Характеристика содержания




Рекомендации по составлению индивидуальной коррекционной программы.

Индивидуальная коррекционная программа содержит следующие разделы:

- целевой,

- содержательный,

- организационный.

Целевой раздел содержит:

- обоснование необходимости реализа­ции программы;

- цель и задачи по организации коррекционной работы;

- планируемые результаты коррекционной работы.

· В обосновании: необходимо представить общую характеристику ребенка (по результатам психолого-педагогической диагностики, раскрывающие выявленные проблемы, зоны актуального и ближайшего развития ребенка) – для индивидуальной программы; для групповой - критерии отбора в коррекционную/развивающую группу – это признаки, наличие которых является показанием для посещения детьми занятий по той или иной коррекционной (развивающей) программе. Критерии должны быть выделены таким образом, чтобы после окончания занятий можно было провести повторную диагностику и оценить эффективность воздействия;

· Целью (результат, которого мы хотим достичь)программы коррекционной работы является создание оптимальных условий для ликвидации явлений дезадаптации, интеграции учащихся в учебном заведении и обществе.

· Задачи программы ( конкретизация цели, дробление ее на части ):

- (ставятся задачи в соответствии с целью коррекции);

- (ставятся задачи в соответствии с целью коррекции);

- оказывать консультативную и методическую помощь педагогам, родителям (законным представителям) по вопросам взаимодействия с учащимися;

- осуществлять оценку результативности коррекционной работы и динамики развития детей.

· Планируемые результаты коррекционной работы(прогноз относительно изменений в поведении и личности учащихся)

Содержательный раздел включает:

1. принципы коррекционной работы;

2. направления коррекционной работы;

3. описание содержания и организации диагностической и коррекционно-развивающей работы с ребенком;

4. набор конкретных методов коррекции (методы и техники, используемые в программе);

5. критерии (методы, средства, способы) оценки эффективности (результативности) программы. Основные требования к результатам реализации программы. Это набор количественных и качественных показателей, по которым можно определить эффективность программы, а также методы, процедуры их отслеживания.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка.

Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

- Системность.

Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность.

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

· Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическое обеспечивает своевременное выявление детей с девиациями в поведении, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающее обеспечивает своевременную специализированную помощь в преодолении явлений дезадаптации;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей, нуждающихся в особом психолого-педагогическом внимании и их семей по вопросам обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

- информационно-просветительское включает разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей, с девиациями в поведении и испытывающими трудности в адаптации;

- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин девиаций и трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений о ребёнке;

- изучение личностных особенностей учащихся;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для учащегося коррекционных программ/методик, методов и приёмов в соответствии с его особенностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления девиаций в поведении и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций (в случае необходимости!);

- развитие эмоционально-личностной и волевой сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ОВЗ;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОВЗ.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения

детей с ОВЗ;

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ.

· Организационный раздел включает: анализ возможностей создания условий по преодолению явлений дезадаптации и обеспечения социализации ребенка; условия и форму проведения коррекционных мероприятий; периодичность занятий:

- количество и возраст участников;

- продолжительность программы (количество занятий);

- регулярность и продолжительность занятий;

- требования к помещению (игровая комната, зал…) и оборудованию (парты, магнитофон, маты…).

· Тематический план занятий с отражением названия и количества занятий.

· Список используемой литературы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: