I. Аннотация
1. Наименование дисциплины – Аннотирование и реферирование
Цель и задачи дисциплины (или модуля)
Аннотирование и реферирование – это виды аналитико-синтетической переработки информации, которые очень часто встречаются в современном издательском деле. Без них практически невозможен выпуск изданий, поскольку выходные сведения любого издания содержат либо аннотацию, либо реферат. Что касается информационных изданий, прежде всего библиографических и реферативных, то аннотация и реферат являются основными видами вторичных документов, помещаемых в этих изданиях.
Аннотирование и реферирование являются неотъемлемой частью современного издательского процесса. Любое издание, будь то монография, учебник, аналитический обзор и пр., всегда предваряется вторичным документом (рефератом или аннотацией). Отсутствие вторичного документа свидетельствует о непрофессионализме издателя и крайне отрицательно сказывается на эффективности издания как средства распространения информации. С аннотации (реферата) начинается знакомство читателя с изданием в целом и основным произведением в частности. От того, насколько квалифицированно подготовлены эти документы, во многом определяется отношение читателя к изданию.
Цель дисциплины − развить навыки переработки первичных документов во вторичные; научить осуществлять информационную компрессию; получить практические навыки составления аннотаций и рефератов.
Задачи «Аннотирования и реферирования» ознакомить студентов с ГОСТами по аннотированию и реферированию, с основными видами аннотаций и рефератов, с основами современной теории и практики аннотирования и реферирования; изучить, правильно понять сущность вторичной информации; научить оценивать качество рефератов и аннотаций, добиться точного их соответствия содержанию принятого к опубликованию произведения.
Цели и задачи курса соотносятся с целями и задачами образовательной программы как в литературоведческом плане, так и в редакторском.
Место дисциплины (или модуля) в структуре ООП
Дисциплина относится к вариативной части учебного плана «Модуль 4. Модуль подготовки по дополнительному виду профессиональной деятельности: проектно-инновационная» и входит в круг обязательных дисциплин. «Аннотирование и реферирование»является дисциплиной, развивающей профессиональные компетенции в области проектно-инновационной деятельности. Знания, полученные при изучении дисциплины, развивают способности понимать сущностные характеристики произведения и издания, а также помогают обеспечивать информационно-библиографическое и рекламное сопровождение проектной издательской деятельности.
Развитие проектно-инновационной деятельности посредством изучения данной дисциплины поможет выпускникам «Издательское дело» найти применение своих знаний в различных издательствах, библиотечных коллекторах, а также в информационных порталах и рекламных агентствах.
Знания, полученные при изучении дисциплины, помогут усвоению курса «Практическая и функциональная стилистика русского языка», «Реклама книги», «Информационные технологии в издательском деле», «Основы теории и практики распространения печатной продукции», «Создание и редактирование WEB-сайтов» и других.
4. Объем дисциплины (или модуля):
- для студентов очной формы обучения 2016-2017 годов набора
3 зачетных единицы, 108 академических часов, в том числе
контактная работа: практические занятия 19 часов, самостоятельная работа: 89 часов.
- для студентов заочной формы обучения 2016-2017 годов набора
3 зачетных единицы, 108 академических часов, в том числе
контактная работа: лекции 4 часа, практические занятия 8 часов, самостоятельная работа: 87 часов, контроль – 9 часов.
5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (или модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемые результаты освоения образовательной программы (формируемые компетенции) | Планируемые результаты обучения по дисциплине (или модулю) |
ПК-8 способность понимать сущностные характеристики произведения и издания | Владеть: общими представлениями о сущности языка, литературного произведения, литературы и издательского процесса, их функций, явлений, их роли в жизни общества. Уметь: сформулировать основные понятия теории языка, литературы и книжного дела. Знать: что такое язык и литература, какие существуют науки о языке, принципы соотношения литературы и издательского дела |
ПК-14 способность обеспечивать информационно-библиографическое и рекламное сопровождение проектной издательской деятельности | Владеть: навыками анализировать и обобщать профессиональную научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт издательского дела; основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией. Уметь: выявлять покупательский спрос на издательскую продукцию и оценивать конъюнктуру ее рынка; организовывать информационно-библиографическое сопровождение. Знать: характеристики проектируемых книжных, газетно-журнальных, рекламных, электронных и других изданий; технологические требования при разработке издательских проектов. |
6. Форма промежуточной аттестации контрольная работа в конце каждого модуля, тестирование, зачет (дневное отделение), экзамен (заочное отделение)
7. Язык преподавания русский.
II. Содержание дисциплины (или модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий