Взаимоотношения с другими государствами




Наиболее важными участниками и партнёрами для стран, входящих в состав Южного Кавказа, являются Россия, Турция и Иран. Каждый из них на протяжении всей истории руководствовался своими интересами, однако именно от этих стран во многом зависит безопасность этого региона.

Россия имеет давние исторические, экономические и культурные отношения с южно-кавказскими странами. Однако если раньше интерес России к Южному Кавказу был обусловлен необходимостью расширения границ, созданием буферной зоны, то в настоящее время Россия стремится сохранить в регионе влияние, что обуславливается её национальными и стратегическими интересами. Богатый социокультурный и исторический потенциал как для России, так и для Кавказа является благоприятным фактором развития отношений и обеспечения безопасности. Однако в виду глобальных тенденций и прихода в регион новых мировых игроков в отношениях стран Южного Кавказа между собой и с соседями наблюдается атмосфера соперничества, выливающаяся порой в вооружённые конфликты. Так, с приходом к власти М. Саакашвили, резко обострились отношения Грузии с Россией. При этом важно отметить мощное влияние на общественное сознание и мнение (что сейчас так же проявляется в Украине).

Российско-армянские отношения носят дружественный, партнёрский характер, что было подтверждено Договором о дружбе и сотрудничестве 1997 г. На территории Армении располагается российская военная база, Армения на льготных условиях получает российское вооружение. Ведётся активное взаимодействие по линии политических, деловых и культурных элит двух государств. Однако такая позиция по отношению к Армении ставит ряд вопросов к российской стороне (дипломатии) со стороны Азербайджана.

Важнейшие договоры России и Армении были подписаны при Тер-Петросяне: самое первое присоединение Армении к СНГ, договоры о коллективной безопасности, о совместной защите границ, о единой системе ПВО, о базе Гюмри, большой договор о дружбе с Россией, о создании «Армросгазпрома» и другие[5].

С Азербайджаном отношения России развивались непросто, особенно это было связано с Нагорно-Карабахским кризисом и вопросами территориальной целостности Азербайджана. Однако в последние десятилетия удалось решить ряд других проблем: международно-правовой статус Каспийского моря, торгово-экономические отношения. Улучшению отношений не помешала и прозападная ориентация Баку с опорой на Турцию2.

Однако специалисты отмечают непродуманность и легкомысленное отношение правительства Российской Федерации к политике в отношении Южного Кавказа: отсутствие чётко сформулированных целей, программ, ослабление влияния, роли русского языка и др. Рост антироссийских настроений в обществах ведёт к отдалению позиций государств, что особенно ярко выражено в политике Грузии, где значительная часть населения поддержала режим Саакашвили и высказалась за присоединение к блоку НАТО.

Ещё одной влиятельной страной в регионе является Турция. С давних времён Турция (Османская империя) вела борьбу с Персией и Российской империей за кавказские земли. В 1952 году Турция вступила в НАТО и стала южным плацдармом для США и их европейских союзников. После распада СССР Южный Кавказ снова стал сферой геополитических интересов Турции, что объясняется этнической и конфессиональной близостью народов Кавказа, и главным образом, Азербайджана, с которым Турция имела хорошие отношения до вхождения последнего в состав СССР и независимость которого она признала после распада Союза.

Между Анкарой и Баку подписан военный договор, а также два соглашения и семь протоколов о военном сотрудничестве. Среди них: межправительственные соглашения о безвозмездной помощи, азербайджано-турецкое соглашение о сотрудничестве в военной промышленности, совместном производстве, военно-медицинской службе, военном праве и др.[6].

Турецко-армянские отношения напротив носят довольно напряжённый характер, что связано с событиями начала XX века. Не менее сложные отношения складываются на фоне Нагорно-Карабахского конфликта, где турецкая сторона выступает в поддержку Азербайджана.

Однако и Турция, и Армения на разных этапах пытались урегулировать имеющиеся между странами проблемы. Как известно, турецкие и армянские бизнес-элиты стремились найти взаимовыгодные условия для сотрудничества. Однако до сих пор процесс армяно-турецкого примирения не приобрёл системного характера и ограничивается лишь спонтанными акциями[7].

Иран проводит в регионе свою независимую политику, он является одним из главных игроков в регионе. С давних времён стратегическим противником Ирана на Кавказе была, главным образом, Турция, однако в результате русско-персидских войн часть территорий Южного Кавказа отошла Российской Империи. Тем не менее, Иран и в настоящее время является важным участником геополитического развития региона, что можно объяснить многими факторами, и его географическое (геополитическое и геостратегическое) положение играет в этом лидирующую роль. Так, Иран имеет выход к Каспийскому морю и Персидскому заливу.

Однако, несмотря на улучшение отношений с мировым сообществом, связанное с ядерной программой, Иран остаётся одним из главных противников США, в том числе и в южно-кавказском регионе. Речь идёт об азербайджано-иранских отношениях. Азербайджан обвиняет Иран в поддержке экстремистов[8].

Отношения Ирана с Арменией выглядят более дружелюбными, что во многом приписывается армянской диаспоре в Иране. В тоже время относительно Нагорно-Карабахского конфликта Иран занял более умеренную позицию и выступает за мирное (политическое) разрешение этой ситуации. Армения важна для Ирана для выхода к Чёрному морю и взаимодействия с Россией и странами Европы (по линии Иран – Армения – Грузия), Армении такое сотрудничество могло быть полезным с точки зрения транзита. Сейчас страны налаживают экономические отношения по широкому спектру взаимодействия (машиностроение, нефтепереработка, сельское хозяйство и др.).

Во внешнем поясе воздействия на Южный Кавказ находятся США (цели: ослабить влияние России, интерес к нефтегазовым источникам, военный плацдарм), страны Европы (НАТО; цели: нуждаются в энергоресурсах в обход России; некоторые страны региона желают присоединиться к НАТО), Украина (нуждается в углеводородах, чтобы ослабить зависимость от России и стать лидером по линии ГУАМ), Китай (цели: энергоресурсы, расширить сферу влияния).

Можно сказать, что из-за своего уникального транзитного положения регион в то же время оказался заложником больших геополитических игр.

Геостратегическая роль Южного Кавказа заключается в том, что регион выполняет ряд функций и выступает в различных ролях для разных мировых игроков. Так, например, США через южно-кавказский регион реализует свои цели по отношению к России и странам Ближнего Востока. Другим примером является акватория Чёрного моря, куда США и НАТО пытаются проникнуть благодаря странам южно-кавказского региона, либо соседним (Турция).

На Каспийском море расположились военно-морские силы всех прикаспийских стран. И надо отметить, что они не стремятся допускать в регион другие государства. Однако военное присутствие в регионе может оказаться и негативным фактором.

Кроме этого выделяется также роль Южного Кавказа в создании «заслона» в борьбе с международным терроризмом и своеобразным буфером во взаимодействии России с НАТО.

«Горячими точками в регионе» являются Нагорный Карабах, а также события, связанные с Абхазией и Южной Осетией. Для внешних сил (США, НАТО) Южный Кавказ выступает плацдармом для решения ближневосточных вопросов. Сам регион является «взрывоопасным» в случае «неверной» политики мировых игроков в этом регионе. Россия, в отличие от других участников международных отношений в Южном Кавказе, обращается к опыту прошлого, учитывает этно-конфессиональные особенности.

Однако есть ещё одна проблема – сепаратистские настроения, которые периодически проявляются в государствах Южного Кавказа. И вроде бы эти настроения сопряжены с целями объединения Кавказа, настораживает факт экстремистской направленности подобных желаний.

Кроме того, усиливаются разрывы по клановым, национальным, имущественным и другим признакам. Имеются тенденции к созданию моноэтнических государств посредством вытеснения национальных меньшинств, или, по крайней мере, вытеснение представителей этих меньшинств из органов управления и ведущих отраслей хозяйствования. Моноэтническим государством региона можно считать Армению (98% населения составляют армяне).

В последние годы становится все более заметной и еще одна особенность в усилении центробежных устремлений в республиках Южного Кавказа, которая проявляется в дальнейшем этническом расслоении их народов и появлении различных землячеств[9]. Землячества стремятся к лидерству, что может стать взрывоопасным явлением. Такая ситуация характерна для Азербайджана (выделяют, например, карабахское, нахичеванское и др.).

Однако события последних лет показали позицию стран во всех трех республиках, которые высказываются за самостоятельное урегулирование споров и конфликтов на Кавказе, не прибегая к помощи Запада.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: