Кредитная система – система, обеспечивающая функционирование кредита в обществе, реализация его сущности и функций.




В РФ выделяются три звена кредитной системы:

Звенья кредитной системы РФ

 
 

 


Кредитная система является одним из элементов системы кредитования, представляющей собой триединство блоков, взаимосвязь между которыми показывается следующими двумя схемами, дополняющими друг друга:

 

       
   
 
 

 

 


 


Банк России в соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ежегодно разрабатывает основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год. Основные направления включают следующие разделы:

№№ п/п Основные направления единой государственной денежно – кредитной политики
1. 2. 3. 4.   5.   6. 7.     8.   9.   10. Концептуальные принципы Краткая характеристика состояния экономики Прогноз достижения текущих целей денежно – кредитной политики Количественный анализ причин отклонений от целей в текущем году и возможности их достижения Сценарный (многовариантный) прогноз развития экономики России на предстоящий год Прогноз основных показателей платежного баланса на предстоящий год Целевые ориентиры денежно – кредитной политики на предстоящий год с указанием интервальных ориентиров инфляции, денежной базы, денежной массы, изменения золотовалютных резервов Показатели денежной программы на предстоящий год (показатели денежной базы и источники ее формирования) Варианты применения инструментов и методов денежно – кредитной политики для достижения целевых ориентиров План мероприятий Банка России по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков, платежной системы

Денежное обращение – обращение наличных денег, являющееся частью денежного оборота, представляющего собой процесс постоянного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах.

 

Сферы денежного оборота.

 

 

 

Различаются два вида денежного оборота:

 

 

 


По признаку государственной организации денежный оборот делится на три части:

 

 
 

 

 


В условиях рыночной экономики совокупный денежный оборот и его составные части являются объектом прогнозирования и планирования.

Прогнозные расчеты денежного оборота основываются на экономическом законе «Количества денег в обращении», в соответствии с которым в каждый отдельный момент времени в обращении находится столько денежных знаков, сколько требуется для обращения:

 

К обр. =(Ц * О): V, где

 

К обр. – количество денег в обращении на данный момент времени;

Ц – сумма цен всех товаров и услуг;

О – объем товаров и услуг;

V – скорость оборота денежной единицы.

В развернутой форме формула для определения количества денег, необходимых для обращения имеет следующий вид:

До = (Тц + Пс – Звп – Дп – Рив – Оп + Вп): Со, где

До – сумма денег, необходимых для обращения;

Тц – сумма цен реализованных товаров;

Пс – сумма платежей, по которым наступил срок;

Звп – сумма взаимопогашаемых платежей;

Дп – сумма передачи долгов;

Рив – сумма цен товаров, реализуемых за иностранную валюту;

Оп – сумма отсроченных платежей;

Вп – сумма векселей, переучтенных центральным банком;

Со – скорость обращения денег или количество их оборотов в течение определенного периода.

Поскольку современная статистика в России не позволяет рассчитать все элементы развернутой формулы, на практике применяются краткие формулы:

Формулы Обозначения
MV = PУ M =(Y * P) / V V = ВВП / М М = (ВВП + Д) / V М – денежная масса в обращении; V – скорость обращения денег; Р – темп роста инфляции; У – реальный национальный продукт; Y – реальный ВВП; ВВП – номинальный ВВП; Д – сумма номинальных перераспределяемых доходов

 

Различные виды денежных знаков и товаров обладают различной скоростью оборота, поэтому наряду с объемом важно знать структуру находящихся в обороте денежных знаков, которая оценивается денежными агрегатами.

Наиболее характерной для стран Европы является следующая система денежных агрегатов:

 

М0 – наличные денежные знаки;

М1 = М0 + депозиты в банках до востребования;

М2 = М1 + срочные депозиты до 1 года;

М3 = М2 + срочные депозиты свыше 1 года.

В современной России применяется следующая система монетарных агрегатов:

Основные монетарные агрегаты Промежуточные целевые ориентиры
Мо – наличные деньги, кроме денег в кассах кредитных организаций Денежная база (узкая) = наличные деньги Мо + остатки наличности в кассах кредитных организаций + остатки средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов в Банке России
Денежная база = наличные деньги в обращении + сумма обязательных резервов коммерческих банков в Банке России + средства кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России Денежная база (широкая) = денежная база узкая + остатки средств кредитных организаций на счетах в Банке России + вложения кредитных организаций в облигации Банка России
  Резервные деньги = денежная база широкая + депозиты до востребования организаций, обслуживающихся в Банке России
  М1 = М0 + расчетные, текущие и прочие счета + вклады в коммерческих банках + депозиты до востребования в Сбербанке России
  М2 = М1 + срочные вклады в коммерческих банках и в Сбербанке России
  М3 = М2 + депозитные и сберегательные сертификаты и облигации государственных займов

Основным денежным агрегатом в России является М2, который более всего отвечает целям денежно – кредитной политики и лучше всего контролируется органами денежно – кредитного регулирования. Выбор в качестве основного денежного агрегата М2 зафиксирован в Основных направлениях Государственной денежно – кредитной политики России.

В методике Банка России скорость обращения денег для агрегата М2 рассчитывается по формуле:

Vгод = (ВВП * 12) / n * М2 ср, где:

ВВП – номинальный ВВП за анализируемый период;

n – число полностью истекших месяцев;

М2 ср – среднее арифметическое денежного агрегата М2 за анализируемый период

Скорость обращения денег в краткосрочном периоде обычно является величиной постоянной. В долгосрочном периоде она изменяется, но незначительно. Факторами изменения скорости обращения денег являются:

 

 
 

 

 


Прогнозирование потребности хозяйственного оборота в денежных

средствах осуществляется путем установления контрольных цифр минимальных и максимальных границ прироста денежной массы.

Используя экономико – математические модели функций спроса и предложения денег ЦБ России оценивает оптимально необходимую на данном этапе емкость совокупного денежного оборота и потенциального предложения денег.

Для каждого коммерческого банка определены коэффициенты наличности в общем объеме всей денежной массы или в наиболее ликвидной ее части.

 

 

Величина коэффициента наличности зависит от трех факторов:

 

 


При определении размера выпуска наличных наличных денег ЦБ РФ устанавливает целевой ориентир денежной массы на контрольный срок, подлежащий корректировке. Эмиссионные операции осуществляются Центральным банком исходя из потребностей хозяйственного оборота и государства.

РКЦ
ТУ ЦБ РФ
ТУ ЦБ РФ
ТУ ЦБ РФ
ТУ ЦБ РФ
ЦБ РФ
ЦБ РФ располагает территориальными управлениями и подотчетными им расчетно – кассовыми центрами, в которых имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных билетов и монет.

 

 

           
   
 
   
 
 

 

 


ОК и РФД
ОК и РФД
ОК и РФД
ОК и РФД
ОК и РФД
ОК и РФД
ОК и РФД
ОК и РФД
ОК и РФД
ОК и РФД
ОК и РФД

 

 

На основе прогноза кассовых оборотов определяется объем поступления наличных денег, источники поступления, направления выдачи, выпуск и изъятие денег из обращения.

Прогноз кассовых оборотов формируется по следующим источникам поступления и направлениям выдачи средств:

Приход (поступление) средств Направление выдачи средств
- торговой выручки - от пассажирского транспорта - квартирной платы -выручки от зрелищных мероприятий - налогов - от реализации недвижимости - на счета по вкладам (кроме Сбербанка) - от предприятий связи - от учреждений Сбербанка - от реализации государственных ценных бумаг - от валютно – обменных операций Итого по приходу - на заработную плату, стипендии, расходы социального характера - на закупку сельхозпродукции - на выдачу пенсий, пособий и страховых возмещений - выдачи ссуд индивидуальным заемщикам (кроме Сбербанка) - со счетов по вкладам - кредитным организациям при проведении валютно – обменных операций - подкреплений предприятиям связи - подкреплений учреждениям Сбербанка - на выплату доходов от погашения государственных ценных бумаг Итого по расходу

 

Итоги прогнозных расчетов по приходу и расходу наличных денег кредитные институты сообщают в РКЦ Банка России, в которых открыты корреспондентские счета.

РКЦ составляют прогнозы по подкреплению оборотной кассы и сообщают результаты в территориальные учреждения Банка России, где информация обобщается и анализируется по следующим направлениям:

 


 
 

 

 


Результаты анализа используются при составлении прогноза кассовых оборотов. Территориальные учреждения Банка России направляют информацию в соответствующие департаменты Банка России.

 


Тема 10.

Плановый механизм реализации региональной политики государства

 
 

 


Типизация регионов РФ может осуществляться по различным признакам. Одним из наиболее важных для прогнозирования и стратегического планирования на общенациональном и территориальном уровнях является признак структурных особенностей региона. Регионы РФ по данному признаку подразделяются на следующие группы:

 

 

 


Основные этапы формирования прогнозов и перспективных планов социально – экономического развития субъектов РФ:

Этапы Содержание
1 этап Разработка сценариев (сценарных условий) социально – экономического развития соответствующих территорий на основе анализа ситуации и тенденций в регионах за предыдущий период, долгосрочных прогнозов, концепций и стратегических планов развития РФ на перспективу
2 этап Формирование предварительного варианта основных показателей прогнозов субъектов Федерации
3 этап Расчет уточненных показателей прогнозов социально – экономического развития субъектов Федерации
4 этап Разработка (или уточнение) долгосрочного стратегического плана социально – экономического развития региона как базы индикативных среднесрочных и годовых планов

 


При разработке прогнозов регионального развития применяется система показателей, которые могут быть объединены в следующие группы:

 


Объекты прогнозирования внешнеэкономических связей РФ:

№№ П/П Объекты прогнозирования внешнеэкономических связей РФ  
1. Внешняя торговля товарами – экспорт, импорт, сальдо – в разрезе товарных групп и стран (со странами СНГ, вне СНГ)
2. Внешняя торговля услугами (транспортными, туристическими, финансовыми и др.) в том же разрезе
3. Прогноз средних экспортных и импортных цен в торговле со странами СНГ и вне СНГ
4. Международные финансовые отношения, включая иностранные инвестиции, внешний долг
5. Динамика валютного курса, влияющего на эффективность внешних связей и валютные резервы Центробанка
6. Международные научно – технические, культурные связи и образовательные услуги
7. Развитие интеграционных связей со странами СНГ, в рамках ЕВРАЗЭС и Союза Белорусь - Россия

 


На объем и структуру внешнеэкономических связей РФ оказывают влияние различные факторы, наиболее существенными среди которых являются следующие:

 


Прогноз валютных курсов и соотношения покупательной способности валют
Платежные балансы, характеризующие результаты внешнеэкономических связей
Динамика средних экспортных и импортных цен по основным товарам и услугам
Доля экспорта в структуре производства и импорта в структуре потребления товаров и услуг
Товарная структура экспорта и импорта по основным группам товаров и услуг
Квота внешней торговли, экспорта и импорта (отношение к ВВП)
Объем внешней торговли товарами и услугами со странами вне СНГ и со странами СНГ
В прогнозировании внешнеэкономических связей РФ используются следующие основные показатели (индикаторы):

 

 


 


Регион– часть территории с целостным, управляемым, комплексным хозяйством, специализирующимся на определенных сферах деятельности.

 


В РФ существуют три типа административно – территориальных образований: федеральные, субъектов федерации, муниципальные:

 


Особенности экономики региона

           
   
 
 
Региональная политика – система намерений и действий правительства в отношении пространственной структуры народного хозяйства и регионов, отражающая, согласующая и реализующая интересы государства и регионов.
 
   
 
 

 


В процессе реализации региональной политики государства в России на современном этапе применяется достаточно широкий набор методов государственного регулирования регионального развития:

Прямого воздействия
Методы гос. регулирования регионального развития
Разработка и финансирование из бюджетных средств федеральных и региональных программ   Государственное финансирование инвестиционных проектов   Государственные закупки продукции для поддержки проблемных регионов     Правовое обеспечение единства денежно – кредитной и налоговой политики, систем энергетики, транспорта и связи   Централизованный контроль над продовольственным обеспечением, экспортом и импортом, налоговой и кредитной системами

 

На современном этапе усиливается воздействие внешнеэкономических связей на социально – экономическое развитие России. Это обусловлено влиянием ряда факторов, наиболее значимыми среди которых являются следующие:

 

1. Отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю, превращение экономики России в открытую систему.
2. Создание в ходе рыночных реформ новых основ для взаимодействия внутреннего рынка РФ с внешним.
3. Расширение внешнеэкономических связей субъектов федерации.
4. Превращение после распада СССР хозяйственных связей с бывшими союзными республиками во внешнеэкономические связи со странами ближнего зарубежья.
5. Формирование мирового системного хозяйства со своими закономерностями и механизмами регулирования.
6. Регионализация мировой экономики с образованием устойчивых связей.

 

В связи с переходом к рынку во внешнеэкономической сфере России произошли существенные изменения. К числу основных радикальных изменений можно отнести следующие:

 
 

 


Внешнеэкономическая политика РФ

 

 


Увязка возможностей развития национального хозяйства РФ с развитием мировой экономики
Увязка возможностей участия РФ в международном разделении труда с развитием национального хозяйства
Максимизация позитивных, предотвращение и минимизация негативных последствий внешнеэкономической деятельности для развития национальной экономики
Рационализация форм, интенсивности и структуры внешнеэкономических связей РФ
Основные задачи управления внешнеэкономическими связями как отраслью национального хозяйства

 

Механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ

 

 


 

 

Содержание Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности

 

 

Федеральная программа развития внешнеторговой деятельности РФ 1. Прогноз торгового баланса
2. Оценка состояния и проблем торгово – экономических отношений РФ с другими странами
3. План внешних заимствований РФ
4. План экспортных кредитов с использованием средств Федерального бюджета или под гарантии Правительства РФ
5. План обслуживания внешнего долга России
6. План поступлений от обслуживания долгов других стран Российской Федерации
7. Перечень мер государственного внешнеторгового регулирования
8. Перечень мер стимулирования промышленного экспорта

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: