Юридическая ответственность государственных служащих




государственный служащий правовой ответственность

Неукоснительное соблюдение, укрепление государственной дисциплины на порученном участке работы - одна из важнейших обязанностей госслужащих. За невыполнение этой обязанности они могут привлекаться к ответственности - дисциплинарной, административной, материальной, уголовной.

Дисциплинарная ответственность членов административных коллективов регулируется многими правовыми актами (законами, дисциплинарными уставами). Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

Дисциплинарные взыскания применяются, как правило, в порядке служебного подчинения, только определенным кругом субъектов линейной власти, в пределах их компетенции и установленного перечня таких взысканий. Перечень дисциплинарных взысканий не может произвольно изменяться субъектами их применения. В настоящее время четко и полно урегулировано применение мер дисциплинарного принуждения к военнослужащим.

Согласно ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», за совершение дисциплинарного проступка представитель нанимателя имеет право применить к гражданскому госслужащему следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. "а" - "г" п. 3, п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 37 рассматриваемого Федерального закона.

Основанием административной ответственности является административный проступок. К административной ответственности привлекаются служащие, чаще всего должностные лица, за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных КоАП РФ и другими актами с административными санкциями, если их соблюдение вменено им в обязанность.

При привлечении государственного служащего к административной ответственности необходимо установить, является ли государственный служащий представителем власти, выполняет ли он организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и подпадает ли он под определение должностного лица. С этой целью необходимо проводить анализ должностных регламентов государственных служащих или иных актов, закрепляющих правовой статус государственных служащих. В связи с этим для более четкого определения правового статуса государственного служащего необходимо уделять особое внимание формулировке и детальной регламентации функций государственного служащего, поскольку именно исходя из их содержания можно определить, является государственный служащий должностным лицом или нет.

Административное право регулирует дисциплинарное принуждение, применяемое к государственным служащим (гражданской, правоохранительной, военной службы). Особенность дисциплинарной ответственности по административному праву - это разнообразие дисциплинарных санкций. В их числе понижение в должности, понижение в звании, арест на 15 суток.

Еще одна особенность дисциплинарной ответственности по административному праву установлена ч. 1 ст. 2.5 КоАП. В ней сказано: "За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность". Таким образом, часть 1 ст. 2.5 устанавливает общее правило о дисциплинарной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, за административные правонарушения.

А ч. 2 ст. 2.5 закрепляет ряд исключений из этого правила и указывает административные правонарушения, за которые лица, указанные в ч.1 ст.2.5, несут административную ответственность на общих основаниях.

Уголовные, административные, гражданско-правовые санкции, дисциплинарные санкции, применяемые к членам трудовых коллективов, установлены законами. Наказания, применяемые к военнослужащим, таможенным служащим, закреплены указами Президента РФ.

Еще одна особенность дисциплинарной ответственности по административному праву в том, что набор дисциплинарных санкций различен для разных категорий субъектов.

Так, к лицам рядового и младшего начальствующего состава МВД России применяются такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, лишение нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел.

Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ закреплен перечень взысканий, которые могут налагаться на военнослужащих: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования; отчисление с военных сборов; дисциплинарный арест.

Действующее законодательство мало говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка. Во всех случаях у лица, привлекаемого к ответственности, должны быть взяты объяснения. Отказ дать объяснения производства не прекращает. Но право дать объяснение, быть выслушанным - важный элемент права на защиту от необоснованного привлечения к ответственности.

Если служебное разбирательство проводилось не субъектом дисциплинарной власти, то, как правило, его результаты оформляются справкой, рапортом, устным докладом руководителю и т.п. Ему же могут поступить материалы дела об административном правонарушении, вступивший в законную силу приговор (решение) суда.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины, а также за несколько выявленных проступков одновременно может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Правовыми актами установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Военнослужащие, лица рядового, начальствующего состава МВД России по общему правилу могут привлекаться к ответственности до истечения 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке, студенты, аспиранты - не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, но не позднее 6 месяцев со дня совершения. Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на каком бы этапе оно ни находилось, должно быть прекращено.


Заключение

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

. Касательно понятия государственных служащих в качестве общих характеристик, закрепленных в законе, можно выделить: во-первых, наличие гражданства Российской Федерации; во-вторых, осуществление профессиональной служебной деятельности на должностях государственной службы; в-третьих, денежное содержание за счет средств соответствующего бюджета.

. Понятия "государственный служащий" и "должностное лицо" пересекаются: государственный служащий может как являться должностным лицом, так и не являться им, а должностное лицо может состоять на государственной службе или не состоять на ней. Уяснение данного положения имеет то практическое значение, что при привлечении государственного служащего к административной ответственности необходимо установить, является ли государственный служащий представителем власти, выполняет ли он организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и, следовательно, подпадает ли он под определение должностного лица. Разграничение функций должностного лица на организационно-распорядительные и административно-хозяйственные в КоАП РФ не закреплено.

. В целом, современное законодательство о государственной службе устанавливает весьма обширный и четкий перечень прав и гарантий, ограничений и запретов, обязанностей и мер ответственности. Указанные группы категорий направлены на обеспечение эффективного исполнения государственными гражданскими служащими должностных обязанностей. Однако, законодательство, регулирующее правовой статус органов государственной власти и государственных служащих, должно не только регламентировать их цели, задачи, полномочия и т.д., но и прописывать прямые и конкретные обязанности, так как обязанности государственных служащих сформулированы недостаточным образом, что затрудняет их оценку и реализацию.

. Запреты и ограничения имеют важное значение в административно-правовом механизме противодействия коррупции в системе государственной службы. Между тем проблему коррупции исключительно с помощью данных средств не решить. Кроме сдерживания негативной активности государственных служащих, необходимо побуждать их к активной позитивной деятельности направленной на удовлетворение интересов личности, общества и государства.

. Существенными пробелами административного законодательства о государственной службе являются: отсутствие положений, четко регламентирующих должностное продвижение служащих, а также их правовую защиту в случае смены высшего руководства государственного органа; отсутствие четкого соотношения конкретных мер режима ограничений и запретов с мерами юридической ответственности, что может создать (и реально создает) несоответствие противоправного деяния государственного гражданского служащего и меры ответственности, применяемой в отношении его.

. Считаем необходимым с одной стороны унифицировать статус разных видов государственных служащих (гражданских, военных, сотрудников правоохранительных органов), с другой - дифференцировать статус государственных служащих, замещающих разные виды должностей по группам: очевидно, что ответственность руководителей должна отличаться от ответственности подчиненных. Поэтому большие надежды возлагаются на реализацию в Российской Федерации начатых реформ: административной, государственной службы и иных, направленных на совершенствование государственного (и муниципального) управления. Обеспечить эффективность института государственной гражданской службы можно при условии согласования статуса всех, кто обеспечивает выполнение публичных функций.

Таким образом, повышение эффективности статуса государственных служащих должно быть связано не только с введением дополнительных обязанностей, ограничений и запретов, но и с созданием новых стимулов к добросовестному и инициативному выполнению служебных обязанностей, введением адекватного затраченным усилиям вознаграждения за труд, установлением дополнительных льгот, гарантий и компенсаций.


Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января.

. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.10.2010) // Собрание законодательства РФ, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.

. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 14.02.2010) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31.Ст. 3215.

. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 22.07.2010) "О статусе военнослужащих" // Собрание законодательства РФ. 1998. Ст. 2331.

. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 21.12.2009) "О воинской обязанности и военной службе" // Собрание законодательства РФ.1998. № 13. ст. 1475.

Специальная и научная литература

1. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. - 1996. - № 12. - С. 10-15.

. Бахрах Д.Н. Юридическая ответственность по административному праву // Административное право и процесс. - 2010.- № 1.- С. 19-22.

. Буравлев Ю.М. Основания юридической ответственности в системе государственной службы//Административное право и процесс.-2010.-№ 1.-С.11 - 13.

. Кодан С.В., Иванова С.А., Кудашев С.М., Денисов С.А. Проблемы коррупции в государственных органах: проблемы противодействия.// Следователь. - 2008. - № 5. - С.30-39.

. Куракин А.В. Административные запреты и ограничения как средство противодействия коррупции в системе государственной службы // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 1.

6. Куракин А.В. Современные формы проявления коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Гражданин и право. - 2008. - № 2. - С. 15 - 22.

7. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС «КонсультантПлюс, 2009».

. Охотский И.Е. Статус гражданского служащего в обществе и системе государственного управления // Администратор суда. - 2009. -№ 2.

. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование служебных отношений: теория и практика / под ред. Г.Н. Комковой. Саратов: Научная книга, 2008. 412 с.

. Спектор А.А., Туманов Э.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (постатейный). - М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. 192 с.

. Старилов Ю.Н. Служебное право. - М.: БЕК, 1996. - 412 с.

. Сурманидзе И.Н. Аспекты административно-правового статуса государственных гражданских служащих // Муниципальная служба. - 2008. - № 3.-С.8-12.

. Сурманидзе И.Н. Должности и должностные лица государственной службы // Административное право и процесс. - 2009. - № 1.

. Хабибулина О.В. Конституционные основы государственной службы РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 6.

15. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. - М., 1894. - 412 с.

16. Шамков Н.С. Государственная служба без протекционизма // Бюллетень Министерства юстиции РФ. - 2003. - № 1. - С. 120-123.

Судебная практика

. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 4.- С. 7-10.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: