В РФ выделяются три звена кредитной системы:
Звенья кредитной системы РФ
Кредитная система является одним из элементов системы кредитования, представляющей собой триединство блоков, взаимосвязь между которыми показывается следующими двумя схемами, дополняющими друг друга:
Банк России в соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ежегодно разрабатывает основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год. Основные направления включают следующие разделы:
№№ п/п | Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Концептуальные принципы Краткая характеристика состояния экономики Прогноз достижения текущих целей денежно – кредитной политики Количественный анализ причин отклонений от целей в текущем году и возможности их достижения Сценарный (многовариантный) прогноз развития экономики России на предстоящий год Прогноз основных показателей платежного баланса на предстоящий год Целевые ориентиры денежно – кредитной политики на предстоящий год с указанием интервальных ориентиров инфляции, денежной базы, денежной массы, изменения золотовалютных резервов Показатели денежной программы на предстоящий год (показатели денежной базы и источники ее формирования) Варианты применения инструментов и методов денежно – кредитной политики для достижения целевых ориентиров План мероприятий Банка России по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков, платежной системы |
Денежное обращение – обращение наличных денег, являющееся частью денежного оборота, представляющего собой процесс постоянного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах.
Сферы денежного оборота.
Различаются два вида денежного оборота:
По признаку государственной организации денежный оборот делится на три части:
В условиях рыночной экономики совокупный денежный оборот и его составные части являются объектом прогнозирования и планирования.
Прогнозные расчеты денежного оборота основываются на экономическом законе «Количества денег в обращении», в соответствии с которым в каждый отдельный момент времени в обращении находится столько денежных знаков, сколько требуется для обращения:
К обр. =(Ц * О): V, где
К обр. – количество денег в обращении на данный момент времени;
Ц – сумма цен всех товаров и услуг;
О – объем товаров и услуг;
V – скорость оборота денежной единицы.
В развернутой форме формула для определения количества денег, необходимых для обращения имеет следующий вид:
До = (Тц + Пс – Звп – Дп – Рив – Оп + Вп): Со, где
До – сумма денег, необходимых для обращения;
Тц – сумма цен реализованных товаров;
Пс – сумма платежей, по которым наступил срок;
Звп – сумма взаимопогашаемых платежей;
Дп – сумма передачи долгов;
Рив – сумма цен товаров, реализуемых за иностранную валюту;
Оп – сумма отсроченных платежей;
Вп – сумма векселей, переучтенных центральным банком;
Со – скорость обращения денег или количество их оборотов в течение определенного периода.
Поскольку современная статистика в России не позволяет рассчитать все элементы развернутой формулы, на практике применяются краткие формулы:
Формулы | Обозначения |
MV = PУ M =(Y * P) / V V = ВВП / М М = (ВВП + Д) / V | М – денежная масса в обращении; V – скорость обращения денег; Р – темп роста инфляции; У – реальный национальный продукт; Y – реальный ВВП; ВВП – номинальный ВВП; Д – сумма номинальных перераспределяемых доходов |
Различные виды денежных знаков и товаров обладают различной скоростью оборота, поэтому наряду с объемом важно знать структуру находящихся в обороте денежных знаков, которая оценивается денежными агрегатами.
Наиболее характерной для стран Европы является следующая система денежных агрегатов:
М0 – наличные денежные знаки;
М1 = М0 + депозиты в банках до востребования;
М2 = М1 + срочные депозиты до 1 года;
М3 = М2 + срочные депозиты свыше 1 года.
В современной России применяется следующая система монетарных агрегатов:
Основные монетарные агрегаты | Промежуточные целевые ориентиры |
Мо – наличные деньги, кроме денег в кассах кредитных организаций | Денежная база (узкая) = наличные деньги Мо + остатки наличности в кассах кредитных организаций + остатки средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов в Банке России |
Денежная база = наличные деньги в обращении + сумма обязательных резервов коммерческих банков в Банке России + средства кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России | Денежная база (широкая) = денежная база узкая + остатки средств кредитных организаций на счетах в Банке России + вложения кредитных организаций в облигации Банка России |
Резервные деньги = денежная база широкая + депозиты до востребования организаций, обслуживающихся в Банке России | |
М1 = М0 + расчетные, текущие и прочие счета + вклады в коммерческих банках + депозиты до востребования в Сбербанке России | |
М2 = М1 + срочные вклады в коммерческих банках и в Сбербанке России | |
М3 = М2 + депозитные и сберегательные сертификаты и облигации государственных займов |
Основным денежным агрегатом в России является М2, который более всего отвечает целям денежно – кредитной политики и лучше всего контролируется органами денежно – кредитного регулирования. Выбор в качестве основного денежного агрегата М2 зафиксирован в Основных направлениях Государственной денежно – кредитной политики России.
В методике Банка России скорость обращения денег для агрегата М2 рассчитывается по формуле:
Vгод = (ВВП * 12) / n * М2 ср, где:
ВВП – номинальный ВВП за анализируемый период;
n – число полностью истекших месяцев;
М2 ср – среднее арифметическое денежного агрегата М2 за анализируемый период
Скорость обращения денег в краткосрочном периоде обычно является величиной постоянной. В долгосрочном периоде она изменяется, но незначительно. Факторами изменения скорости обращения денег являются:
Прогнозирование потребности хозяйственного оборота в денежных
средствах осуществляется путем установления контрольных цифр минимальных и максимальных границ прироста денежной массы.
Используя экономико – математические модели функций спроса и предложения денег ЦБ России оценивает оптимально необходимую на данном этапе емкость совокупного денежного оборота и потенциального предложения денег.
Для каждого коммерческого банка определены коэффициенты наличности в общем объеме всей денежной массы или в наиболее ликвидной ее части.
Величина коэффициента наличности зависит от трех факторов:
При определении размера выпуска наличных наличных денег ЦБ РФ устанавливает целевой ориентир денежной массы на контрольный срок, подлежащий корректировке. Эмиссионные операции осуществляются Центральным банком исходя из потребностей хозяйственного оборота и государства.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На основе прогноза кассовых оборотов определяется объем поступления наличных денег, источники поступления, направления выдачи, выпуск и изъятие денег из обращения.
Прогноз кассовых оборотов формируется по следующим источникам поступления и направлениям выдачи средств:
Приход (поступление) средств | Направление выдачи средств |
- торговой выручки - от пассажирского транспорта - квартирной платы -выручки от зрелищных мероприятий - налогов - от реализации недвижимости - на счета по вкладам (кроме Сбербанка) - от предприятий связи - от учреждений Сбербанка - от реализации государственных ценных бумаг - от валютно – обменных операций Итого по приходу | - на заработную плату, стипендии, расходы социального характера - на закупку сельхозпродукции - на выдачу пенсий, пособий и страховых возмещений - выдачи ссуд индивидуальным заемщикам (кроме Сбербанка) - со счетов по вкладам - кредитным организациям при проведении валютно – обменных операций - подкреплений предприятиям связи - подкреплений учреждениям Сбербанка - на выплату доходов от погашения государственных ценных бумаг Итого по расходу |
Итоги прогнозных расчетов по приходу и расходу наличных денег кредитные институты сообщают в РКЦ Банка России, в которых открыты корреспондентские счета.
РКЦ составляют прогнозы по подкреплению оборотной кассы и сообщают результаты в территориальные учреждения Банка России, где информация обобщается и анализируется по следующим направлениям:
Результаты анализа используются при составлении прогноза кассовых оборотов. Территориальные учреждения Банка России направляют информацию в соответствующие департаменты Банка России.
Тема 10.
Плановый механизм реализации региональной политики государства
Типизация регионов РФ может осуществляться по различным признакам. Одним из наиболее важных для прогнозирования и стратегического планирования на общенациональном и территориальном уровнях является признак структурных особенностей региона. Регионы РФ по данному признаку подразделяются на следующие группы:
Основные этапы формирования прогнозов и перспективных планов социально – экономического развития субъектов РФ:
Этапы | Содержание |
1 этап | Разработка сценариев (сценарных условий) социально – экономического развития соответствующих территорий на основе анализа ситуации и тенденций в регионах за предыдущий период, долгосрочных прогнозов, концепций и стратегических планов развития РФ на перспективу |
2 этап | Формирование предварительного варианта основных показателей прогнозов субъектов Федерации |
3 этап | Расчет уточненных показателей прогнозов социально – экономического развития субъектов Федерации |
4 этап | Разработка (или уточнение) долгосрочного стратегического плана социально – экономического развития региона как базы индикативных среднесрочных и годовых планов |
При разработке прогнозов регионального развития применяется система показателей, которые могут быть объединены в следующие группы:
Объекты прогнозирования внешнеэкономических связей РФ:
№№ П/П | Объекты прогнозирования внешнеэкономических связей РФ |
1. | Внешняя торговля товарами – экспорт, импорт, сальдо – в разрезе товарных групп и стран (со странами СНГ, вне СНГ) |
2. | Внешняя торговля услугами (транспортными, туристическими, финансовыми и др.) в том же разрезе |
3. | Прогноз средних экспортных и импортных цен в торговле со странами СНГ и вне СНГ |
4. | Международные финансовые отношения, включая иностранные инвестиции, внешний долг |
5. | Динамика валютного курса, влияющего на эффективность внешних связей и валютные резервы Центробанка |
6. | Международные научно – технические, культурные связи и образовательные услуги |
7. | Развитие интеграционных связей со странами СНГ, в рамках ЕВРАЗЭС и Союза Белорусь - Россия |
На объем и структуру внешнеэкономических связей РФ оказывают влияние различные факторы, наиболее существенными среди которых являются следующие:
|
|
|
|
|
|
|
|
В РФ существуют три типа административно – территориальных образований: федеральные, субъектов федерации, муниципальные:
Особенности экономики региона
| |||||
В процессе реализации региональной политики государства в России на современном этапе применяется достаточно широкий набор методов государственного регулирования регионального развития:
|
|
|
На современном этапе усиливается воздействие внешнеэкономических связей на социально – экономическое развитие России. Это обусловлено влиянием ряда факторов, наиболее значимыми среди которых являются следующие:
1. Отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю, превращение экономики России в открытую систему. |
2. Создание в ходе рыночных реформ новых основ для взаимодействия внутреннего рынка РФ с внешним. |
3. Расширение внешнеэкономических связей субъектов федерации. |
4. Превращение после распада СССР хозяйственных связей с бывшими союзными республиками во внешнеэкономические связи со странами ближнего зарубежья. |
5. Формирование мирового системного хозяйства со своими закономерностями и механизмами регулирования. |
6. Регионализация мировой экономики с образованием устойчивых связей. |
В связи с переходом к рынку во внешнеэкономической сфере России произошли существенные изменения. К числу основных радикальных изменений можно отнести следующие:
Внешнеэкономическая политика РФ
|
|
|
|
Механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ
Содержание Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности
Федеральная программа развития внешнеторговой деятельности РФ | 1. Прогноз торгового баланса |
2. Оценка состояния и проблем торгово – экономических отношений РФ с другими странами | |
3. План внешних заимствований РФ | |
4. План экспортных кредитов с использованием средств Федерального бюджета или под гарантии Правительства РФ | |
5. План обслуживания внешнего долга России | |
6. План поступлений от обслуживания долгов других стран Российской Федерации | |
7. Перечень мер государственного внешнеторгового регулирования | |
8. Перечень мер стимулирования промышленного экспорта |