Предполагаемые результаты




АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методический хэнд – аут

Машкова Жанна Валерьевна,

заведующий организационно-массовым отделом

 

МАКЕЕВКА

Использование метода проектов в развитии познавательной активности обучающихся. Методический хэнд – аут / Ж.В. Машкова. – Макеевка: МЦ, 2020.– 32 с.

 

Рецензент: Полукеева В.Н. – методист методического центра управления образования администрации города Макеевки.

 

 

Одобрено методическим советом методического центра управления образования администрации города Макеевки протокол от 21.12.2020г. № 6 (56)

 

 

Предлагаемый методический хэнд-аут включает в себя методические рекомендации по организации деятельности обучающихся для формирования умений и навыков проектной и исследовательской работы, которые могут быть использованы с целью приобретения и закрепления общих и профессиональных компетенций.

Данное методическое пособие предназначено для руководителей кружков всех профилей, применяющих в своей деятельности технологию метода проектов.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________ 5

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

1. История проектного метода _____________________________ 7

2. Основные требования к использованию метода проектов ____ 9

3. Основные этапы выполнения проекта ____________________ 10

4. Роль педагога при выполнении проекта __________________ 12

5. Роль обучающихся в выполнении проекта ________________ 12

6. Оценка выполненного проекта_________________________ 13

7. Типология проектов __________________________________ 14

8. Современное применение метода проектов в дополнительном образовании _________________________________________ 18

9. Основные требования к использованию метода проектов ___ 21

10. Этапы выполнения проекта ____________________________ 22

11. Типы проектов _______________________________________ 23

12. Перспективы проектной деятельности ___________________ 25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________ 26

 

ЛИТЕРАТУРА___________________________________________ 27

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.Примеры творческих проектов ___________________________ 28

2. Игры с экономическим содержанием _____________________ 35

3. Конспект «Путешествие в страну Экономика» ____________ 37

 

ВВЕДЕНИЕ

Мышление начинается с проблемной ситуации и направлено на ее разрешение

С.Л. Рубинштейн

Развитие интеллектуального потенциала подрастающего поколения, поиски отбор талантливых обучающихся, оказание им всемирной поддержки в развитии – являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования. Особая роль в решении этой проблемы отводится организации проектной и научно-исследовательской деятельности обучающихся. От квалификации педагога дополнительного образования во многом зависит степень вовлечения обучающихся в исследования. На занятиях в кружках ведется кропотливая совместная работа обучающегося и его наставника по форматированию навыков исследования, по освоению методики проведения эксперимента и обработки данных, дети учатся вести дискуссию по теме исследования, ориентировано оформлять итоги выполненных работ, отстаивать личную позицию в образовательном процессе.

Современное образование пришло к выводу о необходимости индивидуализированного педагогического процесса, содержание и организация которого адаптированы к особенностям развития конкретного ребенка и той реальной предметной среды, посредством которой осуществляется воспитательный образовательный процесс. Перед педагогами дополнительного образования стоит задача формировать у обучающихся навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сборе информации, экспериментировании и применении полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности. Такой подход позволяет осуществить обнаруженный в арсенале мировой и отечественной практики метод проектов (проектный метод).

Главная идея методов проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально доминирующей проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у обучающихся определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Сегодня в учреждениях дополнительного образования есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности обучающихся – проектной деятельности.

Суть проектной деятельности – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.

Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначения своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления, аккумулирует творческий потенциал, оказывает мощное влияние на привитие интереса к науке.

Под целями и задачами проектного обучения можно понимать следующее:

· способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

· через проживание «ситуации успеха» не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

· через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

· развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения, фиксировать и анализировать, строить гипотезы, обобщать, делать выводы).

Практическая значимость проектной деятельности обучающихся является перспективной образовательной технологией, позволяющей комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном организованном обучении. Это стало неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательных учреждениях различного вида.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. История проектного метода. (Джон Дьюи).

В конце XIX — начале XX в. общеобразовательная школа Америки, как и других развитых стран мира, перестала удовлетворять гигантски возросшим требованиям экономического, политического, общественного и культурного развития. В начальной и средней школе львиная доля учебного времени уходила на чтение, письмо, счет и книжную учебу — оторванное от жизни заучивание "основ" естественных и иных наук. Чтобы окончательно не оторваться от жизни, школа должна была как можно скорее реформироваться. Необходимым стало развивать интересы у ребят, их инициативу, активность, самостоятельность, способность к дружному коллективному труду, ясное понимание устройства общества и жизни. Программа реформирования школы, выдвинутая Дьюи, продолжала его критику существовавшей практики школьного образования. Эта критика диктовала во многом и саму проблематику его психолого-педагогических, философско-педагогических и методических исследований. «Самый большой недостаток школы», — считал он, — происходит от невозможности для ребенка свободно и в полной степени использовать опыт, приобретенный им вне школы, в самой школе; и наоборот: он не имеет возможности применять в повседневной жизни то, чему научился в школе. Дьюи выступал против формального образования, принудительного «дисциплинирования голого ума». Инертная традиция современной школы воспитывает в детях желание и готовность действовать по указке, комфортность, отвращение к сомнению и экспериментированию. Различными замаскированными принуждениями, инсинуированными взятками, педагогическими «торжественностями» свежесть юности заставляют увянуть и ее живую любознательность потускнеть. Школьное обучение становится ремеслом пользоваться беспомощностью юношества. По убеждению Дьюи, школа должна быть зародышем общественной жизни, должна быть проникнута духом искусства, истории и науки, не отделяя обучение культуре от специального образования. Наше общество станет более достойным и гармоничным, если школа пропитает члена своей маленькой свободной общины духом служения обществу и снабдит его средствами для творческой самодеятельности. Школа, по Дьюи, есть социальный центр. Поэтому цель Дьюи — превратить школу в общество в миниатюре, в общество в зародыше. Только в общении и притом только в ходе общения человек приобретает цели, верования, мотивы и знания. Эти вещи нельзя получить, передавая их друг другу, как кирпичи, их нельзя распределить между индивидами, как делят пирог, разрезая его на куски. Общение, обеспечивающее участие человека в общественных сферах сознания, дает эмоциональные и интеллектуальные результаты — развитие личности, ее способностей. Образование и воспитание должны быть разными для разных людей и должны гибко меняться со временем под влиянием политических соображений (воспитание хороших граждан). Таким образом, главнейшая задача школы — приучить детей к сотрудничеству и взаимопомощи; в развитии у них сознания взаимной зависимости; в содействии детям на практике развивать навыки социального поведения; побочные цели: развитие их активности, трудовых умений и способностей.

2. Основные требования к использованию метода проекта

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.

4. Определение конечных целей совместных/ индивидуальных проектов;

5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

7. Использование исследовательских методов:

• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

• оформление конечных результатов;

• анализ полученных данных;

• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).

Последнее особенно важно, так как относится, как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности обучающихся. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Эта тематика может выдвигаться педагогом с учетом учебной ситуации в своем кружке, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей обучающихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими обучающимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса программы дополнительного образования детей с целью углубить знания отдельных ребят по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний, обучающихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

3. Основные этапы выполнения проектов

Этап Задача Деятельность обучающихся Деятельность педагога
Начинание Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы Уточняют информацию, обсуждают задание Мотивирует обучающихся, объясняет цели проекта, наблюдает
Планирование Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает
Принятие решения Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование Наблюдает, консультирует
Выполнение Выполнение проекта Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе)
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо)
Защита проекта Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

4. Роль педагога при выполнении проекта

Самое сложное для педагога в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что обучающиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у детей вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества воспитанников.

У обучающихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, и их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что детям трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

- осуществлять и аргументировать выбор;

- предусмотреть последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль педагога. Она различна на разных этапах проектирования.

5. Роль обучающихся в выполнении проекта

Меняется и роль обучающихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной форме обучения. У обучающихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Воспитанники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты педагог и обучающиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

6. Оценка выполненного проекта

На последних этапах проектирования и обучающийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания педагога, и к оценке предъявляется только сам проект. Поэтому начинающему руководителю проектирования надо записывать краткие резюме по результатам наблюдений за обучающимися, это позволит быть более объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов советуют использовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого обучающегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице.

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:

85 - 100 баллов - «5»;

70 - 85 баллов - «4»;

50 - 70 баллов - «3»;

менее 50 баллов - «2».

7. Типология проектов

Знание типологии проектов поможет педагогам при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности обучающихся в группах. К типологическим признакам можно отнести:

1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, приключенческий и т.д.

2. Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно - научные исследования, экологические, языковые, культурологические (страноведческие), географические, исторические, музыкальные.

3. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, кружка, города, региона, страны, разных стран мира).

4. Количество участников проектов (индивидуальные, парные, групповые);

5. По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические).

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:

Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, презентации т.д.);

Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая;

Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;

Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, т.д.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.

По второму признаку - доминирующему содержательному аспекту проекты могут быть:

литературно-творческий проект. Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи и т.д.;

естественно - научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой, т.д., т.д.);

экологические проекты так же, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и т.д.);

языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов;

культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре;

спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований;

исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты;

музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, т.д.

Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностью зависят от типов проектов, выбранных по названным выше признакам.

В работе над проектами, не только исследовательскими, но и многими другими, используется исследовательский метод, и поэтому остановимся на характеристике этого метода.

Исследовательский метод или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода: определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в кружке, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности обучающихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

8.Современное применение метода проектов в дополнительном образовании

Современное дополнительное образование, будучи менее формальным по своей природе и имеющее добровольный характер имеет потенциал освоить и включить в ежедневную деятельность инновационные технологии (например планшеты, мобильный интернет), и отразить новейшие социальные и культурные явления (например стартапы, культовые медиапродукты) гораздо раньше, чем школьное образование. Таким образом, правильная организация проектов помогает обучающимся максимально совместить опыт, получаемый вне образовательных учреждений (школы). В таком случае, процесс обучения теряет свой «внешний», «навязанный» характер, а фигура педагога превращается из «надзирателя» и «карателя» в сотрудника и помощника без потери для авторитета педагога. По своей природе, дети любят организованные активности, в которых они могут опереться на более опытного авторитетного наставника. Так как в таком окружении они могут обучаться без оглядки на правила кроме выбранных добровольно и самостоятельно и без страха провала. От проекта к проекту, уверенность в себе обучающихся возрастает, и последующее усложнение поставленных задач позволяет закрепить успех, и педагог имеет удовольствие наблюдать, как его воспитанники покоряют все более сложные вершины.

Проектирование в дополнительном образовании предоставляет детям возможность проявить самостоятельность и инициативу и получить заслуженную награду как, например, для взрослых проявление этих самых качеств на работе может сопровождаться денежным поощрением, а в семейной жизни способствует укреплению взаимоотношений. Как дополнительное умение, дети с малолетства учатся участвовать в групповой деятельности направленной на достижение общей цели желанной для всех участников группы, выбранной в результате коллективного обсуждения – все эти навыки могут найти применение в их последующей жизни. Проектная технология на практике воплощается в достижимые и измеримые цели результаты и очень гибка. Она позволяет разносторонне развивать обучающихся в группе в зависимости от потребностей каждого ребенка. Дети у которых возникают трудности в самостоятельной работе могут выполнять индивидуальные проекты и презентовать и перед сверстниками открывая и исследуя чувство уверенности в себе и результатах своей работы. Другие же, большие индивидуалисты по природе, участвуя в групповых активностях, получат развитие навыков командной работы, лидерства, сотрудничества. Важно подбирать максимально разных детей, в такой среде группа по интересам превращается в микро социальную сеть, где все участники получают выгоду от сильных сторон друг друга, открывают новое в себе, исследуют окружающих и самих себя, и могут попробовать себя в игре под названием жизнь. Суммируя вышесказанное, следует заметить, что при всех ее возможностях и выгодах, воплощение проектной технологии в дополнительном образовании требует от педагога недюжинного трудолюбия и энтузиазма.

Педагогу приходится следить за новейшими социальными и культурными тенденциями и приводить проекты в соответствие с современной действительностью. Только в этом случае именно у педагога дополнительного образования будет возможность показать детям что обучение и развитие имеет практическую ценность и применимо в их жизни уже сегодня. Это позволит детям преодолеть внутренний конфликт и причиняющую страдания раздвоенность их жизни между школой и «вне школы», связать получаемый опыт воедино и привести свою жизнь в гармонию. И весь этот внутренний опыт связанный и склеенный под чутким наставничеством педагога, можно использовать для обратной связи, когда дети могут предложить педагогу на рассмотрение свои проекты, направленные на достижение образовательных целей. При поддержке подобной творческой среды из них вырастут разносторонние уверенные в себе люди, знающие себя и свои цели и обладающие всем необходимым инструментарием для их достижения. Педагогическая проектная технология тесно перекликается с идеями Макаренко А.С., основателем теории коллективного воспитания, со ставшими уже классическими новаторскими идеями Амонашвили Ш.А,(педагогика сотрудничества), Шаталова В.Ф. (обучение - как сотворчество учителя и ученика) и др. Для воспитания высокоорганизованного целеустремленного человека, умеющего ставить конкретные цели и задачи, проектная педагогическая технология как ни одна другая решает эти задачи. Более того, она активно применима в образовательных программах объединений в учреждениях дополнительного образования.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с педагогом окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с педагогом, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

9. Основные требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, выступление перед группой по материалу своей работы; совместное творчество нескольких обучающихся, сценарий праздничного мероприятия и т. Д);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.

4. Определение конечных целей совместных /индивидуальных проектов;

5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

7. Использование исследовательских методов:

• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

• оформление конечных результатов;

• анализ полученных данных;

• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.)

10. Этапы выполнения проекта

1 этап. Определение темы, уточнение целей проекта. Обучающиеся уточняют информацию, обсуждают задание. Педагог мотивирует обучающихся, объясняет цели проекта, наблюдает.

2 этап. Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде. Обучающиеся формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Педагог помогает в анализе и синтезе, наблюдает.

3 этап. Выполнение проекта. Обучающиеся выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект. Педагог наблюдает, советует.

4 этап. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели. Обучающиеся участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Педагог наблюдает, направляет процесс анализа.

5 этап. Защита проекта. Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка, применение результатов на практике. Обучающиеся защища



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: