С.В. Михневич, кандидат политических наук, научный сотрудник ЦИМИ РАНХиГС




«Вот, новый поворот…»: Как вдохнуть новую жизнь в движение России к Азии?

Об участии российских представителей в мероприятиях АТЭС и ВАС.

В середине ноября 2018 г. состоятся очередные мероприятия высшего уровня двух ключевых площадок многостороннего сотрудничества в АТР: саммит лидеров Азиатского-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Папуа-Новой Гвинее и Восточноазиатский саммит (ВАС) в Сингапуре.Наша страна является членами обоих институтов и будет представлена на данных мероприятиях.

Как правило, в саммите лидеров АТЭС Россия принимала участие на уровне Президента, а на мероприятиях ВАС страну всегда представлял Председатель Правительства. Это представляется несколько необычным, если обратить внимание на тот факт, что в списке национальных внешнеполитических приоритетов, содержащихся в Концепции внешней политики Российской Федерации,сотрудничество с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), модерирующей ВАС, стоит выше, чем с АТЭС.

Возможно, причиной этому порядок формирования содержания мероприятий. Так, повестка дня ВАС, в отличие от АТЭС в большей степени сконцентрирована вокруг вопросов регионального характера с выраженным политическим измерением, не в полной мере представляющих интерес для России, которая до недавнего времени не была готова полноценно вовлекаться в проблемы Юго-Восточной Азии.

Однако растущая значимость Юго-Восточной Азиив российской повестке дня вкупе с проведением саммита АТЭС в Папуа – Новой Гвинее привела к тому, что в этом году в саммите АТЭС 2018вместо Президента Российской Федерации В.В. Путина, примет участие Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев. Ранее он заменял российского лидера на Саммите АТЭС в 2015 г., когда он проходил на Филиппинах. Президент России же впервые примет участие в Восточноазиатском саммите (ВАС), который состоится в Сингапуре с 11 по 15 ноября 2018 г.

По мнению эксперта Центра стратегических разработок Антона Цветова, решение об участии В.В. Путина в ВАС вместо АТЭС было принято с учетом логистических сложностей: «Папуа — Новая Гвинея находится далеко, у страны мало опыта проведения мероприятий, а в пользу поездки в Сингапур говорит не только форум, но и 50-летие установления дипотношений с Россией и продолжающееся обсуждения заключения соглашения о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Сингапуром».

Повестка дня предстоящего саммита в Сингапуре будет включать в себя такие актуальные для ЮВА и АТР темы, как региональная безопасность, ответ на современные вызовы и угрозы, дальнейшая экономическая интеграция, в том числе за счет открытия рынков, развитие цифровых технологий и их применение в обычной жизни.

Участие российского Президента в ВАС также даст возможность провести новый саммит Россия — АСЕАН с перерывом всего в два года (предыдущий состоялся в 2016 г. в Сочи). На саммите обсудят инвестиции стран АСЕАН в Россию и перспективы создания ЗСТ по типу созданной между ЕАЭС и Вьетнамом.

Стоит отметить, что страны АСЕАН ранее неоднократно выказывали непонимание относительно уровня представительства России на мероприятиях ВАС, на которых другие страны были представлены, как правило, их лидерами. Теперь ситуация меняется. Сам факт участия российского лидера в мероприятиях ВАС может демонстрировать определенное стремление страны к укреплению комплексного присутствия в АТР и диверсификации связей за счет дальнейшего развития отношений с государствами АСЕАН. Разумеется, трудно ожидать серьезных результатов для «дальнейшего разворота» российской политики в Азию только за счет участия в одном пусть и важном мероприятии. Однако для стран региона очень важен символизм присутствия российского лидера в ключевом для них саммите, что само по себе может выступить подтверждением серьезности российских намерений.

Ранее руководители стран АСЕАН принимали участие в Сочинском саммите Россия – АСЕАН, по итогам которого был принят Комплексный план действий по развитию сотрудничества между Россией и АСЕАН на 2016-2020 г., сменивший Комплексную программу действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 гг. Новый документ состоит из пяти основных частей и 142 пунктов, которые детально описывают направления сотрудничества и необходимые для его развития шаги.Однако, несмотря на обширные планы, стороны пока не достигли серьезных успехов в выведении сотрудничества на новый уровень.

Отчасти это связано с отсутствием обширного опыта ведения бизнеса, который имеется лишь у ограниченного числа крупных компаний, с нехваткой информации об имеющихся возможностях для сотрудничества и определенными опасениями вести дела с незнакомым высоко рисковым партнером. Но немаловажно и отсутствие демонстрации серьезности намерений и политической воли, чтобы обеспечить выполнение договоренностей. Страны АСЕАН не готовы «к одностороннему движению», и в этой связи участие российского лидера в мероприятиях ВАС способно дать серьезный толчок развитию отношений с государствами ЮВА, способными простимулировать свои компании и органы государственной власти делать больший акцент на российском направлении.

Можно обратить внимание на то, что секторальные приоритеты России в развитии отношений с ЮВА вполне соотносятся с актуальными задачами, ранее озвученными российским лидером в преддверии саммита АТЭС 2017:

1. Комплексное развитие инфраструктуры как основа региональной экономической интеграции, в том числе транспортной, телекоммуникационной и энергетической, в котором могут принять участие партнеры из стран АТР

2. Включение территорий российского Дальнего Востока в глобальные и региональные производственные цепочки в АТР и их комплексная модернизация, развитие высокотехнологичных отраслей и инноваций, масштабное освоение природных богатств.

3. Наращивание инвестиций в человеческий капитал, образование и здравоохранение, формирование конкурентных научно-исследовательских центров, в перспективе – формирование общего образовательного пространства АТР, одним из центров которого мог бы стать Дальневосточный федеральный университет.

4. Вовлечение малого и среднего бизнеса в процессы региональной экономической интеграции, поддержка женского и молодежного предпринимательства, гуманитарных связей.

5. Унификация правил цифровой экономики и торговли, гармонизация национальных технических стандартов, согласование стратегий формирования высокотехнологичных рынков, укрепление цифровой безопасности.

6. Укрепление роли России в обеспечении продовольственной безопасности АТР.

7. Сотрудничество в сфере предупреждения и ликвидации последствий природных бедствий и техногенных аварий.

Повестка дня, как ВАС, так и многочисленных институтов и площадок, действующих под эгидой АСЕАН, в той или иной степени затрагивает все упомянутые вопросы. Основная сложность состоит в том, как обеспечить адекватную представленность российских интересов и наполнить их реальным содержанием. Помочь этому могло бы расширение вовлечения бизнеса как в реализацию конкретных проектов по сформулированным приоритетам, так и в диалог с органами власти и между собой относительно корректировки и точной настройки модальности и планов сотрудничества.

К сожалению, на сегодняшний день российский бизнес не в полной мере использует предоставляемые как АСЕАН, так и АТЭС возможности. В частности, с 2016 по 2018 гг. для реализации в рамках АТЭС были одобрены 19 проектов, предложенных Россией, в том числе 4 проекта в 2018 г., 7 проектов в 2017 г. и 6 проектов в 2016 г.Российские компании в данных проектах не играли значимой роли. Возможно, в будущем данная ситуация будет изменена.

Как ожидается, участие России в грядущих саммитах АТЭС и ВАС будет способствовать укреплению наметившихся позитивных тенденций, а также углублению понимания зарубежными партнерами из АТР возможностей, предоставляемых развитием российской экономики. Кроме того, участие в мероприятиях будет использоваться Россией для организации международного партнерства, направленного на поддержание многосторонней торговой системы, испытывающей сегодня серьезные сложности из-за эскалации неадекватного протекционизма. Это также соответствует интересам ключевых российских партнеров в регионе, в первую очередь, КНР, Вьетнама, Японии, Республики Корея и ряда других стран.

Негативное развитие событий, разворачивающиеся торговые войны противоречат интересам нашей страны, которая заинтересована в снижении международной экономической неопределенности и поступательном прогрессивном развитии. При этом Россия вполне способна извлечь выгоды из усиливающейся поляризации отношений в АТР из-за противостояния Китая и США, которое все больше распространяется не только на торговлю и инвестиции, но и все чаще проявляется в эскалации кризисных явлений в сфере безопасности, например, в Южно-Китайском море. Кроме того, в пользу использования России «окна возможностей» на грядущих саммитах – отсутствие на них Президента США Д. Трампа, отказавшегося от поездки с Порт-Морсби и Сингапур.

В заключении отметим, что Россия весьма заинтересована в создании новых возможностей для развития партнерских отношений между национальным бизнесом и компаниями из стран АТР, снижении издержек на выход на их рынки и формирования интегрированного регионального экономического комплекса, способствующего модернизации экономики страны. При этом все б о льшую роль в данном процессе в российской повестке дня будут играть страны АСЕАН, что не диссонирует с российскими интересами в АТЭС. Так, в своем выступлении Министр иностранных дел России С.В. Лавров на встрече с участниками Диалога молодых дипломатов АТР, состоявшейся «на полях» Восточного экономического форума во Владивостоке 12 сентября 2018 г., отметил, что «АСЕАН – это мотор АТЭС».

Возможно, грядущие саммиты АТЭС и ВАС будут способствовать определенному переосмыслению роли России в АТР и окажут положительное воздействие на формирование устойчивого фундамента для укрепления российского присутствия в политике и на рынках государств макрорегиона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: