Слышать, видеть, ненавидеть,




Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

 

− Сегодняшний урок мы начинаем с высказывания «Помогаешь другим – учишься сам».

− Как вы понимаете эти слова?

− Спасибо, ребята, я с вами согласна. Приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи!

− Какую тему изучаем?

− Как вы думаете, удачным было изучение этой темы?

− А как вы можете проверить, насколько хорошо вы усвоили материал? (Нужно повторить.)

II. Актуализация знаний.

1. Проведём устный блиц-опрос.

· Что такое глагол?

· Как изменяется глагол?(по числам; по временам; по родам в прош. вр.)

· Что называется спряжением глагола?

· Как определить спряжение глагола?

1) по ударному окончанию, 2) по неопределённой форме (все глаголы на -ить- являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся - первого спряжения.), 3)Ставим глаголы в третье лицо множительного числа.Окончания -ут- ют- первое спряжение, а -ат-ят- второе спряжение.

· От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном окончании глагола? (Зависит от спряжения).

 

2. Работа в парах. (Слова на доске.)

Лов…шь, помога…шь, воз…шь, крас..шь, ро…шь,жале…шь, бре…шь, стел…шь.

- Что объединяет эти слова? (глаголы 2 лица ед. числа)

- На какие группы можно распределить глаголы? (по спряжениям: 1 и 2 спр.)

- Спишите, распределив глаголы в два столбика по группам, вставив пропущенные буквы, выделив окончания глаголов.

(Одна пара работает у доски)

П р о в е р к а.

I спр. II спр.
помогаешь ловишь
роешь возишь
жалеешь красишь
стелешь стелишь
бреешь бреишь


- Задание одно, а вариантов ответов 2.

- Как вы определяли спряжение глаголов с безударными окончаниями? (Поставили глагол в неопределённую форму)

- Образуйте глаголы неопределенной формы и докажите правильность написания безударного окончания.

П р о в е р к а.

I спр. II спр.
помогать ловить
рыть возить
жалеть красить
  брить
  стелить


(брить, стелить оканчиваются на -ить, глаголы 2 спр., значит пишу окончание ишь)

 

Глаголы брить, стелить спрягаются так (на экране)

1 л. ед.ч. брею, стелю

2 л. ед.ч. бреешь, стелешь

3л. ед.ч. бреет, стелет

- Кто сможет продолжить спрягать эти глаголы? (один ученик у доски)

1 л. мн.ч. бреем, стелем

2 л. мн.ч. бреете, стелете

3 л. мн.ч. бреют, стелют

- Какого спряжения глаголы имеют окончания ешь, ет, ем, ете, ют? (1 спр.)

(Во втором столбике (1 таблицы) глаголы бреишь, стелишь убираю.)

- Что вы заметили? (Глаголы бреешь, стелешь 1 спр.,а глаголы брить, стелить оканчиваются на –ить, записаны во вторую группу)

- Что надо сделать с глаголами брить, стелить? (Переместить в первый столбик)

-Итак, что мы думали о глаголах сначала, и что оказалось на самом деле? (Думали, что глаголы 2 спряжения, а оказалось, что глаголы 1 спряжения).

-Почему сначала мы глаголы брить, стелить отнесли ко 2 спряжению? (не хватало знаний)

-Попадают ли эти глаголы в правило определения спряжения? (Нет)

-Как можно назвать такие глаголы? (В русском языке такие глаголы называются исключениями)

 

III. Постановка учебной задачи

Сформулируйте тему урока. ГЛАГОЛЫ– ИСКЛЮЧЕНИЯ

- Какие учебные задачи перед собой поставите?

1) познакомиться с глаголами-исключениями.

2) учиться правильно писать безударные окончания глаголов исключений

 

IV.Открытие нового знания.

Я расскажу сказку про страну Глаголов.

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.

Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть,, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- По твоему указу оказались мы в разных царствах с нашими старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.

Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.

Я, царь Глагол, повелеваю:

жителей своего царства –

глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть оставить проживать во 2 спряжении,

а глаголы брить, стелить - в 1 спряжении.

Так и появились глаголы – исключения.

 

1. – С какими глаголами –исключениями вы познакомились?

-Прочитаем правило из учебника на стр. 86.

Ответы на вопросы

-Как ты думаешь, почему эти 13 глаголов называют глаголами-исключениями? (Они не подчиняются правилу определения спряжения по глагольному суффиксу перед -ть)

2. Чтобы лучше запомнить глаголы-исключения, выучи -стихотворение. Обязательно его вклейте в свой словарик-справочник.

 

Ко второму же спряженью

Отнесём мы, без сомненья,

Все глаголы, что на «-ить»,

Исключая брить, стелить.

А ещё смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: