Алёша Птицын вырабатывает характер




Агния Барто

 

 

Кинокомедия

 

В комнате Алеши на самом видном месте, над столом, висит расписание дня. Большими буквами написано: «Семь часов утра — пробуждение».

Будильник на тумбочке около Алешиной кровати вот-вот зазвонит, стрелки уже приближаются к семи, но Алеша спит очень крепко.

А на часы то и дело поглядывает бабушка Оля. Она уже давно встала, ходит по комнате, что-то прибирает, вытирает пыль. Алешина бабушка высокая, полная, движется легко, как молодая.

Бабушка села за стол, заботливо проверяет учебники в Алешином портфеле:

— Сегодня у нас арифметика… Задачник здесь. Правильно. Тетрадку положил. Молодец!

Вдруг бабушка о чем-то задумалась. Вынула из кармана своего халата старую, выцветшую фотографическую карточку, на которой, нежно обнявшись, стоят две девушки в длинных платьях, с повязками Красного Креста на рукавах. На карточке надпись: «Город Севастополь. 1919 год». Бабушка внимательно всматривается в фотографию, о чем-то вспоминая. Рассеянно положила карточку в Алешин портфель. Спохватившись, вынула ее оттуда, снова кладет в карман.

Дверь отворяется, и входит Галя, старшая сестра Алеши, шестиклассница. Она в форменном платье, в фартуке, косы туго заплетены.

— Алеша еще спит? Ужас какой!

Бабушка успокаивает Галю:

— Сейчас встанет… Еще три минуты осталось. У нас теперь все идет по расписанию.

Пронзительно звенит будильник на тумбочке. Алеша приподнимается, сонный, потом зевает и снова ложится, натягивает на голову одеяло, собираясь еще поспать.

Бабушка говорит строго:

— Алексей, посмотри на часы! Окончательно проснувшись от громкого голоса бабушки, Алеша восклицает радостно:

— Семь ровно! Вот видишь, бабушка, мой организм уже привык просыпаться ровно в семь!

Алеше девять лет. У него ясные, доверчивые глаза, он, как всегда, в отличном настроении.

Алеша выпрыгивает из кровати с таким расчетом, чтобы попасть ногами в свои тапочки. Он принимается стелить постель особым, им изобретенным способом: взбивая подушку, колотит ее по всем правилам бокса.

Бабушка не может удержаться от улыбки, глядя на него, но старается быть строгой.

— Зарядку! Зарядку! И, пожалуйста, не отвлекайся! — напоминает бабушка. — И раз и два! — энергично командует она, направляясь к двери. Теперь ее голос доносится уже из соседней комнаты: «И раз и два!»

 

Алеша, лежа на коврике, вместо того чтобы делать зарядку, заставляет этим заниматься игрушечного козлика, ловко дергая его за ниточку. «И раз и два!» — машет головой козлик.

Бабушка появляется на пороге с кофейником в руках. Алеша быстро прячет игрушку, но бабушка уже все заметила.

— Так я и знала! — сердится она.

Алеша начинает старательно поднимать вверх то правую, то левую ногу.

Бабушка поглядывает на внука и сообщает:

— А теперь слушай. У меня большая радость, я получила письмо: завтра проездом в Москве будет моя школьная подруга, друг моей юности.

— Твоя школьная подруга? Она еще жива? — искренне удивился Алеша.

— Конечно, жива! Я так хочу ее видеть! Мы с ней и в школе вместе учились и в госпитале вместе работали в Севастополе.

 

Бабушка достает из кармана фотографию.

— Замечательная девушка была! Посмотри, какое энергичное выражение лица!

— А почему у вас нет медалей за оборону Севастополя! — спрашивает Алеша.

Бабушка смеется:

— Да что ты! Это когда же было!.. В гражданскую войну!.. Она приезжает со своим внуком Сашей. Жалко, что только на один день. Я бы очень хотела, чтобы они у нас погостили, чтобы вы тоже стали друзьями.

Алеша спрашивает заинтересованно:

— С внуком?

— Постой, что-то на меня сомнение напало: завтра они приезжают или сегодня? Пятнадцатого в шесть часов или шестнадцатого в пять? — вдруг заволновалась бабушка. Ищет письмо в карманах своего халата. — Куда же я его девала?

 

…По рельсам мчится скорый поезд. В купе вагона пожилая женщина радостно говорит девочке лет шести:

— Нам с тобой, Сашенька, очень повезло: мы целых три часа пробудем в Москве, от поезда до поезда. Все увидим: и Красную площадь и метро.

— А высотный дом? — спрашивает Сашенька.

— Обязательно! И посмотрим, как в Москве оформлены книжные киоски, другим, уже деловым, гоном говорит бабушка Сима.

Сашенька ужаснулась:

— Ты будешь свою «Союзпечать» проверять?! Ой, бабушка Сима, мы тогда ничего не успеем!

— Да, едва ли вы за три часа все успеете осмотреть, не зная Москвы, говорит добродушный проводник, убирая стаканы со столика.

Бабушка Сима объясняет с гордостью:

— Нас встретит человек, который двадцать пять лет прожил в Москве.

— Ну, разве что встретит… — соглашается проводник.

Сашенька встревожилась:

— Бабушка, а твоя подруга обязательно придет на вокзал?

— Еще бы, конечно! Старая дружба никогда не ржавеет, Сашенька. И вообще москвичи — очень радушные, гостеприимные люди.

…Алеша, веселый, довольный, сидит за столом, завтракает. Бабушка Оля намазывает ему булку маслом. Галя кладет сахар в его чашку.

Входит Андрей Андреевич, отец Алеши и Гали. Он плотный, широкоплечий, у него быстрый, внимательный взгляд.

— С добрым утром! — говорит он и, похлопав Алешу по плечу, садится за стол, берет газету.

— Поглядим, что сегодня творится в мире.

Входит Наталья Федоровна, мать Алеши и Гали. Она врач и, как люди этой профессии, всегда внимательно прислушивается к своим собеседникам и хочет всех успокоить.

 

— Доброе утро, — говорит она, целуя детей.

Галя начинает речь издалека:

— Папа, все-таки точный распорядок дня очень много значит.

— Безусловно, — подтверждает довольная бабушка.

Отец хитро поглядывает на них из-за газеты:

— О чем это вы?

— Обо мне! — объясняет Алеша. — Я теперь усидчивый и собранный, ужас! Я же теперь прихожу и ухожу — все по расписанию, как поезд.

Бабушка поощрительно улыбается:

— Правильно! Как курьерский поезд. — И тут же, о чем-то вспомнив, она снова начинает искать письмо в карманах халата.

Алеша ждет одобрения отца, но Андрей Андреевич говорит сухо:

— Мне кажется, что это не твоя заслуга.

— То есть как это не моя? — удивился Алеша, чуть не опрокинув чашку с чаем.

— Другие за тебя стараются. Бабушка, сестра, постоянно тебе напоминают: «Алеша, режим», «Алеша, садись заниматься».

Бабушка обиженно переходит на официальный тон:

— Я прошу сказать конкретно: что я за него делаю? У меня своих дел достаточно!

— Да! Я сам все делаю! — обиделся Алеша.

— Сам? Прекрасно! А это что такое? — Андрей Андреевич показывает на жалкий росток в цветочном горшке.

— Лимон! — растерялся Алеша.

— Лимон? Ты решил стать юннатом? А когда ты его в последний раз поливал? Он, наверно, засох весь.

— Ну, уж извините, я его ежедневно поливаю, — неожиданно выдает себя бабушка.

— Когда ты маленьким был, — говорит сыну Андрей Андреевич, — ты постоянно твердил: «Я сам, я сам». Теперь ты вырос, а бабушка за тебя даже лимон выращивает.

— Юннатом я, во-первых, раздумал! Я буду мастером спорта по конькам. И катаюсь я сам, бабушка за меня не катается, — хмуро говорит Алеша.

— После школы погуляешь, в час тридцать будь дома! — по привычке напоминает бабушка, но замолкает, взглянув на Андрея Андреевича.

Расстроенный Алеша выходит из комнаты.

Галю тоже задели за живое слова отца, но она молча собирает тарелки и уходит в кухню.

Андрей Андреевич шутливо говорит матери:

— Вот у бабушки определенно есть успехи! Ты стала не такой рассеянной, мамочка! Расписание ведь ты выполняешь? На тебя оно благотворно и действует.

Бабушка отвечает спокойно, с чувством собственного достоинства:

— Ну что ж! Расписание всем полезно. — И тут же она начинает горячиться: — А не напоминать ему нельзя! У него внимание перескакивает с одного на другое. Спроси у Наташи, она тебе объяснит с медицинской точки зрения.

— С медицинской точки зрения, прежде всего нельзя волноваться, — шутит Наталья Федоровна.

— Мне кажется, что ты не должна все его заботы брать на себя! — доказывает матери Андрей Андреевич. — Ведь верно, Наташа? — Он тоже ищет поддержки у Натальи Федоровны.

— С таких лет уже заботы! — не соглашается бабушка.

— Конечно! Я же не требую, чтоб он занимался выпуском автомобилей в новой пятилетке. Но свое расписание ему пора выполнять самостоятельно. А то он привыкнет жить по подсказке, — сердится отец.

— Постой, Андрюша! Отчасти ты прав, — пытается его успокоить Наталья Федоровна.

— Как? Он прав, по-твоему? — возмутилась бабушка.

— И мама отчасти права. Вы оба правы, только не волнуйтесь, пейте чай.

Голос бабушки прерывается от волнения:

— Ну что ж… мне казалось, что я приношу пользу моему внуку… А если я его неправильно воспитываю, я вообще могу запереться в своей комнате и вы меня больше не увидите. С этой минуты я больше ни во что не вмешиваюсь… Алеша! — тут же кричит бабушка. — В школу опоздаешь!.. Понятно, мне все понятно! — все больше волнуется она. — Вы считаете, что Алеша в меня несобранный, несосредоточенный! Ну что ж, может быть, что он в меня! Сожалею, но сделать ничего не могу. Извините!

Разгневанная, с пылающими щеками, она идет к дверям. Укоризненно взглянув на мужа, Наталья Федоровна спешит за ней.

На пороге бабушка останавливается, говорит веско:

— Кстати, к самостоятельному труду я его все-таки приучаю. Он вчера сам починил табуретку, которая стоит в передней.

— Починил табуретку! Вот это другое дело! — говорит отец.

Бабушка и за ней Наталья Федоровна уходят из комнаты. Вбегает Галя. Она уже в шубке, с портфелем в руках.

— Папа, извини, но я не могу молчать по этому вопросу. Я тебе, как вожатая звена, говорю: наша задача — и чужим родителям помогать воспитывать детей, а Алеша — мой собственный брат, и я тоже разбираюсь в воспитательных задачах. Мы ему напоминаем, но ничего тут плохого нет.

— Твой брат должен скоро стать пионером? — спрашивает отец.

— Да, он в мае вступит. И я с ним уже провела одну беседу, наставительно говорит Галя.

— Ого! Провела беседу! Вот вы лучше попробуйте сегодня, хоть один день, ни о чем ему не напоминать. И поглядим, выполнит ли он свое расписание.

— Конечно, выполнит! — уверяет Галя.

Алеша в передней слышит их разговор. Он тихо, тоном заговорщика, спрашивает бабушку:

— Яблоко ты мне положила?

— Положила! — шепчет бабушка.

Алеша, надевая калоши, садится на табуретку, ножка у табуретки отскакивает, и Алеша с грохотом падает на пол. Отец заглядывает в переднюю.

— Так! Отличная работа! Ну что же, Галя, поглядим?

— Поглядим! — решительно говорит Алеша, берет свой портфель и уходит.

 

…Зимнее утро. Деревья стоят будто украшенные пышными хлопьями снега. Школьники с портфелями выходят из всех домов и дворов. По радио гремит марш, и кажется, что они шагают под музыку, что вся улица, весь город спешат в школу.

Мы слышим песню по радио:

 

Злодейка-зима набирается сил,

Как грянул Мороз, никого не спросил!

 

 

Явился в столицу товарищ Мороз,

Прохожих торопит, доводит до слез.

 

 

Мы москвичи,

Молодые москвичи.

Наши сердца,

Как огонь, горячи.

 

 

В школу идем по морозцу пешком,

Шапки-ушанки покрыты снежком.

 

 

Что может быть лучше январской поры!

На лыжах, на санках несемся с горы.

 

 

Любому мальчишке мороз нипочем,

Не зря он считает себя москвичом!

 

 

Мы москвичи,

Молодые москвичи…

 

По тротуару размашисто шагает Алеша. Вид у него независимый. Нетрудно догадаться, что идет человек, принявший какое-то твердое решение. На перекрестке его догоняет запыхавшаяся Галя:

— Алеша, я тебе вот что хочу сказать, ты не расстраивайся. Мы папе докажем, что ты самостоятельный.

Алеша рассердился:

— Кто это мы? Я сам буду доказывать! Без женской помощи!

— Ну что ж, правильно! — обиженно говорит Галя и поворачивает за угол.

По переулку идет огромный грузовик-самосвал.

Алеша остановился, с интересом рассматривает его.

К Алеше подходит толстощекий мальчуган в шубе, сшитой на рост. Это его одноклассник Никита. Он говорит солидно:

— Привет! Сильна машина! Алеша объясняет, занятый осмотром:

— Сверхмощная! Двадцать пять тонн груза берет. Ты только погляди!

— В школу опоздаем, — тянет его Никита.

Алеша вздыхает, с сожалением, отходя от самосвала:

— Сам знаю.

Улица полна народу. Все в движении: мчатся машины, ежеминутно распахиваются двери магазинов.

Из булочной выходит Генка, мальчишка лет десяти. За плечами у него рюкзак, под мышкой — буханка хлеба. Чтобы положить буханку на дно рюкзака, он перекладывает в нем вещи: флягу, котелок, спички, перочинный ножик и пистолет-пугач. Видно, что мальчишка собрался в дальнюю дорогу. Он в стеганом ватнике, в валенках, на шее теплый шарф, но на голове кепка.

Путешественник с завистью оглядывает мальчиков в теплых шапках. Увидев Алешу, обрадованно рассматривает его ушанку — вот как раз та шапка, которая ему необходима.

— Пойди-ка сюда, — отзывает он Алешу в сторонку. — Ты меня знаешь?

— Знаю. Ты Генка. В красном доме живешь. А что? — удивился Алеша.

— Дай-ка мне твою ушанку примерить. Я хочу себе такую купить. Она теплая?

— Теплая.

Алеша не успевает опомниться, — Генка с деловым видом снимает с Алеши ушанку и взамен нахлобучивает на него свою кепку.

 

— Спасибо! Привет! — говорит он, вполне уверенный в правильности своего поступка.

Алеша бежит за ним:

— Да ты что? Отдай ушанку!

— Приеду — отдам. — Генка подбегает к остановке автобуса и вскакивает в отходящую машину.

Рассерженный Алеша сгоряча бросается бежать вслед за автобусом.

— Куда ты? В школу опаздываем! — кричит подбежавший Никита.

Алеша останавливается, говорит, насупившись:

— Ладно, я знаю, где он живет. После уроков — сразу к нему.

 

…В школьной раздевалке шумно, как всегда перед началом занятий. Ребята, торопливо переговариваясь, вешают шубы. Нянечка тетя Поля внимательно наблюдает за ними.

Миловидная молоденькая девушка застенчиво спрашивает тетю Полю:

— Скажите, пожалуйста, Тихон Иванович уже пришел?

— Пришел. Вы на практику? В какой класс?

— В третий «А»! — волнуясь, отвечает девушка.

— Третий «А»? Ты построже с ними. Они робких не любят! — советует тетя Поля.

В раздевалку вбегают запыхавшиеся от бега Алеша и Никита.

Алеша так стремительно вешает свою шубу, что обрывает на ней вешалку. Шуба падает на пол. Кое-как пристроив ее, он подбегает к тете Поле:

— Здравствуйте, тетя Поля, как ваш зуб? Вот, пожалуйста, пирамидон. Но мама говорит, что нужно показаться зубному врачу.

— Спасибо! Приветливый мальчик, обходительный, но все рывком, все рывком, — качает головой тетя Поля, поднимая Алешину шубу, снова успевшую упасть на пол. — Ох, не спросила я его, сколько раз в день принимать этот пирамидон? Да! — вдруг вспоминает она. — Зуб-то мне вчера вырвали.

Молоденькая девушка поднимается по широкой лестнице. Ребята из разных классов, обгоняя ее, здороваются с ней. Старшеклассники здороваются басом:

— Здравствуйте!

— Здравствуйте! — Девушка не успевает отвечать всем.

Малыши хором кричат ей: — Здравствуйте!

— Здравствуйте! — улыбается девушка. — Вы так со мной здороваетесь, как будто меня знаете.

Малыши объясняют:

— Мы со всеми взрослыми должны здороваться. Вы же взрослая, да? — неуверенно спрашивают они.

Девушка смутилась:

— Да, конечно, я взрослая.

 

…Хотя звонка еще не было, в третьем «А» дети уже сидят за партами и слушают Тихона Ивановича, который сообщает им важную новость:

— Урок чтения в вашем классе сегодня будет проводить студентка-практикантка Нина Васильевна.

Школьники удивленно переглядываются, пожимают плечами. На партах шепот: — Студентка! Вместо Тихона Ивановича студентка! Вот еще — студентка!

Тихон Иванович, улыбаясь, смотрит на недовольных ребят:

— Алеша Птицын, — что ты хочешь сказать? Ты так вертишься, вот-вот упадешь.

Алеша вскакивает с места, хлопает крышкой парты, на пол падают карандаши. Он быстро подбирает их.

— У Тихон Иванович, я хочу сказать, что студентка с нами не справится. Вас мы слушаемся, а студентке с нами будет трудно.

— Конечно. С нами большое терпенье нужно, — уверяет самый маленький третьеклассник, Коля.

Ребята наперебой стараются доказать, что преподавать у них в классе очень трудно.

— Со мной одним с ума сойдешь! Вы же сами сказали, — доказывает Алеша.

— А я запинаюсь, когда читаю. Со мной тоже мученье! — заявляет Саша Фомичев.

— Нет, я нахожу, что вы совсем не так плохо себя ведете! Но, конечно, можно было бы лучше, — говорит Тихон Иванович, пряча улыбку.

— Мы не плохо себя ведем?! — искренне удивился Алеша. — Я же все время отвлекаюсь, посторонние вопросы задаю!.. Я же мешаю вам работать!..

— Да, но в последнее время ты стал внимательнее, — не соглашается Тихон Иванович.

Алеше в голову пришла новая мысль, он опять тянет руку:

— Тихон Иванович, а почему студентке можно нарушать расписание? Ведь по расписанию вы должны вести урок. А она пришла и нарушает!

— Мы расписание не нарушаем, — отвечает Тихон Иванович. — Уроки студентов, будущих учителей, входят в план работы школы.

Тихон Иванович говорит хитро:

— Да, я забыл вам сказать: если вы будете плохо сидеть, Нине Васильевне снизят отметку за проведение урока.

— Отметку? Разве им ставят отметки? — сочувственно удивились ребята.

— И двойки им ставят так же, как нам? — ужаснулся кто-то.

— Конечно, но при желании вы можете Нине Васильевне помочь.

— Поможем ей? — покровительственно спрашивает один из мальчиков.

— Поможем! — загорелся Алеша.

— Придется помочь, она ведь еще неопытная, — снисходительно говорит маленький Коля.

Звенит звонок. В класс входит молоденькая девушка, которую мы видели в раздевалке.

Школьники осторожно, стараясь не стукнуть крышкой парты, как один, поднимаются с места.

— Здравствуйте! Садитесь, — говорит девушка. У нее пересохло в горле от волнения.

Тихон Иванович ободряюще смотрит на нее, она старается овладеть собой.

— Вам на сегодня было задано читать рассказ «Первый ученик» — о Володе Ульянове… Откройте «Родную речь».

 

…А дома тем временем бабушка Оля продолжает искать потерянное письмо.

— Нигде нет! Как в воду кануло! — вздыхает она, выдвигая чуть не в десятый раз ящик стола. — Всегда я что-нибудь теряю! — сокрушается бабушка.

…В классе Тихон Иванович слушает, как Нина Васильевна ведет урок. Студентка держится настороженно. Но пока тишина и порядок образцовые, ребята явно хотят, чтоб она получила пятерку.

— Хорошо… А кто еще скажет, какой характер был у Володи Ульянова? — спрашивает студентка.

Все ребята дружно поднимают руки. Особенно нетерпеливо тянет руку Алеша, как всегда, вертится на месте.

— Тише, ты! — шепчут ему ребята.

Студентка обращается к маленькому Коле:

— Ты скажи…

Коля старается как можно лучше высказать свою мысль:

— Володя Ульянов был смелый. Он всегда смело держался. У него был очень смелый характер.

— Это верно, — одобряет студентка. — Но только не повторяй все время одно и то же слово. Наш язык богат, в нем можно найти другие слова, имеющие то же значение. Например, храбрый, отважный, бесстрашный.

— Володя Ульянов был смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, убежденно повторяет мальчик.

Снова все руки дружно тянутся вверх.

Студентка вызывает Никиту. Никита отвечает обстоятельно:

— Володя Ульянов был заботливый, хотел, чтобы у рабочих была хорошая жизнь.

Встает Саша Фомичев, говорит неожиданно:

— Он далеко уплывал. Студентка поправляет его:

— Ты неточно выразил свою мысль. Найди это место в книге и прочти нам.

Мальчики заволновались, начали перешептываться:

— Ну все! Сейчас он начнет запинаться…

Весь класс выжидательно смотрит на Сашу. Однако, к всеобщему удивлению, Саша читает без запинки:

— «Он уплывал далеко на середину реки. Иногда просто страшно становилось — как бы но унесло. А он крепкий был — выплывал».

Класс облегченно вздыхает.

— Можно, я спрошу? — умоляюще говорит Алеша и вскакивает с места. Володя Ульянов сразу был самостоятельный? Ему сестра не напоминала: «Иди учить уроки»? Он сам шел?

Тихон Иванович с интересом ждет ответа студентки.

 

— Конечно, Володя был очень требовательным к себе, потому он и выработал такую исключительную работоспособность.

Алеша с шумом опускается на место.

У всех приготовлены дневники, они лежат на партах, только Алеша ищет дневник в своем портфеле. Неожиданно достает оттуда бабушкино вязанье и удивленно разглядывает клубок, не понимая, как он мог попасть к нему в портфель. Наконец Алеша догадывается.

— Бабушка положила вместо яблока! — шепотом сообщает он Никите.

— А? — шепчет Никита, не понимая.

Мальчики сердито шикают на них со всех сторон:

— Тише, тише, вы!

Но Алеша уже увлечен.

— Вот так яблочко! — развеселился он от души.

Мальчики заметили клубок. Класс весело загудел. Кто-то, самый смешливый, громко хихикнул.

А тут Алеша еще выронил клубок, и тот покатился по полу.

Теперь никто не может удержаться от смеха. Тихон Иванович недовольно качает головой.

— Это что такое? — испуганно говорит студентка, с недоумением глядя на клубок.

— Из-за тебя все пропало! — шепчет Алеше один из мальчиков.

— Можно, я скажу? — решает Никита заступиться за товарища. — Он не виноват, у него бабушка рассеянная. Она ему клубок положила вместо яблока…

Никита начал с жаром, но тут же умолк, взглянув на недовольное лицо студентки.

Она говорит строго:

— А при чем тут бабушка? Ты должен сам укладывать в портфель все, что тебе нужно. Из-за тебя весь класс отвлекся от урока.

— Какая строгая! Пятерка ей обеспечена, — шепчет маленький Коля.

 

…А бабушка Оля, отчаявшись найти нужное ей письмо, решает узнать по телефону, когда приходит поезд. Она медленно и старательно набирает номер.

Справочная Курского вокзала занята. Бабушка снова набирает номер, но, о чем-то вспомнив, отходит от телефона, не положив трубку на рычаг.

…В пустом классе за партой сидят Тихон Иванович и Алеша. Алеша опустил голову, нахмурился, молчит. По всему видно, что он очень огорчен. Почувствовав на себе взгляд учителя, Алеша говорит порывисто:

— Тихон Иванович! Почему Володя Ульянов был настойчивый, а некоторые люди встают утром, решают быть твердыми, собранными, но ничего у них не получается? Ничего!

— Ну, я на их месте не падал бы духом, — понимающе говорит Тихон Иванович. — Я бы добивался.

— Не могут они! Все им надо напоминать. Они стараются, но у них ничего не выходит! Они слишком горячие… — все больше расстраивается Алеша.

Тихон Иванович давно догадался, что Алеша говорит о себе, но не подает виду.

— Знаешь, что я тебе посоветую. Ты расскажи этим людям про Володю Ульянова. Он ведь тоже все делал горячо, с увлечением. И плавал и с гор катался. А как он увлекался шахматами в детстве!

— Да! Он очень увлекался, — обрадовался Алеша. — А у него такая исключительная настойчивость сделалась! — подчеркивает он понравившееся ему слово «исключительная».

— Верно. Вот ты им и передай, этим людям, что им надо волю укрепить, каждое свое решение доводить до конца. По-моему, это для них главное.

— Это главное… Хорошо, я им передам, — задумчиво говорит Алеша.

 

…Скорый поезд, окутанный дымом, все мчится вперед. По радио в вагоне звучит песня о Москве.

Пассажиры слушают, кто-то подпевает.

Серафима Васильевна и Саша стоят уже одетые, в шубах.

— Подъезжаем! — торжественно говорит Серафима Васильевна.

— Подъезжаем! — так же благоговейно повторяет Сашенька.

Уж собрались? Рановато… Услышите, по радио скажут: «Граждане пассажиры, внимание! Скорый поезд № 6 прибывает к столице нашей Родины Москве». Рановато… — качает головой проводник.

 

…Открыв дверь своим ключом, в переднюю входит Андрей Андреевич. Он замечает, что телефонная трубка не положена на рычаг, а висит, покачиваясь, на шнуре. Удивленно пожав плечами, Андрей Андреевич кладет на место трубку.

— Кто там? — слышится из комнаты голос бабушки.

— Это я, мама. Ты не забыла, что у меня обеденный перерыв? Ты меня накормишь?

— Пожалуйста! У меня все готово! Все в порядке! — уверенно отвечает бабушка.

Андрей Андреевич входит в комнату и останавливается от неожиданности книги лежат на полу, выдвинуты ящики стола, шкафа, открыт сундук. Бабушка перетряхивает какие-то бумаги. Как видно, чтобы найти письмо, она перевернула весь дом вверх дном.

— Ты считаешь, что все в порядке? — удивляется Андрей Андреевич. — Что с тобой, мамочка? Ты что-нибудь потеряла?

— Потеряла! Найду, тогда скажу, а то опять будете говорить «рассеянная».

— Алеша дома? — как бы между прочим, спрашивает Андрей Андреевич.

— Еще рано, — оправдывается бабушка. — Он придет ровно в час тридцать. Подождешь его?

— Попробую дождаться! Будем вместе обедать.

 

…Никита и Алеша стоят во дворе большого дома, ждут кого-то. Алеша снимает с головы кепку, смотрит на нее с досадой.

— Как назло, сегодня эта история!.. Слушай, ты давно тут живешь? — спрашивает он маленькую девочку, которая везет на санках свою подружку.

— Давно. Всю жизнь! Шесть лет и три месяца! — отвечает девочка.

— Ты Генку знаешь?

— А у нас два Генки. Вам какой нужен?

— Такой длинный, вот его кепка, — объясняет Никита.

— У нас ни у кого из ребят такой кепки нет! Постойте, я знаю у кого такая точь-в-точь!

— У кого? — заволновались мальчики.

— У моего папы.

— У папы, у мамы! — машет рукой Никита на непонятливую девочку.

Ее подружка, сидящая на санках, вмешивается в разговор:

— Длинный Генка в нашей квартире живет. Только он уехал!

На лице у Алеши написано возмущение.

— Уехал! В моей шапке!

— Ясно! Так я и знал! — говорит Никита. — Попадет тебе за шапку! Хочешь, возьми мою. Она на твою похожа, — в порыве дружбы предлагает он, хотя его шапка даже не напоминает Алешину.

— Пойду скорей, пока бабушка одна дома, — решает Алеша.

Вот он уже идет по бульвару. На скамейках сидят мамы и няни с детьми.

Алеша то и дело поправляет злополучную кепку, которая лезет ему на глаза. Наконец, вспылив, он срывает ее с головы и швыряет в снег. Потом, взяв себя в руки, поднимает ее. Вдруг он замечает под скамейкой на снегу толстую клеенчатую тетрадь. Протягивает тетрадь няне, которая сидит на скамейке и катает перед собой коляску.

 

— Вы уронили? Ваша тетрадь?

— Нет, мальчик, не наша, мальчик, — нараспев говорит няня, обращаясь не к Алеше, а к своему малышу. — Мы с Мишенькой тетрадь не роняли. Мы с Мишенькой еще не учимся, мы еще маленькие. Около нас гражданочка сидела, готовилась к экзамену, верно, она забыла… Рядом с Мишенькой тетя сидела… — снова начинает нянька нараспев, забавляя малыша.

Алеша листает тетрадь.

— Тут лекции, как у моей мамы, — догадывается он.

— Сейчас все учатся, все учатся, только мы с Мишенькой еще не учимся, — распевает нянька.

— Адрес есть, — обрадовался Алеша. — И фамилия — Сергеенко, старший лейтенант… Я бы отнес, но я обязательно должен быть дома точно вовремя.

— Отнеси, мальчик! Мы бы с Мишенькой отнесли, да нам кушать пора. Мишеньке кушать пора, нас мамочка ждет, — распевает нянька.

Разговаривая со своим Мишенькой, она уходит, катит перед собой коляску.

Алеша с тетрадкой в руках стоит в раздумье.

— Это близко. Успею, — решает он.

 

…Детская комната отделения милиции. Дверь отворяется, входит Алеша, удивленно рассматривает яркие плакаты на стене, детскую мебель, игрушки. За столом сидит молодая женщина. Она не в милицейской форме, а в обычном платье. Алеша удивленно оглядывается.

— Тут что, милиция? Мне старший лейтенант Сергеенко нужен…

— Ну, я Сергеенко, — говорит женщина.

— Вы? — снисходительно улыбнулся Алеша. — Какой же вы старший лейтенант?

Звонит телефон. Женщина снимает трубку.

— Старший лейтенант Сергеенко слушает! В Каховку? Понятно! У меня уже трое таких беглецов побывало… Отправили ко мне? Отлично…

Алеша страшно удивлен:

— Извините, вы лейтенант? Вы милиционер? — Алеша достает из кармана тетрадь. — Вы потеряли? Ваша тетрадь?

Сергеенко с недоумением рассматривает тетрадь:

— Да, моя…

Дверь отворяется. Милиционер вводит Генку. Алеша уже собрался уходить, но, увидев Генку, от изумления прирастает к полу.

— Вот, привел путешественника, — говорит милиционер.

Но Генка сам — решительно подходит к столу. В глазах его ни страха, ни растерянности.

— Кто тут главный начальник?

— Я, — грозно говорит женщина.

Генка на секунду опешил:

— Вы? Тогда окажите им, чего они меня в Каховку не пускают.

 

— А зачем ты туда собрался?

— Как зачем? Строителям помогать! Там люди нужны! — Убежденно, даже с пафосом, заявляет Генка, но, вдруг увидев Алешу, невольно хватается за ушанку, снимает ее с головы, мнет в руках.

— Что ж, цель у тебя хорошая! А в школе знают, что ты в Каховку едешь? Нет! А родителям сказал? Нет! Всех обманул! А по какой ты туда специальности? — строго говорит Сергеенко.

Генка продолжает защищать свои позиции, исподлобья поглядывая на Алешу:

— У пульта стоять на шагающем экскаваторе! Что, я не справлюсь? Нажимай кнопки — и все!

Алеша вспыхивает:

— Так нажмешь, что не обрадуешься!.. Надо же технику управления знать. — Алеша делает движение в сторону Генки, хочет отнять у него шапку, но, взглянув на Сергеенко, останавливается.

Сергеенко повторяет насмешливо:

— Нажимай кнопки — и все. А учиться тебе не надо? Что же, по-твоему, из тебя получится?

Генка не сдается:

— Ничего из меня не получится.

— Вот я тоже думаю, что «ничего». — Сергеенко показывает на плакат, висящий на стене: — Что тут написано?

На плакате стихи Маяковского:

 

«Помни про школу,

Только с ней

станешь

строителем

радостных дней».

 

Генка молчит. Меньше всего он ожидал, что дело примет такой оборот.

— Читай, я говорю! — приказывает Сергеенко.

Генка, чувствуя, что ему не отделаться от этой настойчивой женщины, что-то невнятное бормочет про себя.

— Громче, вслух читай! — продолжает требовать Сергеенко, — с выражением читай! Вникай в содержание! Наизусть выучи!

— Ну, я пойду, — говорит Алеша. — Я должен быть дома в час тридцать. А мне еще кой-кого дождаться надо! — Он многозначительно смотрит на Генку.

— Постой, постой! — говорит, Сергеенко Алеше, набирая номер телефона. — Катя? Скажи, где моя тетрадь, которую я тебе дала? Ах, потеряла? Не знаешь, что делать? А мне что прикажешь делать? Я три месяца конспект составляла… Ну, она у меня в руках. Как твоя фамилия? — обращается она к Алеше.

— Птицын Алеша.

— Школьник Алеша Птицын нашел и принес. Не знаешь, как его благодарить? Хорошо, спрошу.

Моя сестра, Екатерина Ковалева, мастер спорта по конькам, предлагает поучить тебя… Хочешь?

Алеша не может прийти в себя от восторга.

— Та самая Ковалева? Вот здорово! Я же ее из «Огонька» вырезал… Она у меня в комнате висит.

— Ты у него в комнате висишь, — говорит Сергеенко сестре и, улыбаясь, кладет трубку. — Приходи сегодня в пять часов на Стадион юных пионеров. Ковалева там занимается с детской группой.

— У меня каток как раз в пять часов по расписанию! Я обязательно! — радуется Алеша.

 

…На столе три прибора. Бабушка и Андрей Андреевич сидят на своих местах. Алешин стул пустует.

— Не придет он! — вздыхает отец.

Раздается звонок в передней. Бабушка радостно спешит открыть дверь.

Входит Галя:

— Это я! Мы сегодня раньше кончили. Алеша дома?

— Нет, — шепчет бабушка. — Папа пришел, а Алексея нету.

 

…Городские часы на перекрестке показывают 1 час 15 минут.

Под часами стоит Алеша. Он ждет Генку, сердито поправляет ненавистную кепку.

Из детской комнаты выходит Генка, расстроенный, без рюкзака. Он сердито бормочет:

— Помни о школе… Только с ней… Дала она мне жизни с этими стихами! Велела маме за рюкзаком приходить.

Алеша подбегает к нему.

 

— На, возьми свою ушанку, она мне больше не нужна, — со вздохом говорит Генка.

Алеша резко выхватывает шапку у него из рук.

— Обманщик! Скажи спасибо, что я в милиции ничего не сказал! Кому ты в Каховке нужен!

— А что ты вырываешь? — рассердился Генка, снова схватив шапку. Тогда не отдам.

Мальчики, как петухи, налетают друг на друга; сейчас начнется потасовка.

Вокруг Алеши и Генки собрались зрители, любопытные мальчишки с соседнего двора: они с интересом ждут, как развернутся события.

Но вдруг Алеша вспомнил о чем-то, посмотрел на часы.

— Не буду я с тобой драться! Мне домой надо! Ладно, в этой пойду!

— У! Струсил! — торжествует Генка.

— Струсил! — повторяет один из зрителей.

Алешино благоразумие вмиг улетучивается. Нет, будь что будет, насмешек над собой он не допустит!

— Кто струсил?! А ну, выходи! — кричит он Генке, пылая от негодования.

 

…На столе четыре прибора. Бабушка, Андрей Андреевич и Галя сидят на своих местах. Алешин стул пустует.

— Давайте обедать, что-то я проголодался, — говорит отец.

Часы бьют половину второго.

Раздается звонок в передней. Бабушка спешит открыть дверь.

Входит Алеша в своей ушанке. Очевидно, он оказался победителем в бою, так как шапка снова на голове хозяина.

— Молодец! Пришел! — шепчет бабушка.

— Да, но если бы ты знала, чего мне это стоило! — мрачно отвечает Алеша.

 

…В столовой Галя подает суп отцу.

— Папа, ты сдаешься? Все по расписанию! — торжествует она.

Бабушка в передней снова принимается звонить по телефону. Набрав номер, спрашивает обрадованно:

— Справочная? Наконец-то!

Будьте добры, скажите, пожалуйста, когда приходит поезд из Никитовки: в пять часов или в шесть? Какой поезд? Сочинский или тбилисский? Понятия не имею… Подождите! Почему же вы кладете трубку? — кричит бабушка. Снова терпеливо набирает номер. Перекладывает трубку из одной руки в другую, при этом в рассеянности опирается локтем на рычаг. Говорит возмущенно:

— Галя, надо позвать монтера! Телефон не работает! Как же узнать, когда они все-таки приезжают? Пятнадцатого в шесть или шестнадцатого в пять?

 

…Объявление по радио на вокзале: «В 16 часов 5 минут к третьей платформе прибыл скорый поезд № 6, Сочи — Москва».

Серафима Васильевна и Сашенька стоят на платформе около своих чемоданов. Серафима Васильевна подтянута, держится бодро, она в форме контролера «Союзпечати».

— Ну, где же твоя подруга? Это она? Какая она? — волнуется Саша.

Серафима Васильевна внимательно оглядывает проходящих мимо пассажиров и встречающих.

— Помолчи, Саша, так я пропущу ее. Может быть, я ее не узнаю? Я же ее молодой помню. Вот такой. — Она вынимает из сумочки фотографию молодой девушки, протягивает ее Саше.

Саша рассматривает фотографию, увидела на платформе похожую девушку.

— Вот она! — кричит Саша радостно.

 

— А правда, похожа, — растрогалась Серафима Васильевна. — Глупая ты девочка, она же такой была сто лет назад!

— Сто лет! Тогда она, конечно, не придет.

— Не понимаю… Я ей написала: «Если хочешь меня видеть, приезжай на вокзал…» Может быть, она адрес переменила? Или сама переменилась? — вздыхает Серафима Васильевна. — Письмо не могло не дойти…

Саша чуть не плачет от огорчения.

— Кто же нам теперь Москву покажет?

 

— Успокойся. Вы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: