Научно-исследовательская практика
Общая тема практики: «Научно-исследовательская деятельность психолога».
Цель практики: Формирование у студентов – будущих бакалавров по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» умений и навыков планирования, организации, реализации и представления результатов научно-исследовательской деятельности в виде научной статьи, формирование на этой основе ряда профессиональных компетенций.
Задачи практики:
1. закрепление теоретических знаний студентов по экспериментальной психологии, методологии психологических исследований и психодиагностике.
2. формирование практических умений и навыков научно-исследовательской деятельности психолога.
3. развитие активной профессиональной позиции психолога-исследователя.
4. формирование умений представления результатов исследовательской деятельности в виде научной статьи.
1. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Компетенции, формируемые в процессе прохождения практики
Профессиональные компетенции | ПК-2 | способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией |
ПК-8 | способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии | |
ПК-9 | способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях |
В результате прохождения производственной научно-исследовательской практики студент должен:
Знать:
- методы психологии для решения исследовательских, диагностических и психокоррекционных задач;
- научную информацию отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования.
Уметь:
– ставить профессиональные задачи в области исследовательской и практической деятельности;
– ориентироваться в научной литературе по проблематике психологии;
– участвовать в проведении психологических исследований на основе профессиональных знаний и применения психологических технологий, позволяющих осуществлять решение типовых задач в различных научных и научно-практических областях;
– отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией;
– обрабатывать данные с использованием стандартных пакетов программного обеспечения.
Владеть:
- навыками проведения стандартного прикладного исследования в определённой области психологии;
– базовыми процедурами анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности.
2. Объём практики, ее продолжительность, содержание
Объем практики: 4 ЗЕ.
Продолжительность: 3 недели / 144 акад. часа.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы контроля | |
Организационный этап. | Проведение организационного собрания студентов; выдача заданий и направлений на практику; инструктаж по технике безопасности. | 4 часа | ||
Подготовительный этап | Изучение учебной и дополнительной литературы по теме практики; конспектирование и реферирование учебной и научной литературы, а также периодических изданий по теме практики. | 20 часов | Собеседование. Дневник практики. Самоанализ | |
Производственный этап | Выполнение полученных заданий, подбор психодиагностических методик, проведение психологического исследования. | 54 часов | Дневник практики. Отчет по практике. Самоанализ | |
Аналити-ческий этап | Математико-статистическая обработка и интерпретация данных; представление результатов психологического исследования в виде научной статьи. Анализ, обобщение результатов практики. | 50 часов | Дневник практики. Отчет по практике. Самоанализ | |
Заключительный этап | Оформление отчета по практике. Защита отчета. | 16 часов | Отчет по практике. Публичная защита отчета. Мультимедийная презентация. Собеседование. |
Задания
1. Согласование с научным руководителем темы научного исследования в
рамках практики
2. Изучение научных статей современных психологов по исследуемой
проблеме (см. elibrary.ru)
3. Планирование и организация психологического исследования.
- Теоретический анализ проблемы исследования.
- Формулирование темы исследования.
- Определение объекта и предмета исследования.
- Подбор и обоснование методов и методик исследования.
- Разработка критериев отбора экспериментальной выборки.
- Определение базы исследования.
4. Проведение психологического исследования
- Количественная и качественная обработка эмпирических данных.
- Анализ и интерпретация результатов.
- Формулирование выводов и заключения.
5. Форма представления результатов исследования: научная статья.
Формы отчётности по практике
1. Дневник практики.
2. Отчет по практике, включающий в себя следующие пункты:
а) общая информация о практике (вид, сроки, цели и задачи, требования к
результатам);
б) характеристика организации – места прохождения практики;
в) Научная статья. Требования к оформлению: формат А4, шрифт 14, Times New Roman, интервал 1,5; поля: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее – 2,5 см, нижнее – 2 см; нумерация страниц – вверху от центра. Объем статьи составляет 8 – 10 страниц.
Статья имеет следующую структуру:
Аннотация 150-200 слов: постановка проблемы, используемые методы, результаты.
Ключевые слова
Введение включает обоснование актуальности проблемы и темы исследования, обозначение объекта, предмета, цели, задач, гипотезы, практической значимости исследования.
Описание организации и методов исследования включает описание методов исследования, психодиагностического инструментария, этапы исследования, описание экспериментальной выборки.
Описание результатов исследования включает описание количественной, качественной обработки, результаты, анализ и интерпретацию.
Заключение предполагает формулирование выводов по результатам научно-исследовательской работы.
Список литературы, оформленный по ГОСТ (см. elibrary.ru)
3. Приложения: бланки обследования испытуемых.
4. Эссе-самоанализ деятельности студента-практиканта.
5. Характеристика руководителя-методиста от УрГПУ.