Глава 2. Проблемы современной молодёжи и общества о незнании значимых исторических личностей и их заслуг.




Пионеры-герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

 

Работу выполнил:

Малахов Иван,

учащийся 9 класса

МОУ-Гимназии №2

 

Научный руководитель:

Миронова Ольга Михайловна,

учитель истории и обществознания

первой категории

МОУ-Гимназии №2

 

Клин - 2022

Содержание

Введение.................................................................................................................3

Глава 1.Кто они – пионеры-герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

1.1 Марат Казей.................................................................................................5

1.2 Валя Котик....................................................................................................5

1.3 Лёня Голиков................................................................................................7

1.4 Саша Чекалин...............................................................................................8

1.5 Зина Портнова..............................................................................................9

1.6 Борис Цариков.............................................................................................10

Глава 2. Проблемы современной молодёжи и общества о незнании значимых исторических личностей и их заслуг.

2.1 Определение проблемы.................................................................................11

2.2 Исследование проблемы................................................................................12

Заключение...........................................................................................................16

Список используемой литературы и источников……….................................17

Приложение..........................................................................................................18

Введение

 

 

Мы – дети 21 века, дети современности живем в мирное время. Засыпаем и просыпаемся под мирным и чистым небом. Мы - счастливые дети своих родителей. У нас есть детство. Так бывает не всегда и не у всех. Великая Отечественная война унесла миллионы жизней. Жизни не только солдат, но и мирных, ни в чем не повинных людей, среди которых были и дети. Многим из них пришлось очень рано повзрослеть, трудиться в тылу, заменяя непосильную мужскую силу. А кто-то, с оружием в руках, в рядах партизанских отрядов сражался против фашистских захватчиков. Страшная беда не спрашивала у ребят возраста, ведь Маленьких у войны не бывает [1, стр.318]. "Сыновья полка", пионеры - герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. Пять несовершеннолетних бойцов удостоены высшей награды – звания Героя Советского Союза, но... Посмертно…

Каждый год, 9 мая, мы отмечаем годовщину победы советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Каждый год вспоминаем события тех времен, имена солдат – Героев СССР, которые гибли ради победы. Но однажды, читая очередную информационную тему о Великой Отечественной войне, я случайно нашел список ребят, которые будучи еще детьми и подростками, совершали мужественные поступки, которые были удостоены высокого звания Героев Советского Союза. Раньше я мало слышал о них, и мне стало очень грустно, что их имена очень редко вспоминают, говоря о событиях Великой Отечественной войны. По моему мнению это несправедливо. Я решил взять именно эту тему для проектно-исследовательской работы. Я хочу показать, что знания о Великой Отечественной войне, а именно знания о детях - героях этой страшной войны очень важны при воспитании патриотического духа.

Объект исследования: значимость знаний о детях – пионерах-героях Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: судьбы и героические поступки детей – пионеров-героев Великой Отечественной войны.

Цель исследования: более подробно изучить героические подвиги несовершеннолетних героев Великой Отечественной войны.

Задачи исследования:

- ознакомиться с литературой и интернет – источниками по данной теме;

- провести опрос среди учащихся и их родителей;

Гипотеза: Я предполагаю, что знания о подвигах и героях Великой Отечественной войны необходимы для патриотического воспитания современной молодежи.

Методы исследования:

- изучение литературы и интернет – источников;

- опрос учащихся и их родителей;

- анализ полученных данных.

Практическая значимость работы: результат исследовательской работы – опросы, можно делать на уроках, классных часах, мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне.


 

Глава 1. Кто они – пионеры-герои Великой Отечественной войны

Гг.

Марат Казей.

Марат Казей родился 10 октября 1929 года в деревне Станьково Минской области Белоруссии, успел окончить 4 класса сельской школы (Приложение 1). До войны его родители были арестованы по обвинению во вредительстве, многочисленных детей "разбросали" по бабушкам-дедушкам. Но семья Казеев не обозлилась на советскую власть: в 1941 году, когда Белоруссия стала оккупированной территорией, Анна Казей, жена отца Марата и мать маленьких Марата и и его сестры Ариадны, прятала у себя раненых партизан, но была схвачена немцами и вскоре была казнена. А маленький Марат с сестрой ушли к партизанам. В результате обморожения обеих ступней Ариадну впоследствии эвакуировали на «большую землю», но Марат остался помогать отряду.

Наравне со старшими товарищами он ходил в разведку - как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу" и вскоре был награждён медалью «За боевые заслуги».

Но 11 мая 1944-го при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Минской области 14-летний Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, а Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - подросток был тяжело ранен в руку. Пока у Марата были патроны, он держал оборону, а когда магазин опустел, взял своё последнее оружие - две гранаты, с пояса. Одну он бросил в немцев сразу, а со второй подождал: когда враги подошли совсем близко, взорвал себя вместе с ними.

В 1965 году Марату Казею было присвоено звание Героя Советского Союза.

Валя Котик.

Самый юный Герой Советского Союза. Валентин Котик родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины (Приложение 2). До войны окончил пять классов. В занятом немецкими войсками селе мальчик тайком крал у немцев оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. Валя вел собственную маленькую войну, как ее он понимал: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры, изображающие гитлеровцев в смешном виде.

С 1942 года он связывался с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял ее поручения по разведке. А осенью того же года Валя со своими сверстниками-пионерами получили первое настоящее боевое задание: ликвидировать начальника полевой жандармерии, обер-лейтенанта Франца Кенига

Рев моторов становился громче - машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались юные партизаны. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды когда машина поравняется с ними. Машина проехала, против него уже броневик. Тогда он поднялся во весь рост и с криком "Огонь!" одну за другой швырнул две гранаты... Одновременно прозвучали взрывы слева и справа. Обе машины остановились, передняя загорелась ярким пламенем. Солдаты в недоумении и страхе спрыгивали на землю, бросались в кювет и оттуда открывали беспорядочный огонь наугад из автоматов. Задание партизан Валя и его товарищи тогда выполнили: начальник жандармерии, обер - лейтенант Франц Кениг и десяток немецких солдат погибли. Порядка 30 человек были ранены.

В октябре 1943 года юный боец разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Валя также участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада.

29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели хотят устроить облаву на его отряд. Убив из пистолета немецкого офицера, подросток поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою. 16 февраля 1944 года, через пять дней после своего 14-летия, в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.

В 1958 году Валентину Котику было присвоено звание Героя Советского Союза.

Лёня Голиков.

Леонид Голиков родился в 1926 году в деревне Лукино Парфинского района Новгородской области (Приложение 3). Когда началась война, он добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел младше своих 14-ти лет. Под видом нищего Лёня ходил по деревням, собирая необходимые данные о местоположении фашистских сил и о количестве их боевой техники, а потом передавал эти сведения партизанам.

В 1942 году он вступил в отряд. Участвовал в 27 боевых операциях, истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами... 13 августа 1942 года недалеко от деревни Варницы, Лёня захватил легковую автомашину, в которой ехал генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц, направляющийся из Пскова на Лугу.

В региональном военном архиве сохранилось подлинное донесение Голикова с рассказом об обстоятельствах этого боя: "Вечером 13.08.42 г. мы, 6 человек партизан, выбрались на шоссе Псков-Луга и залегли недалеко от дер. Варницы. Ночью движения не было. Рассвело. Со стороны Пскова показалась маленькая легковая машина. Шла быстро, но у мостика, где мы находились, машина тише. Партизан Васильев бросил противотанковую гранату, не попал. Вторую гранату бросил Петров Александр из канавы, попал в траверзу. Машина не сразу остановилась, а прошла еще 20 метров и почти поравнялась с нами. Из машины выскочили два офицера. Я дал очередь из автомата. Не попал. Офицер, сидевший за рулем, побежал через канаву в сторону леса. Я дал несколько очередей из своего ППШ (пистолет-пулемёт Шпагина). Попал врагу в шею и спину. Петров начал стрелять по второму офицеру, который все время оглядывался, кричал и отстреливался. Петров из винтовки убил этого офицера. Тогда вдвоем побежали к первому раненому офицеру. Сорвали погоны, взяли портфель, документы. В автомашине еще был тяжелый чемодан. Мы едва его стащили в кусты (в 150 метрах от шоссе). Находясь еще у автомашины, мы услышали в соседней деревне тревогу, звон, крик. Схватив портфель, погоны и три трофейных пистолета, мы побежали к своим…".

За этот подвиг Лёня был представлен к высшей правительственной награде - медали "Золотая звезда" и званию Героя Советского Союза. Но получить их не успел. С декабря 1942-го по январь 1943 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, с жестокими боями выходил из окружения. Выжить удалось лишь нескольким, но Лёни среди них не было: он погиб в бою, борясь с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука Псковской области, не дожив до 17 лет.

Саша Чекалин.

Александр Чекалин родился 25 марта 1925 года в селе Песковатское, ныне Суворовского района Тульской области (Приложение 4). До начала войны окончил 8 классов. После оккупации родного села немецко-фашистскими войсками в октябре 1941 года вступил в истребительный партизанский отряд "Передовой", где успел прослужить всего чуть больше месяца.

К ноябрю 1941 года партизанский отряд нанес фашистам значительный урон: горели склады, взрывались на минах автомашины, шли под откос вражеские поезда, бесследно исчезали часовые и патрули. Однажды группа партизан, в числе которых был и Саша Чекалин, устроили засаду у дороги на город Лихвин (Тульская область). Вдали показалась автомашина. Прошла минута - и взрыв разнес машину на части. За ней прошли и взорвались еще несколько машин. Одна из них, переполненная солдатами, пыталась проскочить. Но граната, метко брошенная Сашей Чекалиным, уничтожила и ее.

В начале ноября 1941 года Саша простудился и слег. Комиссар Макеев П.С. разрешил ему отлежаться у проверенного человека, у учительницы Музалёвской, в деревне Мышбор. Но нашелся предатель, который выдал её. Тогда Саша решил отправиться в своё родное Песковатское. Заметив дым из трубы, его выдал местный староста Никифор Авдюхин. Ночью фашисты хотели ворваться в дом, где лежал больной партизан. Саша отбивался до последнего патрона, но когда они кончились, Чекалин успел схватить приготовленную гранату и бросить ее, но та не взорвалась... Фашисты схватили юного партизана. Через несколько дней мучительных пыток фашисты повесили подростка на центральной площади Лихвина и почти месяц не разрешали жителям убирать с виселицы его тело. И только когда город был освобожден советскими войсками от захватчиков, боевые друзья Саши Чекалина похоронили его с воинскими почестями.

4 февраля 1942 года Александру Чекалину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Зина Портнова.

Зинаида Портнова родилась 20 февраля 1926 года в Ленинграде, окончила там 7 классов и на летние каникулы поехала отдыхать к родственникам в деревню Зуя Витебской области Белоруссии (Приложение 5). Там Зину и застала война.

В 1942 году она вступила в Обольскую подпольную комсомольско-молодежную организацию "Юные мстители" и активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков.

С августа 1943 года Зина - разведчица партизанского отряда имени Ворошилова. В декабре 1943-го она получила задание выявить причины провала организации "Юные мстители" и наладить связь с подпольем. Но при возвращении в отряд Зину арестовали.

Во время допроса девочка, воспользовавшись моментом, схватила со стола лежавший пистолет фашистского следователя, Зина успела застрелить его и еще двух гитлеровцев, она пыталась бежать, отстреливалась до последнего патрона, но немцы схватили её.

Из книги "Зина Портнова" советского писателя Василия Смирнова: "Допрашивали ее самые изощренные в жестоких пытках палачи…. Ей обещали сохранить жизнь, если только юная партизанка во всем признается, назовет имена всех известных ей подпольщиков и партизан. И опять гестаповцы встречались с удивлявшей их непоколебимой твердостью этой упрямой девочки, которая в их протоколах именовалась "советской бандиткой". Зина, измученная пытками, отказывалась отвечать на вопросы, надеясь, что так ее быстрее убьют.… Однажды на тюремном дворе заключенные видели, как совсем седая девочка, когда ее вели на очередной допрос-пытку, бросилась под колеса проезжавшего грузовика. Но машину остановили, девчонку вытащили из-под колес и снова повели на допрос…".

10 января 1944 года в деревне Горяны ныне Шумилинского района Витебской области Белоруссии 17-летнюю Зину Портнову расстреляли.

· Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Зинаиде Мартыновне Портновой было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно) с награждением орденом Ленина.

 

Боря Цариков.

Борису Царикову звание Героя Советского Союза присвоено при жизни, накануне его совершеннолетия (Приложение 6). Боря родился 31 октября 1925 года в Белоруссии. В Красной Армии с 1941 года. В действующей армии с февраля 1943 года.

Разведчик 43-го стрелкового полка комсомолец красноармеец Борис Цариков с группой минёров 15 октября 1943 года первым переправился через реку Днепр в районе посёлка городского типа Лоев Гомельской области Белоруссии, водрузив на правом берегу Красное знамя. В течение 5 суток участвовал в боях по расширению плацдарма. 17-летний воин несколько раз возвращался на левый берег с боевыми донесениями в штаб.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество красноармейцу Царикову Борису Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Погиб в бою 13 ноября 1943 года в возрасте 18 лет. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

Глава 2. Проблемы современной молодёжи и общества о незнании значимых исторических личностей и их заслуг.

Определение проблемы.

Современное общество и молодёжь не уделяет особого внимания событиям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Особенно не осведомлены в этом вопросе молодое поколение, мои сверстники. Современные образовательные программы не позволяют более углубленно изучать тему Великой Отечественной войны. Они лишь предполагают изучение основных событий этой войны. И такие темы, как дети - герои Великой Отечественной войны, лишь поверхностно могут изучаться, а могут быть вообще пропущены, в силу того, что количество часов, отведенных на изучение темы Великая Отечественная война, ограничено. Чтобы эти пробелы заполнить, чтобы помочь ученикам воспитать у них патриотический дух, нужны необходимые школьные и внешкольные мероприятия. Наши учителя проводят много классных часов, мероприятий, посвященные этой войне. Роль таких мероприятий просто неоценима.

Но в патриотическом воспитании молодого поколения, мне кажется, очень велика роль родителей. Истинный патриот должен воспитываться в семье, чьи родители с почтением относятся к прошлому своего народа, к истории своей страны. Родители обязаны рассказывать своим детям о Великой Отечественной войне, напоминать им, что сегодня мы живем в той стране, чью свободу пришлось отстаивать ценой миллионов жизней. Что, благодаря героическим поступкам наших дедов и прадедов, мы можем называть себя гражданами свободной, независимой, гордой России. У нас нет права не знать этих героев и забывать о них и их подвигах!

Но, к большому сожалению, в большинстве случаев современные семьи не уделяют особого внимания этой важной теме. Не ведут беседы со своими детьми о событиях войны и о героях времен войны. Великая Отечественная война оставила след в каждой российской семье. В каждой семье есть свои мужественные герои этой кровопролитной войны. Пусть многие из них не были удостоены звания Героя Советского Союза и многих наград, но каждый участник, каждый солдат и работник тыла этой войны стал героем своего времени. Их имена вошли в историю навечно.

 

Исследование проблемы

Проблемы незнания героев времен войны среди моих сверстников имеются. Чтобы доказать это, я провел опрос среди друзей и их родителей. Опрос был проведен анонимно. В моем опросе участвовали мои друзья, а также мои знакомые из Московской области, всего 230 опрошенных участника. Участникам был предложен список из имен и фамилий, среди которых пионеры – герои Великой Отечественной войны и известные личности шоу-бизнеса из современности. Нужно было определить, кого из списка они знают и могут рассказать, о ком слышали, но и ком не слышали, кто этот человек, и кого они не знают вообще.

Результаты исследования показали, что преобладающее большинство моих сверстников не смогли узнать имена пионеров-героев войны. Имена личностей современности, такие, как Алишер Моргенштерн, Ольга Бузова и литературный персонаж, главный герой из серии романов Гарри Поттер, практически, для всех респондентов были известны. О каждом из них ребята могли рассказать. Но имена пионеров-героев Великой Отечественной войны у многих вызывали затруднения. Лишь малая часть из всех мною опрошенных с уверенностью смогли сказать, что имена этих героев им знакомы (Рисунок 1).

Рис.1 Результаты опроса среди друзей и знакомых.

Если быть более точным, то лишь чуть больше 10% моих друзей и знакомых, среди которых я провел опрос, сказали, что знают детей-героев Великой Отечественной войны, которые представлены в списке (Рисунок 2).

Рис.2 Результаты опроса в процентах

Второй опрос был проведен среди родителей. В опросе приняли участие 25 респондентов. Целью данного опроса было понять отношение родителей к событиям Великой Отечественной войны. Какое значение в семье они придают этому событию, ведут ли беседы со своими детьми по данной теме. На первый вопрос, практически, все родители дали ответ «должны знать обязательно». Отсюда следует, что родители понимают необходимость знаний о событиях войны (Рисунок 3).

Рис. 3 Результаты опроса для родителей (1 вопрос)

Второй вопрос выявлял, что сами родители делают для того, чтобы воспитывать в своих детях патриотический дух, как часто они говорят со своими детьми о Великой Отечественной войне. Результаты показали, что, практически, в каждой семье разговоры о войне ведут крайне редко, что не уделяют должного внимания этому событию (Рисунок 4).

Рис. 4 Результаты опроса для родителей (2 вопрос)

Третий вопрос касался, непосредственно, темы нашей исследовательской работы. Знают ли родители пионеров-героев войны, чтобы поделиться этими знаниями со своими детьми. Из результатов опроса следует, что большинство родителей могут назвать пионеров-героев Великой Отечественной войны, что не может не радовать (Рисунок 5).

Рис. 5 Результаты опроса для родителей (3 вопрос)

Заключение

Изучив литературу и интернет – ресурсы, проведя опрос, сделав анализы результатов опросов, я убедился, что тема Великой Отечественной войны – очень важная и нужная тема. Дети – герои войны – это одна из страниц этого горького и страшного события двадцатого века. Война огнём разразила их детство, разучила их плакать и научила терпеть боль, переносить нечеловеческие страдания. Но не смогла сломить их силу духа и лишить главного – любви к своей Родине.

Все мои сверстники и друзья постарше и их родители понимают значимость и необходимость знаний о боевых подвигах в Великой Отечественной войне но, к сожалению, недостаточно внимания уделяют этой теме.

Результаты моих исследований дало мне понять, что необходимо вести работу среди моих друзей и сверстников по устранению пробелов в знаниях по теме о Великой Отечественной войне, а именно о пионерах-героях войны. Я считаю, что моя идея опроса про пионеров-героев может подтолкнуть других людей на проведение таких же опросов по теме о Великой Отечественной войне на различных мероприятиях, как в школьной, так и в общественной сфере. Я надеюсь, что моя работа не была напрасной.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: