Погода (в качестве введения или постановка проблемы)
А погода-то (2009 г.) следующая:
Народ не очень активно идёт заниматься в отряд. Можно сказать себе: «да это, наверное, предел, наверное, уже не интересно ребятам заниматься скаутингом, время прошло», а можно - задаться вопросом и решить его…
Как пополнять отряд?
Перед начинающим руководителем, да и не только начинающим, порой возникает проблема привлечения ребят в отряд. Как учат нас всякие умные книжки - надо переформулировать вопрос или сформулировать противоположный. Попробуем:
Почему приходят ребята заниматься?
Как приходят будущие скауты в отряд? Откуда?
Зачем приходят в отряд ребята?
Что их привлекает в отряде?
Ответив на эти вопросы, мы сможем понять направления, в которых стоит работать для решения своей проблемы. Причём, отвечать -то вам самим не нужно, нужно спросить своих ребят или знакомых скаутов.
3. Прогноз (варианты решения)
Ответы – выводы:
«Меня привела мама или папа» - «Ходите на собрания и рассказывайте»;
«Съездил в лагерь и меня заинтересовало» - «Предлагайте скаутам звать друзей в лагерь»;
«Мы были в походе, где были скауты» - «Предлагайте и проводите скаутские походы для классов»;
«Я был волчонком и решил заниматься дальше» - «Работайте с волчатами – это реальное ваше пополнение».
Основные направления работы для увеличения численности Вашего отряда
- Информационная работа с родителями скаутов и привлечение их к отрядной деятельности (поход на родительские собрания, информационные листки, объявления);
- Открытые мероприятия (походы, сплавы, соревнования, игры, классные часы);
- «Много волчат – много скаутов».
Мы сделали акцент на третьем пункте, не забыв про первый и второй, и получили очень эффективный вариант.
Климатические условия (младшие школьники)
Наберите в любом поисковике «психологические особенности младшего школьного возраста» и наслаждайтесь тоннами ссылок. Очень важно, приступая к работе с каб-скаутами наступить на горло собственной гордости (и лени) и полезно потратить своё время, вспоминая или освежая это раздел. Понятно, что это в принципе такие же скауты и должны так же быть дисциплинированными, честными и т.п., но вот в чём загвоздка – «не так же», а по-другому…
Маршрут (работа с патрулём волчат)
Идея оказалась очень простой – «сделать наглядной и понятной путь волчонка в организации». В какой-то момент я устал объяснять и не по одному разу читать с волчатами их специальности и сделал первую «карту волчонка». По сути это был путеводитель по специальности или блока специальностей.
Выдаётся «карта» - яркая красивая картинка с рисунками, в которой ставятся отметки – дырки. Да! Реальные дырки дыроколом (желательно - фигурным) и для каждой карты разным. Чем больше дырок в карте – тем круче, опытнее волк, и тем ближе он к своей нашивке! Видели бы вы, как ребята сравнивают - у кого дырявее карта. Это - супер зрелище!
В первый год приключений волчонку предлагаются следующие карты и именно в этом порядке: «Лесная тропа», «Военная тропа», «Индейская тропа» и «Морская тропа».
«Лесная тропа» – первое приключение волчонка. Он только начинает скаутский путь и ему не до большой коллективной охоты, - свои бы испытания пройти...
Начальная подготовка волчонка к скаутской походной жизни. Первые индивидуальные испытания.
Испытания по карте:
Испытание | Обозначение на карте | Что нужно сделать |
Узел | Лапа волка | Завязать узел «восьмёрка» |
Аптечка | Аптечка около доктора | Нарисовать к себе в тетрадь 5 медикаментов из аптечки |
Палатка | палатка | Патрулём самостоятельно установить палатку |
Компас | Компас | По компасу показать стороны света |
Костёр | Костёр | Развести костер патрулём или самостоятельно (с родителями) |
Доктор | Доктор | Оказать напарнику помощь при ранении пальца |
Добыча | Мамонт | Приготовить «тёплый бутик» на костре |
Духовность | Лилия НОРС-Р | Прослушай рассказ о житии преподобного Сергия Радонежского и перескажи его родителям |
Переправа | Знак вопроса | В походе переправиться через препятствие |
Флаг | Флаг | Сделать или нарисовать в блокноте флаг России и Карелии |
Концерт | Мышонок с гитарой | Участвовать в праздничном мероприятии класса |
Волк | Голова волка | Выполнить поручение родителей или классного руководителя. |
После 5-ти выполненных испытаний - вручение косынки и вступление в волчата!
В конце изучения карты патруль отправляется на итоговый выезд, на котором старшими скаутами отряда подготовлены испытания, перекликающиеся с заданиями по карте.
В конце пути – вручение первой нашивки! И что важно - поиск пакета с новой картой!!!