на первый взгляд. Как только Вы закончите на ней резать – загните ее края и высыпьте измельченные продукты в кастрюлю или миску: ни крошки мимо! 7. Для любого интерьера и образа жизни найдется подходящий диван в ИКЕА. А к нему – разные варианты с…емных ч…хлов, которые можно стирать в машине: все пр…имущества этого факта особенно оценят семьи с детьми. Для редких, но дорогих гостей отлично подойдет диван-кровать. В любом случае – будь то скромная козетка или просторный угловой диван – это гарантирова…ный стиль! 8. Уже в (П/п)ервой симфонии Дмитрия Шостаковича, предшествовавшей (Ч/ч)етвертой, музыканты заставили задуматься: если они эту разминку так играют, что же будет после антракта? Д…рижер видит в этой музыке не ап…калип(т/с)ические пр…рочества, но внутреннюю потребность автора проникнуть в суть надвигающегося к…шмара. Четвертая Шостаковича – это симфония воли, что в тех условиях, в которых она писалась, в самой гнусной середине 1930-х – означало: симфония мужества. 9.А вот имя Филиппа Жанти сделало свое дело – мест на четыре пр…дставления было меньше, чем, ж…лающих увидеть спектакль, знаменитого на весь мир францу…ского режи…сера.
(Из газет и журналов.)

- Найдите в первом фрагменте предложение, в котором журналист допустил четыре ошибки: пунктуационную, орфографическую, речевую и грамматическую. Исправьте их и объясните ваш вариант.

- Отметьте эмоционально-экспрессивные устойчивые словосочетания, подберите к ним нейтральные синонимы

- В этом упражнении есть четыре предложения, в которых допущены грубые грамматические ошибки. Найдите эти предложения и исправьте ошибки.

- Дайте толкование выделенных слов и назовите способ их образования.

- В восьмом фрагменте найдите стилистически маркированную лексику. Какую роль играют эти слова?

Тема4. Знаки препинания при прямой речи и цитировании

Упражнение 26. Расставьте знаки препинания. Мотивируйте пунктуацию. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните правилом.

I. Извольте что(б) (не) пр…т…ндовать на меня что дорого запрашиваю и (не) хочу сделать вам никакого одолжения извольте по семидесяти пяти рублей за душу только ас…игнациями право только для знакомства!

II. Что он в самом деле подумал (про) себя Чичиков за дурака что(ли) принимает меня? и прибавил потом (в)слух Мне странно право кажется между нами происходит какое(то) театральное представление или комедия иначе я не могу себе об…яснить… Вы кажется человек довольно умный владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто фу-фу. Что(ж) он стоит? кому нужен?* Да вот вы же покупаете стало быть нужен…Посидите одну минуточку я вам сейчас скажу приятное для вас слово. Тут Собакевич подсел поближе и сказал ему тихо на ухо как будто секрет Хотите угол?.. Ни ни ни даже четверть угла не дам копейки не прибавлю.

III. Собакевич замолчал. Чичиков тоже замолчал. Минуты две длилось молчание. Багротион с орли…ным носом глядел со стены ч…резвычайно внимательно на эту покупку…

IV. Теперь пожалуйте же задаточ(е/и)к! сказал Собакевич. К чему же вам задаточ(е/и)к? Вы получите в городе за одним разом все деньги. Все знаете так уж водится возразил Чичиков. Не знаю как вам дать я не взял с собою денег. Да вот десять рублей есть. Что(ж) десять! Дайте по крайней мере хоть пятьдесят.

V. Чичиков стало было отг…вариваться что нет но Собакевич так сказал утвердительно что у него есть деньги что он вынул еще бума…ку сказавши Пожалуй вот вам еще пятнадцать (и)того двадцать пять. Пожалуйте только р…списку. Да на что вам р…списка? Все знаете лучше р…списку. (Не/ни) ровен час все может случит…ся. Хорошо дайте же сюда деньги! На что ж деньги? У меня вот они в руке! как только напиш…те р…списку в ту (же) минуту их возьм…те. Да позвольте как (же) мне писать р…списку? прежде нужно видеть деньги.

VI. Чичиков выпустил из рук бума…ки Собакевич который приблизившись к столу и накрывши их пальцами левой руки другою написал на л…скутке бумаги что задаток двадцать пять рублей (Г/г)осударственными ас…игнациями за прода…ные души получил сполна. Написавши записку он пересмотрел еще раз ас…игнации.

VII. Бума…ка (то) старенькая! произнес он рассматривая одну из них на свете немножко разорва…на ну да между приятелями нечего на это глядеть.

VIII. Кулак кулак! подумал про себя Чичиков да еще и бестия (в) пр…дачу! А женского пола (не) хотите? Нет благодарю. Я бы (не)дорого и взял. Для знакомства по рублю за штуку. Нет в женском поле (не) нуждаюсь. Ну когда (не) нужда…тесь так нечего и говорить. На вкус нет закона кто любит попа а кто поп…дью говорит п…словица.

IX. Еще я хотел бы вас попросить чтобы эта сделка осталась между нами говорил Чичиков прощаясь.

X. Да уж само собою разуме…тся. Третьего сюда нечего мешать что (по) искре…ности происходит между короткими друзьями то должно остаться в короткой их дружбе. Прощайте! Благодарю что пос…тили прошу и впредь не забывать коли выбер…тся свободный часок приезжайте пообедать время пров…сти. Может быть опять случит…ся услужить чем-нибудь друг другу.

XI. Да как бы (не/ни) так! думал про себя Чичиков садясь в бричку. По два с п…лтиной с…драл за каждую душу ч…ртов кулак!

XII. Он был (не/ни)доволен пов…дением Собакевича все-таки как (бы) то (не/ни) было человек знакомый и у губ…рнатора и у полиц…мейстера видались а поступил как (бы) соверше…но чужой за дрянь взял деньги! Когда бричка выехала со двора он огл…нулся назад и увид…л что Собакевич все еще стоял на крыльце и как казалось приглядывался ж…лая знать куда гость поедет.

- Определите тип речи и стиль высказывания. Выпишите слова, которые можно отнести к разговорной лексике.

- Объясните значение слов и словосочетаний:

пл…лтина, кулак, полиц…мейстер, бричка, бестия, ас…игнация, угол, короткие друзья, остаться в короткой дружбе, быть (на)коротке, пр…т…ндовать на меня, владеете сведениями образованности.

- Найдите в тексте устаревшие слова и обороты. Замените их современными эквивалентами.

- В тексте есть известная пословица. Приведите примеры синонимичных пословиц и поговорок.

-*Как бы вы поставили знаки препинания, если бы текст выглядел следующим образом:

Что он в самом деле за дурака что(ли) меня держит? подумал (про)себя Чичиков и (в)слух прибавил Мне странно право кажется между нами происходит театральное представление или комедия какая(то) разыгрывается иначе я не могу себе об…яснить…Вы каж…тесь человеком умным владеющим сведениями образования ведь предмет ничего не стоит просто фу-фу никому не нужен…

- IV и V абзацы переведите в косвенную речь. При выполнении задания избегайте повторения одних и тех же глаголов.

- IX абзац преобразуйте в несобственно-прямую речь. Что изменилось в синтаксическом и стилистическом плане?

Упражнение 27. Проанализируйте структуру предложений, включающих прямую, несобственно-прямую и полупрямую речь. Объясните пунктуацию. Обратите внимание на разные способы выражения прямой речи, на сочетание знаков препинания, на употребление строчной или прописной буквы в начале второй части прямой речи в случае их разрыва. Отметьте авторские знаки, не совпадающие с каноническими рекомендациями. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

 

1. Подошедший генерал осв…домился: не сын ли я Андрея Петровича Гринева? 2. "Скажи: которая Татьяна?" – Да та, которая грус…на и молчалива, как Светлана, вошла и села у окна. – "Неуж(ли) ты влюблен в меньшую?" – А что? – " Я выбрал бы другую, когда (б) я был, как ты, поэт: в чертах у Ольги жизни нет. Точь(в)точь в Вандиковой Мадон…е: кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом неб…склоне". 3. В негодовани… ревнивом поэт конца мазурки ждет и в к…тильон ее зовет. Но ей нельзя. Нельзя? Но что же? Да Ольга слово уж дала Онегину. О боже, боже! Что слышит он? Она могла… Возможно ль? Чуть лишь из пеленок, к…кетка, ветрен…ый ребенок! Уж хитрость ведает она, уж изменять научена! (П.) 4. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к их двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! 5. С (пол)версты он прошел полем. Кла…бище обозначилось вдали темной полосой, как лес или большой сад. Показалась ограда из белого камня, ворота… При лун…ом свете на воротах можно было прочесть: "Грядет час в онъ же…" Старцев вошел в к…литку, и первое, что он увидел, это белые кресты и памятники по об…им сторонам широкой ал…еи и черные тени от них и от тополей. 6.Она ост…навливается и смотрит ему (в)след, (не) мигая, пока он н(и/е) скрывается в подъезде гимназии. Ах, как она его любит! Из ее преж…них привяза…ностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыс…но и с такой отрадой, как теперь, когда в ней все более и более разг…ралось материнское чу…ство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает – почему? (Ч.) 7. Зотова живо взнуздала, вск…чила в седло, оглядываясь, потянула из-за спины ложу карабина. В л…зняках заныряли две головы, и на берег выск…чили всадники – двое. Остановились. Это был разъезд, но чей? Наш или белый? (А. Т.) 8. Моряк смотрел на нее спокойно, чуть насмешливыми глазами, будто спрашивал: "Ну что ж? Неуже(ли) вы так и не припомните, где мы встречались?"(Пауст). 9. Он трогал ладонями верхний свод и приговаривал: "Речка звенит… Слышите?"– и опять трогал там, (в)верху. 10. Из темноты крикнули: "А ты ступай сюда сам, проверь!"; весь дрож…а, Пекалов пролез вперед, просунулся, и ему тоже капнуло горячим на лоб. 11. Пекалов приближался то к одному, то к другому, шепча: "Кто его убил? Как думаешь?.."– а тот пожимал плечами: не знаю (В. Макан.). 12. Когда прика…чик говорил: "Хорошо бы, барин, то и то сделать", – "Да, (не)дурно", – отвечал он обыкновенно…(Н.Г.) 13. Президент Франции сказал: Мне трудно употреблять эпитеты, однако обмен мнениями был полезен (газ.). 14. Умру, говорит, и слава богу, говорит; не желаю, говорит, жить (И. Т.).

15. Законы речей инженера Евгения Евгеньевича Полторака о том: – "что такое любовь, Вера Григорьевна? что такое жизнь? что такое смерть? и что такое правда? – все это пустяки перед нулем смерти, именно потому, что множитель нуль все превращает в самого себя", – эти законы, оправдывавшие Евгения Евгеньевича Полторака, будут существовать до тех пор, пока человек, каждый сам для себя, не определит главное…(Б. Пильн.)

- Найдите в тексте примеры несобственно-прямой речи, выпишите номера предложений, в которых это явление встречается.

- Найдите в тексте все устойчивые глагольные словосочетания, выпишите их и подберите синонимы. - Объясните значение подчеркнутых слов. - Какова орфоэпическая норма следующих слов(предл. 1. и 2.): осведомился, меньшую, неужли, научена.

- Найдите в этих предложениях устаревшие слова и словоформы.

- Как вы понимаете выражение: "Грядет час в онъ же…" – из предложения 5? - В каком предложении есть грамматическая ошибка?

Упражнение 28. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Помните отрывок из Евгения Онегина

Уж темно в сани он садится.

Пади пади! раздался крик

Морозной пылью серебрится

Его бобровый воротник.

Почему в отрывке так странно написа…но слово пади – пади? Может быть это опечатка? Этот знаменитый кучерский выкрик имеет глубокие исторические корни. Когда усадили Ивана Васильевича в тапкан который можно было познать за (велико)княжеский по (дву)главому орлу пр…битому к передку несколько б…ярских детей ехал… верхом (в)перед с возгласом пади! пади! До шести б…ярских детей шл… у боков об…регая …жеминутно экипа… от малейшего накл…нения и по(д/дд)ерживая его на себе при спусках. Несколько б…ярских детей ехал… (с)зади верхами между ними художник и лекарь. Ехали шагом. Лиш… только слыш…лся громкий возглас пади! всё что шло по улице в тот(же) миг скидало шапки и падало (на)земь так ко(м/мм)ентирует данное написание слова пади И. Лажечников.

- В какой форме (единственного или множественного числа) нужно поставить подчеркнутые сказуемые и почему?

- Определите значение выделенных слов.

- Найдите слова, относящиеся к разговорной лексике и замените их нейтральными синонимами.

 

Упражнение 29. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Он является в романе человеком которого убил… воспитание и светская жизнь которому все пр…елось все пр…любилось и которого вся жизнь состояла в том

 

Что он р…вно з…вал

Средь модных и стари(н/нн)ых зал.

писал о Евгени…Онегине В.Г. Белинский.

- В данном тексте найдите окказионализм и прокомментируйте его роль.

 

Упражнение 30. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

3. Г. А. Гуковский в книге Реализм Гоголя пишет И если в мет…нимии типа Эх ты шляпа подчеркивается наличие шляпы в облике человека то в мет…нимии нос прогуливался по Невскому проспекту у Гоголя в к…нтексте всего его изложения по(д/т)черкива…тся не то что у да(н/нн)ого господина был нос (тут нечего было бы и по(д/т)черкивать) а то что у данного господина при ближайшем рассмотрении ничего человеческого кроме разве что носа (в)сущности и не было что не мешало ему быть важным господином поскольку у него был чин. Именно этого смысла аналогичную мет…нимию мы встречаем в Невском проспекте в па(с/сс)аже весьма ответственном.

- Какую мет…нимию имел в виду Г. А Гуковский? - Что общего между метафорой, мет…нимией и сине(г/к)дохой? - В произведениях Н.В. Гоголя найдите примеры этих стилистических фигур. - Найдите в данном тексте плеоназм и инверсию. Какова функция этих явлений. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните постановку знаков препинания. - Дайте толкование подчеркнутого слова. Маркировано ли оно стилистически?

Тема 5. Знаки препинания в предложениях с союзом КАК.

Знаки препинания при оборотах, не придаточных предложениях.

Упражнение 31. Расставьте знаки препинания. Объясните постановку их.

Возможны ли варианты? Почему выбран тот или иной знак?

 

1. Вот мой Онегин на сободе 2. Руссо* замечу мимоходом

Острижен по последней моде Не мог понять как важный Грим*

Как dandy лондонский* одет Смел чистить ногти перед ним

И наконец увидел свет. Красноречивым сумасбродом.*

 

3. Как женщин он оставил книги 4. Условий света свергнув бремя И полку с пыльной их семьей Как он отстав от суеты

Задернул траурной фатой. Как он отстав от суеты

С ним подружился я в то время.

5. Как в лес зеленый из тюрьмы 6. Хандра ждала его на страже

Перенесен колодник* сонный И бегала за ним она

Как уносились мы мечтой И бегала за ним она

К началу жизни молодой. Как тень иль верная жена.

 

7. Дика печальна молчалива 8. Им квас как воздух был потребен

Как лань лесная боязлива И за столом у них гостям

Она в семье своей родной. Носили блюда по чинам.

Казалась девочкой чужой.

 

9. Но я бы кажется желал 10. Но день настал и нет ответа.

Печальный жребий свой прославить Другой настал все нет как нет.

Чтоб обо мне как верный друг Бледна как тень с утра одета

Напомнил хоть единый звук. Татьяна ждет когда ж ответ?

 

11. Богат хорош собою Ленский

Везде был принят как жених.

(А. С. Пушкин. Евгений Онегин).

 

- Обратите внимание на слова отмеченные звездочками. Кто это?

- Найдите в тексте слова, которые употреблены в переносном смысле.

- Обратите внимание на подчеркнутый оборот. В чем его особенность? Характер этого оборота объясняется "требованиями версификации", как пишут в комментариях к роману Н.М. Шанский и Б.И. Турьянская. Что такое версификация и кто такой версификатор?

- Найдите в тексте устаревшие слова и обороты,

- Найдите в тексте обороты фразеологические.

 

Упражнение 32. Поставьте недостающие запятые, уберите лишние. Пунктуацию аргументируйте.

 

Тучи как волосы, встали дыбом

Над дымной, бледной Невой.

Кто ты? О, кто ты? Кто бы ты ни был,

Город – вымысел твой.

 

Улицы рвутся как мысли в гавани

Черной рекой манифестов.

Нет и в могиле глухой и в саване

Ты не нашел себе места.

 

Волн наводненья не сдержишь сваями,
Речь их как кисти слепых повитух.

Это ведь бредишь, ты, невменяемый,

Быстро бормочешь вслух. (Б. Пастернак)

- Определите общую тональность стихотворения Б. Пастернака. Какие языковые средства использует автор для выражения своих эмоций?

.

Упражнение 33. Вставьте пропущенные знаки препинания и буквы, раскройте скобки. Объясните выбор знака. Определите синтаксическое значение словосочетаний и предложений, начинающихся с союза "как".

 

1. Нева м…талась как больной в своей постеле бесп…койной. 2. Свой слог на важный лад настроя бывало пламе(н/нн)ый тв…рец являл нам своего героя как совершенства образец. 3. Как исти(нн/н)ый француз в кармане Трике привез куплет Татьяне. 4. Татьяна долго в келье модной как очарова(н/нн)а стоит. 5. Он пел любовь любви послушный и песнь его была ясна как мысли девы простодушной как сон младенца как луна в пустынях неба безм…тежных богиня тайн и вздохов нежных. 6. Имеет сельская свобода свои особые права как и надме(нн/н)ая Москва. 7. Как на д…садную разлуку Татьяна ропщ…т на ручей. 8. Однообразный и безумный как вих…рь жизни молодой кружится вальса вих…рь шумный. 9. То как зверь она заво…т то заплач…т как дитя. 10. Он возвратился и попал как Чацкий с к…рабля на бал. 11. Тяжело Нева дышала как с битвы прибежавший конь. 12. На крыльце с под(ъ/ь)ятой лапой как живые стоят два льва ст…рож…вые. 13. Звезды ночи как обвинительные очи за ним насмешливо глядят. 14. Дорога как змеи(нн/н)ый хвост полна народу ш…велится. 15. Всегда скромна всегда послушна всегда как утро весела как жизнь поэта прост…душна. 16. Она как с давними друзьями с своими рощами лугами еще беседовать спешит. 17. Спой мне песню как синица тихо за морем жили спой мне песню как девица за водой (по)утру шла. 18. Но как вино печаль минувших дней в моей душе чем старе тем сильней. (из произведений А. Пушкина)

- Из каких произведений А. С. Пушкина взяты эти фрагменты? - Найдите в этих примерах устаревшие слова и словоформы. - Объясните правилом написание выделенного слова.

- Найдите стилистически маркированную лексику и подберите нейтральные синонимы к эти словам.

Упражнение 34. Расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Все объясните правилом, сравните ваш вариант с оригиналом, если найдете отличия, попробуйте доказать свою правоту или признайте ошибки.

 

Труд

Миг в…жделе(нн/н)ый настал окончен мой труд многолетний.

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Или свой подвиг свершив я стою как п…денщик (не)нужный

Плату приявший свою чуждый работе другой?

Иль жаль мне труда молчаливого спутника ночи

Друга Авроры златой друга (П/п)…натов святых?

( А. С. Пушкин)

- Объясните значение слов: в…жделенный, п…денщик, Аврора, (П/п)…наты. - Каково стилистическое назначение устаревших слов? - Что еще, кроме устаревшей лексики, создает особый стилистический колорит?

Упражнение 35. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, найдите орфографические ошибки. Расставьте знаки препинания. Укажите причину постановки или непостановки знаков препинания в каждом предложении. Возможны ли пунктуационные варианты? Найдите случаи излишней пунктуации, объясните, опираясь на нормативные рекомендации.

1. Лежанье, у Ильи Ильича не было: (не/ни) необходимостью как у больного или как у человека который хочет спать (не/ни) случайностью как у того кто устал (не/ни) насл…ждением как у л…нтяя – это было его нормальное состояние.

2. Только пос…девшие слуги дома хранили и передавали друг-другу верную память о минувшем дорожа ею как св…тыней. 3. Он повернул голову к столу где все было гладко и чернила засохли и пера не видать и радовался что лежит он беззаботен как новор…жде(н/нн)ый младенец что (не)разбрасывается (не)продает (ни)чего… 4. Остроумия оригинальности и других особенностей как особых примет на теле в его уме нет. 5. Захар умер бы вместо барина считая это своим неизбежным и природным долгом и даже не считая ничем а просто бросился бы на смерть точно также как собака которая при встрече с зверем в лесу бросается на него не рассуждая от чего должна броситься она а не господин.6. Захар любил Обломовку как кошка свой ч…рдак лошадь стойло собака к…нуру в которой родилась и выросла. 7. Но в кабинете Обломова все было тихо как в могиле.

8. Захар услышав этот зов не прыгнул (по)обыкновению с лежанки стуча ногами не зав..рчал он медленно сполз с печки и пошел зад…вая за все руками тихо (не)хотя как собака которая по голосу господина чу…ствует что проказа ее открыта и что зовут ее на расправу. 9. Она сама ходила как дикая. 10. Это был, скорее, м…л…жавый чем молодой, человек. 11. И старый кот Васька был к нему кажется ласковее нежели к кому(нибудь). 12. Взяли вот этак же на именины и поминай как звали. 13. Он волновался как и все надеялся радовался пустякам и от пустяков же страдал.(И.Г.) 14. Изредк… попадается по дороге починок из двух-трех дворов или же одиноко стоящая, сельская расправа. 15. Отворивший ей дверь швейцар Михаило был взволнова(нн/н) и красен как рак. 16. Ее бл…говоспита(нн/н)ую, чу…ствительную, девицу дочь учителя зап…дозрили в воровстве обыскали как уличную девку. 17. Николай Сергеевич только глядит, да кудахч…т как курица. 18. От ворот к дому должно было идти рощей, по длинной, ровной как линейка дороге усаже(нн/н)ой по обестороны густой стриже(нн/н)ой травой. 19. В хорошем рассказе как на военном к…рабле (не)должно быть ничего лишнего. 20. За ним опустив головы шагают старая Каштанка и кобелек Вьюн прозва(нн/н)ый так за свой черный цвет и тело длинное как у ласки. 21. Луна взошла сильно б…гровая и хмурая точно больная. 22. Как новая и дорогая вещь, дома висело пальто не в передней а в спальной рядом с мамашиными платьями. 23. Лаевский, безусловно, вреден для общества и также опасен как х…лерная микроба. 24. Теперь все барышни играют на роял(и/е) и я то(же) играла как все и ничего во мне не было особенного я такая же пианистка как мама писательница. 25. Наш сад как проходной двор. 26. Молодые супруги были счастливы и жизнь их текла как по маслу.27. Я нравился Жене как художник, я победил ее своим талантом и мне страстно хотелось писать для нее.(Ч.)

- Найдите в тексте устойчивые словосочетания. Что они означают? Как влияют они на пунктуацию? Постарайтесь объяснить их состав и происхождение. - Определите синтаксическую роль оборота с союзом "как" в каждом предложении. Можно ли пользоваться приемом перефразирования для решения вопроса о выделении оборота с "как"? - Найдите в тексте обороты с дополнительным обстоятельственным значением, замените их синонимичными, но без союза "как" - Найдите определения, вводимые союзом "как", замените их синонимичными но без союза. - В тексте найдите устаревшие слова и словоформы, подберите современный аналог. - Расставьте ударения в подчеркнутых словах в соответствии с орфоэпической нормой. - Найдите стилистически маркированную лексику и подберите нейтральные синонимы. - Дайте толкование выделенных слов и составьте предложения со словами, омонимичными выделенным.

 

Упражнение 36. Прокомментируйте постановку знаков препинания. Предложите свой пунктуационный вариант? Как изменение пунктуации повлияет на смысл высказываний?

 

1. Все кругом было белое, было тихо, как зимой. 2. Она медленно, как птица, опустилась на кровать. 3. В какой-то прозрачной, напряженной точке – я сквозь свист ветра услышал сзади знакомые, вышлепывающие, как по лужам, шаги. 4. Вместо того, чтобы свернуть влево – я сворачиваю вправо. 5. Мост подставляет свою покорно, рабски согнутую спину – нам троим: мне, О – и ему, S, сзади. 6. Из освещенных зданий на том берегу сыплются в воду огни, разбиваются в тысячи лихорадочно прыгающих, обрызганных бешеной белой пеной, искр. 7. Ветер гудит – как где-то высоко натянутая канатнобасовая струна. 8. И сквозь бас – сзади все время – – 9. О – медленно оседала в своем кресле – будто под юнифой испарялось, таяло тело, и только одно пустое платье и пустые – засасывающие синей пустотой – глаза. 10. Я подошел к столику Ю. Взволнованно, негодующе раздувая жабры, она сказала мне: "Вы понимаете – все как с ума сошли!" (Е. З.)

11. Опять загремела вода, колыхнулась шляпа с перьями, потом появилась лысая, как тарелка, голова и обняла Филиппа Филипповича. 12. На голове у фрукта росли совершенно зеленые волосы, а на затылке они отливали в ржавый табачный цвет, морщины расползались на лице фрукта, но цвет лица был розовый, как у младенца. 13. Левая нога не сгибалась, ее приходилось волочить по ковру, зато правая прыгала, как у детского щелкунчика. 14. На борту великолепнейшего пиджака, как глаз, торчал драгоценный камень.(М. Б.) 15. В своей речи о Пушкине Достоевский называет "Каменного гостя" как образец и доказательство всемирности Пушкина и как одно из величайших произведений. 16. Иногда эта проза звучит как комментарии к стихам, но иногда Мандельштам не подает себя как поэта. (А. А.)

- Найдите в этих предложениях окказионализмы, дайте толкование и подберите, где это возможно, синонимы.

- В четвертом фрагменте найдите антонимы и контекстные синонимы.

- Подберите синонимы к подчеркнутым словам.

- Дайте толкование выделенных слов и определите их стилистическую принадлежность

- Назовите номер предложения, в котором стилеобразующим приемом является лексический повтор.

- При помощи каких синтаксических и лексических средств гротескный портрет героя?

Упражнение 37. Объясните постановку знаков препинания. Укажите предложения, в которых, по вашему мнению, возможны варианта. Приведите аргументы в пользу вашей пунктуационной версии.

 

1. В части, где он прослужил всю войну, Иванова проводили, как и быть должно, с сожалением, с любовью, уважением, с музыкой и вином. 2. Маша была миловидна, проста душой и добра… Она тоже возвращалась домой и думала, как она будет жить теперь новой, гражданской жизнью; она привыкла к своим военным подругам, привыкла к летчикам, которые любили ее, как старшую сестру, дарили ей шоколад и называли "просторной Машей" за ее большой рост и сердце, вмещающее, как у истинной сестры, всех братьев в одну любовь и никого в отдельности. (Андр. Пл.)

3. Что такое знаменитые "паузы" "Чайки" и других чеховских постановок? Не что иное, как праздники чистого осязания. 4. В этой форме, уродливой и дикой, происходит пробуждение и просыпание личности, это не что иное, как неудачное цветение пола, стремление вызвать к себе общественный интерес, это жалкое, но справедливое проявление глубокой потребности связать себя с обществом, войти в его живую игру.5. Некоторых избранных он приветствовал как друзей, вернувшихся из дальнего плавания, награждая их сочными поцелуями. Эти поцелуи он носил при себе, как коробочку свежих мятных лепешек. 6. Здесь было тепло и чисто, как в хирургической палате. 7. Мальчиков снаряжали на улицу, как рыцарей на турнир: гамаши, ватные шаровары, башлыки и наушники. 8. Он вертелся в тяжелых зимних доспехах, как маленький глухой рыцарь, не слыша собственного голоса. 9. Всю мировую поэзию Анненский воспринимал, как сноп лучей, брошенный Элладой. 10. Дальнейшая судьба романа будет не чем иным, как историей распыления биографии, как формы личного существования, даже больше чем распыления – катастрофической гибели биографии. 11.В России – юношеское сочинение стихов настолько распространено, что о нем следовало бы говорить как об огромном общественном явлении и изучать, как всякое массовое, хотя бы и бесполезное, но имеющее глубокие культурные и физиологические причины производство. Гуманистические ценности только ушли, спрятались, как золотая валюта, но, как золотой запас, они обеспечивают все идейное обращение современной Европы и подспудно управляют им тем более властно. (О. М.)

12. А на другой день учитель, как назло, вызвал меня и велел прочитать заданное стихотворение…Еще первые строчки я кое-как произнес. Но когда дело дошло до фразы: "Крест под облаками как свеча горит", я сказал: "Треск под сапогами как свеча болит". 13. Я, красный как рак, стоял перед папой, и мне было совестно от этих тихих слов.

- При каких лексических группах глаголов оборот с союзом "как" имеет значение "в качестве"? - Назовите синтаксические условия, объясняющие наличие или отсутствие запятой перед "как". - Найдите среди этих оборотов устойчивые выражения. - К подчеркнутым словам и словосочетаниям подберите синонимы. -Найдите неполные предложения. Какова их функция? - В каких предложениях лексический повтор стилистически оправдан? - Найдите предложение с грамматической ошибкой. - Дайте толкование выделенных слов. - Найдите предложение, в котором есть плеоназм.

 

Упражнение 38. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните выбор и того и другого. Сравните свой пунктуационный вариант с авторским. Объясните различия.

Выделите конструкции, вводимые словами "как", "как будто". Определите их синтаксическую функцию.

 

Плохо верили обломовцы и душевным тревогам; не прин…мали за жизнь круговорота вечных стремлений куда(то) к чему(то); боялись как огня увл…чения страстей; и как в другом месте тело у людей быстро сгорало от вулканической работы внутре(н/нн)его душевного огня так душа обломовцев мирно без помех ут…пала в мягком теле. Не кл…ймила их жизнь как других (не/ни)преждевременными морщинами (не/ни) нравственными ударами и недугами.

Добрые люди принимали ее (ни/не)иначе как идеалом покоя и бездействия нарушаемого (по)временам разными неприятностями случайностями (как(то)болезнями убытками ссорами и между прочим трудом. Они сносили труд как наказание наложе(н/нн)ое еще на пр(о/а)отц(о/е)в наших но любить не могли и где был случай всегда от него избавлялись находя это возможным и должным.

Они никогда не смущали себя (не/ни)какими тума(нн/н)ыми умственными вопросами (от)того всегда и цвели здоровьем и весельем (от)того там жили долго; мужчины в сорок лет походили на юношей; старики не боролись с трудной мучительной старостью а дожив до невозможности умирали как(буд(то) украдкой тихо застывая и (не)заметно испуская последний вздох. (От)того и говорят что прежде крепче был народ. Да, в самом деле крепче прежде не торопились объяснить ребенку значения жизни и приготовлять его к ней как к чему(то) мудре(нн/н)ому и (не)шуточному не томили его над книгами которые рождают



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: