Звучит музыка, Беппо- подметальщик метет улицу, быстро снует народ, не разговаривая друг с другом. Дети скучные и безрадостные. Все спешат…Момо наблюдает за всем этим растерянно….
Момо – Беппо! Беппо, я рада тебя видеть.
Беппо- Здравствуй Момо. Я тоже рад тебя видеть. Извини, но у меня нет время на разговоры
Момо- А где же Джига, его не видно
Беппо- Выступлениями Джиги занялась одна солидная фирма. Он теперь зарабатывает кучу денег. Он снял большой современный дом в середине огромного ухоженного парка. И зовут его теперь не Джиги, а Джилорамо.
Взрослый– Да, Наш Джиги стал знаменитостью. Мы все им очень гордимся, как-никак – он один из нас! Его можно часто видеть по телевидению, и по радио он выступает. И в газетах тоже о нем всегда что-нибудь написано. Недавно ко мне пришли два репортера и просили рассказать что-нибудь о Джиги. И я рассказал им, как когда-то...
Беппо -– Эй, Момо! где все это время пропадала!
Взрослый - Кто о тебе заботился?
Взрослые обступают Момо, возмущаются.
Взрослые 1 – Необходимо что-то предпринять, не годится, что все больше и больше детей остается без присмотра. Нас, родителей нельзя в этом упрекать: у нас нет времени, чтобы заниматься детьми. Такова теперь жизнь. Но городской совет должен об этом позаботиться.
Взрослые 2 – Нельзя допускать, чтобы оставшиеся без надзора дети мешали нормальному уличному движению. Количество несчастных случаев, из-за детей на улицах, все время растет, а это стоит нам немалых денег, которые можно было бы использовать гораздо разумнее.
Взрослые 3 – Безнадзорные дети, постепенно становятся преступниками! Городской совет должен позаботиться о том, чтобы все дети были взяты на учет. Нужно организовать пансионы, где бы дети получили правильное воспитание, где бы их вырастили полезными и деятельными членами общества.
Взрослые 4 – Дети, это человеческий материал будущего. А будущее– это время электронных машин. Для обслуживания всех этих машин понадобится целая армия специалистов. А мы, вместо того чтобы подготовить детей к этому будущему, все еще разрешаем им растрачивать годы драгоценного времени на бесполезные игры. Это позор нашей цивилизации и преступление против грядущего человечества!
Взрослые 5 - Во всех городских кварталах нужно основать так называемые Детские Депо: огромные дома, куда можно было на какое-то время сдать ребенка, а потом забрать обратно. Детям категорически должно быть запрещено, играть на улицах или в парках.
Беппо- Но будь я на твоем месте Момо, я бы тоже пошел в Детское Депо. Там ты будешь при деле; будешь развиваться, чему-нибудь научишься. Тебя и так туда отправят, если ты и дальше будешь слоняться одна, по свету.
Момо подбегает к детям
Момо – Паоло, девочки, Мария, Я так искала вас. Пошли ко мне?
ребята обменялись взглядами, потом покачали головами.
Момо – Но может быть, завтра? Или послезавтра?
Те опять покачали головами.
Момо – Ах, ну приходите же снова! Ведь раньше вы так часто приходили!
Паоло. – Раньше! Теперь все по-другому. Нам не разрешают бесполезно тратить свое время.
Момо – И куда же вы идете?
Мария. - На занятия. Там мы учимся играть.
Момо – Во что?
Паоло. – Сегодня мы играем в дырявые карты. Это очень полезно, но надо быть ОЧЕНЬ наблюдательным.
Момо – И как это происходит?
Девочка Ангелина – Каждый из нас изображает из себя перфокарту.
Девочка Дубль. Карта имеет различные характеристики: величину, возраст, вес
Девочка Яна - Но это не настоящий твой рост, вес и все такое, а то это было бы слишком просто
Девочка Мила -. А иногда мы – длинные числа, например Икс/763
Девочка Варя. Нас перемешивают, и мы попадаем в картотеку
Девочка Кира. И тогда кто-нибудь из нас должен выбрать определенную карту
Девочка Юля. Он должен задавать вопросы, отсортировывая все другие карты,
Девочка Лера. чтобы в конце осталась только одна, нужная.
Пауло. Кто это сделает быстрее всех – тот выиграл.
Момо – И это весело?
Франческа. – Дело не в этом. Так говорить нельзя.
Момо. – Но в чем же тогда дело?
Франческа – В том, чтобы была польза для будущего…У тебя было гораздо лучше, Там нам в голову приходило много интересных идей. Но так ничему не научишься, говорят они.
Пауло. – В конце концов, о нас ведь заботятся...
Мария. Может быть, мы еще увидимся…
Дети уходят, появляется Джига
Джига – Момо! Это же действительно моя подруга Момо! Это она!
Джига - Мне очень жаль, что я мы не можем сейчас поговорить. Но я страшно спешу, понимаешь? Я опять опоздал. Где же ты пропадала все это время? Ты должна мне все рассказать. Я уже и не верил, что ты вернешься Ах, Момо, столько всего случилось за это время. Знаешь, Момо, я часто думаю о том времени, когда мы были беззаботны. Это было прекрасное время! Но сейчас все по-другому, совсем, совсем по-другому. Теперь ты видишь, до чего я дошел! И нет мне пути назад, даже если бы захотел. Со мной все кончено. «Джиги останется Джиги!» – помнишь эти слова? Но Джиги больше не Джиги. Я скажу тебе, Момо: самое опасное в жизни – это мечты, которые исполняются. (уходит)
Момо - Теперь я поняла: бывают богатства, от которых человек гибнет, если не может разделить их с другими...