I. Альтернативные теории формирования стоимости товара и услуг.




Реферат

 

По дисциплине: «Экономическая теория»

На тему: «Стоимость, полезность, ценность: содержание, соотношение и значение».

 

Выполнила:

Тростина Т.А.

 

Принял:

Смирнов В. Г.

 

 

Владимир 2011

 

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………3

I. Альтернативные теории формирования стоимости товара и услуг………4

1.1 Стоимость – фундаментальная проблема экономической теории………..4

1.2 Общая и предельная полезность блага……………………………………..7

1.3 Максимилизация общей полезности………………………………………11

II. Стоимость, полезность, ценность и их взаимодействие…………………12

2.1 Содержание понятия стоимости и ее классификации…………………....12

2.2 Взаимосвязь и соотношение между понятиями: стоимость, полезность, ценность. Сущность ценности блага…………………………………………...15

2.3 Двойственная природа стоимости (ценности)……………………………..19

III. Маржинализм………………………………………………………………..21

3.1 Понятие маржинализма……………………………………………………..21

3.2 Маржинализм: что нового? ………………………………...........................22

Заключение……………………………………………………………………….25

Список используемой литературы……………………………………………...26

 

Введение.

Стоимость, полезность, ценность – это три взаимосвязанных между собой понятия, которые нужно знать и различать. Для максимального удовлетворения человеческих потребностей, производителю необходим постоянный анализ содержания всех трех компонентов. Так как, стоимость, полезность, ценность - очень полезные и незаменимые понятия, которые важны для производителя товаров и услуг, пользующихся большим спросом у потребителей. Следовательно, нам необходимо разбираться в этих понятиях и знать их содержание, для общего развития и создания в дальнейшем возможной предпринимательской деятельности.

I. Альтернативные теории формирования стоимости товара и услуг.

1.1 Стоимость – фундаментальная проблема экономической теории. Стоимость, а точнее ценность, относится к числу фундаментальных проблем экономической науки. Это объясняется глубиной и кругом рассматриваемых вопросов. На основе теории стоимости определяются цели и мотивы деятельности экономических субъектов, выбираются варианты распределения экономических ресурсов и доходов, функционирует процесс рыночного обмена.[1]Таким образом, теория стоимости – это фундамент, на котором строится теоретическая конструкция экономического организма.

Д. Риккардо отмечал, что в экономической теории ничто не порождало так много ошибок и разногласий, как именно неточность и неопределенность смысла, который вкладывался в слово «стоимость». При исследовании стоимости в экономической теории используются два методологических подхода: функциональный и казуальный (т.е. причинно-следственный). Эти два подхода характеризуют современный маржиналистский методы исследования категорий стоимости.

До недавнего времени в нашей экономической литературе догматического направления маржиналистский анализ объявлялся ненаучным, имеющим дело лишь с внешней видимостью. Единственно правильным считался только марксистский метод.

Жизнь показала, что экономика – настолько сложный организм, что описать ее полностью в одной экономической концепции, положив в основу один «кирпичик» - будь то «товар» (марксизм) или «полезность» (маржинализм) – невозможно. Если сторонники маржинализма сосредоточили свое внимание на анализе наиболее рациональных методов хозяйствования, поиске эффективных методов роста благосостояния и для этого им потребовалось исследовать функциональную зависимость категорий, то марксисты сосредоточили свое внимание на сущность явлений, использовали при этом причинно-следственную зависимость экономических процессов. Учитывая вышесказанное, при изложении категорий стоимость необходимо использовать как марксистскую, так и маржиналистскую трактовки стоимости. Важно также отметить, что основные концепции стоимости товара сложились в течение XVIII и XIX вв.

А. Смит сводил стоимость к труду, затраченному на производство товара, к покупаемому труду (заработной плате), сумме заработной платы, прибыли и земельной ренты. Д. Риккардо и Д Р. Мак-Куллох определяли ее издержками производства. Ж. Б. Сэй – полезностью вещи. Д. Лодердель – предложением и спросом. К. Маркс и Ф. Энгельс, рассматривая их полемику, сделали вывод, что стоимость есть вещественная форма затрат общественного абстрактного труда и выражает отношение издержек производства и полезности. Длительный спор в экономической науке ведется и по величине стоимости товара, и, соответственно, его цене. А. Смит принимал за меру стоимости иногда рабочее время, необходимое для производства товара, а иногда стоимость труда; Д. Риккардо – рабочее время на производство товар в относительно худших условиях производства. С. Сисмонди величину стоимости сводил к отношению между потребностью всего общества и количеством труда, которое достаточно, чтобы удовлетворить эту потребность. В работах П. Самуэльсона, Дж. Кларка и др. рассматривается формирование цены с учетом влияния предельных издержек, кА дополнительных издержек, связанных с производством дополнительной единицы товара (или дополнительного количества товара), т.е. изменение цены в условиях воспроизводства.

Согласно маржинальному направлению в экономической теории, полезность блага – главная категория. Испытывая потребности в тех или иных благах, потребители вынуждены постоянно определять полезность этих благ, так как в условиях их ограниченности приходится делать выбор. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность тех благ, которые им необходимы и доступны.

Итак, что же такое полезность? Полезность - это удовлетворение, которое благо приносит потребителю.[2] Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту или рыбалку, то охотничье ружье или спиннинг представляют для него большую пользу, а для всех остальных они малополезны. Однако в том или ином обществе возможно выявление средних для всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое - менее.

Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъективна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блага для разных индивидуумов может отличаться, как, например, в случае с охотничьем ружьем и спиннингом. Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же блага зависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае, а если сегодня утром не хочется, есть обычную порцию каши, то ее полезность для индивидуума будет снижена.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: