Ход урока.
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
− Сегодняшний урок мы начинаем с высказывания «Помогаешь другим – учишься сам».
− Как вы понимаете эти слова?
− Спасибо, ребята, я с вами согласна. Приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи!
− Какую тему изучаем?
− Как вы думаете, удачным было изучение этой темы?
− А как вы можете проверить, насколько хорошо вы усвоили материал? (Нужно повторить.)
II. Актуализация знаний.
1. Проведём устный блиц-опрос.
· Что такое глагол?
· Как изменяется глагол?(по числам; по временам; по родам в прош. вр.)
· Что называется спряжением глагола?
· Как определить спряжение глагола?
1) по ударному окончанию, 2) по неопределённой форме (все глаголы на -ить- являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся - первого спряжения.), 3)Ставим глаголы в третье лицо множительного числа.Окончания -ут- ют- первое спряжение, а -ат-ят- второе спряжение.
· От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола? (Зависит от спряжения).
2. Работа в парах. (Слова на доске.)
Лов…шь, помога…шь, воз…шь, крас..шь, ро…шь,жале…шь, бре…шь, стел…шь.
- Что объединяет эти слова? (глаголы 2 лица ед. числа)
- На какие группы можно распределить глаголы? (по спряжениям: 1 и 2 спр.)
- Спишите, распределив глаголы в два столбика по группам, вставив пропущенные буквы, выделив окончания глаголов.
(Одна пара работает у доски)
П р о в е р к а.
I спр. | II спр. |
помогаешь | ловишь |
роешь | возишь |
жалеешь | красишь |
стелешь | стелишь |
бреешь | бреишь |
- Задание одно, а вариантов ответов 2.
- Как вы определяли спряжение глаголов с безударными окончаниями? (Поставили глагол в неопределённую форму)
- Образуйте глаголы неопределенной формы и докажите правильность написания безударного окончания.
П р о в е р к а.
I спр. | II спр. |
помогать | ловить |
рыть | возить |
жалеть | красить |
брить | |
стелить |
(брить, стелить оканчиваются на -ить, глаголы 2 спр., значит пишу окончание ишь)
Глаголы брить, стелить спрягаются так (на экране)
1 л. ед.ч. брею, стелю
2 л. ед.ч. бреешь, стелешь
3л. ед.ч. бреет, стелет
- Кто сможет продолжить спрягать эти глаголы? (один ученик у доски)
1 л. мн.ч. бреем, стелем
2 л. мн.ч. бреете, стелете
3 л. мн.ч. бреют, стелют
- Какого спряжения глаголы имеют окончания ешь, ет, ем, ете, ют? (1 спр.)
(Во втором столбике (1 таблицы) глаголы бреишь, стелишь убираю.)
- Что вы заметили? (Глаголы бреешь, стелешь 1 спр.,а глаголы брить, стелить оканчиваются на –ить, записаны во вторую группу)
- Что надо сделать с глаголами брить, стелить? (Переместить в первый столбик)
-Итак, что мы думали о глаголах сначала, и что оказалось на самом деле? (Думали, что глаголы 2 спряжения, а оказалось, что глаголы 1 спряжения).
-Почему сначала мы глаголы брить, стелить отнесли ко 2 спряжению? (не хватало знаний)
-Попадают ли эти глаголы в правило определения спряжения? (Нет)
-Как можно назвать такие глаголы? (В русском языке такие глаголы называются исключениями)
III. Постановка учебной задачи
Сформулируйте тему урока. ГЛАГОЛЫ– ИСКЛЮЧЕНИЯ
- Какие учебные задачи перед собой поставите?
1) познакомиться с глаголами-исключениями.
2) учиться правильно писать безударные окончания глаголов исключений
IV.Открытие нового знания.
Я расскажу сказку про страну Глаголов.
Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:
- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.
-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.
Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть,, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:
- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.
- По твоему указу оказались мы в разных царствах с нашими старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.
Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.
Я, царь Глагол, повелеваю:
жителей своего царства –
глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть оставить проживать во 2 спряжении,
а глаголы брить, стелить - в 1 спряжении.
Так и появились глаголы – исключения.
1. – С какими глаголами –исключениями вы познакомились?
-Прочитаем правило из учебника на стр. 86.
Ответы на вопросы
-Как ты думаешь, почему эти 13 глаголов называют глаголами-исключениями? (Они не подчиняются правилу определения спряжения по глагольному суффиксу перед -ть)
2. Чтобы лучше запомнить глаголы-исключения, выучи -стихотворение. Обязательно его вклейте в свой словарик-справочник.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая брить, стелить.
А ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,