Методика обследования уровня элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.




Проводя диагностику детей младшего дошкольного возраста, специалист выбирает или разрабатывает методику проведения обследования.

Успех проведения обследования зависит от ряда условий:

· Соответствие методики целям и задачам обследования;

· Использование дидактического материала;

· Наличие четкой инструкции для обследуемого, которая составляется до начала работы и не должна меняться на протяжении всего обследования;

· Тщательный подбор и подготовка дидактических материалов.

Необходимо учитывать, что особенности психических процессов нередко зависят не только от уровня развития ребенка, но и от содержания воспринимаемых предметов и явлений.

 

Оценивая выполнение каждого отдельного задания, анализируют следующие показатели:

· Полнота и правильность ответов, действия с целью самостоятельного исправления ошибок;

· Эмоциональное состояние (волнение, чрезмерное оживление, подавленность, фамильярность, замкнутость);

· Процесс восприятия и понимания инструкции (ребенок выслушивает ее до конца, задает вопросы, недослушав, приступает к выполнению до завершения инструкции, не приступает к выполнению, дожидается специального указания воспитателя);

· Характер деятельности: интерес, аккуратность, стремление довести дело до конца, наличие самоконтроля и саморегуляции;

· Адекватная оценка деятельности: радость при успехе, огорчение при неудаче.

 

Для исследования уровня элементарных математических представлений и составления методики использовалась «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ МЕТОДОМ ТЕСТА-ОПРОСА

 

Цель: выявить особенности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

· Определить уровень развития обследовательских умений (зрительным и осязательно-двигательным способами) детей;

· Выявить умение детей определять количественные представления: один-много, чего больше (меньше)?;

· Выявить умение детей распознавать величину предмета: длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий;

· Выявить умение детей находить геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг;

· Выявить умение детей ориентироваться во времени: день-ночь, утро-вечер.

 

Задания (Приложение 2):

1. «Где один, а где много?»;

2. «Чего больше, а чего меньше?»;

3. «Что длиннее, а что короче?»;

4. «Что шире, а что уже?»;

5. «Что выше, а что ниже?»;

6. «Посмотри на это домик, на какую фигуру похожа крыша?»

7. «Какая фигура – окошко у домика?»

8. «Какая фигура – основа домика?»;

9. «На какой картинке день, а на какой ночь?»;

10. «На какой картинке утро, а на какой вечер?».

 

Высокий уровень оценки: ребенок быстро и самостоятельно справился с заданием;

Средний уровень оценки: ребенок периодически нуждался в помощи воспитателя;

Низкий уровень оценки: ребенок не смог справиться с заданием, ему все время нужна была помощь.

 

Результаты исследования и их обсуждение.

В ходе исследования было выявлено, что высокого уровня элементарных математических представлений достигли 40 % детей, среднего 41% и низкого 19% (рис. 1.). Полученные результаты позволяют утверждать, что процесс восприятия элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста развит недостаточно (Приложение 1).

 

 

Рис 1.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение.

Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Период дошкольного детства важно не упустить, так как ребенок восприимчив к освоению нового, но в тоже время его нельзя перегружать знаниями.

В ходе проведения исследовательской работы решены поставленные задачи.

Выявлено, что математические знания и представления активно влияют на формирование умственных способностей, необходимых для познания окружающего мира. Так же решены практические задачи.

Проанализированы разделы математического развития в следующих программах: программа воспитания и обучения в детском саду «Детство», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга». Выявлено, что в программе «Радуга» не поставлены конкретные цели и задачи овладения детьми элементарными математическими представлениями.

При написании данной работы были изучены виды и структура дидактических материалов. Интересный, красочный наглядный материал, дидактические пособия способствуют тому, что ребенок с удовольствием овладевает знаниями, даже не догадываясь о том, что он решает учебную задачу, думая, что он просто играет.

Проведена диагностика по определению уровня элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

По итогам диагностики видно, что дети испытывают затруднения при выполнении некоторых заданий: определение времен суток, геометрических фигур, количества и величины предметов.

В ходе исследования было выявлено, что высокого уровня элементарных математических представлений достигли 40% детей, среднего 41% и низкого 19% (Рис 1.). Таким образом, мы видим, что существует проблема в овладении детьми младшего дошкольного возраста элементарными математическими представлениями.

В результате исследования выявлено, что необходимо повысить уровень элементарных математических представлений. При этом использовать интересный детям наглядный материал, так как это эффективное средство в решении дидактических задач.

Значение дидактического материала заключается в том, что он дает возможность придать процесс обучения действенный характер включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.


ЛИТЕРАТУРА

1 «Новый взгляд на традиционную тему «один много»// Дошкольное воспитание. – 2009. - № 9. – С. 36.

2 Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. – М., 1994.

3 Зайцев В. В. Математика для детей дошкольного возраста. – М., 1994.

4 Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 3-4 лет – М., 1994.

5 Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.,1974.

6 Метлина Л. С. Математика в детском саду. – М., 1984.

7 Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.,1985.

8 «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А.

9 Программа воспитания и обучения в детском саду «Детство».

10 Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга».

11 Соловьева Е. В. Математика и логика для дошкольников. – М., 1994.

12 Столяр А. А. Давайте поиграем. – М.,1991.

13 Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М.,1998.

14 https://letopisi.ru/index.php/Роль_дидактических_материалов_в_процессе_обучения

15 https://festival.1september.ru/articles/519833/

16 https://festival.1september.ru/articles/506019/

17 https://www.school2100.ru/program/program_pre-ml.html

18 https://www.bestreferat.ru/referat-16232.html

19 https://www.ivalex.vistcom.ru/metod12-1.htm

20 https://www.moi-detsad.ru/

21 https://www.detskiysad.ru/


Имя Фамилия ребенка количество величина геометрические фигуры Ориентировка во времени
один - много чего больше (меньше) длинный - короткий широкий - узкий высокий - низкий день - ночь утро - вечер
  Алина А. + + + +
  Кирилл Б. + + + + +
  Дима Г. + - - - -
  Даша Д. + + + + - - - -
  Алена И. + - - + +
  Артем К. + - + - + + + + +
  Арсений О. + + + + - -
  Ваня С. - + - + -
  Лиза У. + + - + - -
  Тимур Х. - - + - + +
  Марьям Х. + - + - - -
  Настя Ч. + - +
  Аня Ч. + + + + + + +
  Алина Ч. + - + - +
  Лена С. + + + + + + + + + +
Выс. уровень кол-во детей                    
%                    
Средн. уровень кол-во детей                    
%                    
Низк. уровень кол-во детей                    
%                    
                           

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задания диагностики:

1. «Где один цветочек, а где много?»

2. «Чего больше, а чего меньше, грибочков или цветочков?»

3. «Какая змейка длиннее, а какая короче?»

4. «Какой ствол у дерева шире, а какой уже?»

5. «Какой человечек выше, а какой ниже?»

6. «Посмотри на это домик, на какую фигуру похожа крыша?»

7. «Какая фигура – окошко у домика?»

8. «Какая фигура – основа домика?»

9. «На какой картинке день, а на какой ночь?»

10. «На какой картинке утро, а на какой вечер?»

К защите допущена:

(дата и подпись председателя ПЦК)

_____________________________

Защита состоялась: (дата)

Отметка:

Члены комиссии:

(Фамилия И.О.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: