Монография Генри Уильям Фредерик Саггс «Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура.»




Автор, используя материалы археологических экспедиций и лингвистических исследований, сделал уникальную попытку реконструировать быт людей, живших четыре тысячелетия назад в долине Тигра и Евфрата. Вы сможете перенестись к самым истокам нашей цивилизации и открыть для себя мир древней Месопотамии: ее религию, политическое устройство, обычаи, искусство и ремесла.

Генри Уильям Фредерик Саггс (02.12.1920 — 31.08.2005) – британский востоковед, ассириолог. Профессор. Окончил Королевский колледж Лондона, где учился теологии. Магистр теологии и магистр искусств. Время написания книги – 2004г.

Структура книги. Глава 1 – забытая цивилизация. В первой главе автор рассматривает проблему того, что на протяжении более двух тысяч лет Вавилон и Ассирию считали как похороненными и почти забытыми в земле цивилизациями. Случайные путешественники, привлеченные магией слов «Вавилон» и «Ниневия», посещали огромные древние курганы Ирака, начиная со времен крестоносцев. Рассказывается про Клаудиуса Джеймса Рич, который был первым человеком, который произвел более научное исследование древних курганов Ирака. Рассказывается про Генри Остин Лэйярд, который в течение последующих одиннадцати лет поставил археологический аспект новой науки - ассириологии - на прочный фундамент. Гротефенд, который сумел добиться значительных успехов в дешифровке алфавитной клинописной системы письма и установил для почти одной трети алфавита правильные значения. Огромная трудность при расшифровке аккадского текста состояла, главным образом, не в самом языке, а в манере письма на нем. Так, один символ i:j'" мог (в одну эпоху и в одном тексте) быть либо идеограммой слова «день», либо слогом, который произносится как «уд», или «Ту», или «там», или «пар», или «лих», или «хиш».

Вторая глава – возвышение и падение царств, рассматривает династии Ура, две выдающиеся династии Иссина и Ларсы, Первую вавилонскую династию справедливо считают одним из самых ярких эпох древней истории. Это была эпоха материального процветания, а также, по счастью, один из периодов, о которых мы информированы лучше всего. Есть не только тысячи деловых документов и писем из Вавилона и других городов, но у нас имеется также свод законов, провозглашенных самим Хаммурапи. Все вместе эти документы дают ясно понять, что своим выдающимся положением среди современников, благодаря которому он сделал Вавилон столицей культуры.

Третья глава – жизнь при дворе Амореев показывает нам условия жизни и распорядок дня жителей города Мари. В конце 1933 г. французские археологи начали раскопки в местечке Тель-Харири в среднем течении Евфрата в восточной Сирии, вскоре подтвердилось, что в этом месте располагался древний город Мари, замечательным открытием были остатки огромного дворца, в котором, как оказалось после окончания раскопок, было почти 300 комнат. Мари был также и военным складом, и, возможно, во дворцовых двориках хранилось такая техника, как стенобитные орудия и осадные башни. Естественно, часть дворца Мари составляли личные покои и парадные апартаменты самого царя. Часть обычного дня царя, вероятно, занимали религиозные церемонии, так как в Древней Месопотамии царь всегда играл важную роль в государственной религии. Одной из самых больших забот царя, вероятно, было руководство его военачальниками и тем, что мы могли бы назвать государственной службой. Необходимо было иметь чиновников, чтобы управлять различными городами и районами, надзирать за сбором налогов. Еще одной из многих формальных обязанностей царя было регулирование календаря. Основными зерновыми культурами царства Мари были ячмень и кунжут. Плуги, в этот период тянули быки, которые играли большую роль в качестве тягловых животных, нежели в качестве пищи, хотя и в пищу их употребляли. Коров доили, хотя в этом отношении они были не так важны, как козы.

Четвертая глава – писец в вавилонском обществе. В этой главе освещается роль писца в вавилонском обществе. Нет никаких сомнений в том, что самым важным человеком в древнем обществе Месопотамии был писец. Целым классом слов, которые писцу очень часто приходилось писать с самого начала изобретения письменности, были имена собственные, которые, очевидно, необходимо было вносить в храмовые списки при приеме и при выдаче продукции. С целью обучения писцов шумерскому языку появились школы. Так как очень много коммерческих сделок требовали сопровождающего их письменного документа, большинство писцов, вероятно, занимались деятельностью такого рода. Писцы также сопровождали армию в военных походах. Военачальники нуждались в писцах для написания донесений на родину, и у нас имеется много писем, фактически написанных на поле боя.

Пятая глава – управление империей. В данной главе рассматривается ведение войн ассирийцами и их империалистические устремления. Ассирийская империя была очень хорошо организована и не мирилась с теми, кто хотел нарушить цивилизованный порядок, но она не была исключительно кровавой или варварской. Чтобы бросить беглый взгляд на империю в действии, рассматривается биография одного типичного чиновника, придуманного автором, но отдельные эпизоды жизни и событий реальны, и взяты из разных биографий других чиновников.

Шестая глава – древние ремесла и производство. Большая часть этих первых успехов на Ближнем Востоке была в одинаковой степени основополагающей как для нашей собственной цивилизации, в этом же регионе стали впервые возделывать ячмень и пшеницу. Именно в какой-то области Ближнего Востока, возможно в самой Месопотамии, впервые стали широко применять орошение и впрягать в плуг быков. Гончарное ремесло и технологии обработки металлов зародились недалеко от Месопотамии. Прядение и ткачество, широко известные в доисторические времена, также были ремеслами, которыми занимались в Месопотамии до шумеров. Животноводство также играло большую роль в экономике страны Шум ер с древнейших времен. Овцы и козы ценились, конечно, не только как источник пищи и объекты для жертвоприношений в храмах (рис. 53), но и за их шерсть. На протяжении 2500 лет истории Древней Месопотамии существовало много других ремесел и производств, но У нас есть место, чтобы только упомянуть некоторые из самых важных. Были плетельщики корзин, Еще одним очень древним ремеслом было гончарное, и гончару мы, возможно, обязаны изобретением колеса, Другое ремесло, о котором можно упомянуть мимоходом, было ремесло скульптора. Известен ряд клинописных текстов, в которых даются реальные рецепты изготовления стекла или глазури.

Седьмая глава – закон.

Восьмая глава – Вавилон при Навуходоносоре. Периодом наибольшего процветания и величия Вавилона, который отражен в более поздних преданиях о Вавилоне, было время правления Навуходоносора (605- 562 п. до н. э.). Во времена Навуходоносора город Вавилон простиралея по обоим берегам Евфрата. То, что мы можем назвать Старым городом, располагалось на восточном берегу реки, и эта часть города была несколько больше, чем Новый город на противоположном берегу. В качестве еще одного средства защиты города Навуходоносор построил огромное внешнее укрепление в виде еще одной двойной стены. В Вавилоне времен Навуходоносора среди ремесел и профессий мы видим плетельщиков циновок, ткачей, каменщиков, прачек, ювелиров, рыбаков, лодочников, кожевников и сапожников, кондитеров, пекарей, пивоваров, маслобойщиков, кирпичников, кузнецов, мельников, птицеловов, плотников, землекопов, стригалей овец - если упомянуть лишь некоторые из них. Выучиться таким ремеслам и профессиям можно было главным образом пойдя в ученики либо к частному мастеру-ремесленнику, либо в гильдию. На вершине общественного устройства находился царский двор и царь, сам Навуходоносор.

Девятая глава ­– религия. Боги были - тысячи! - но простого человека, вероятно, реально интересовали только пять или шесть из них, самое большее. Конечно, это были те боги, которые помогали ему в повседневной жизни, особенно те, которые защищали его от нападения демонов, от колдовства и несправедливости соотечественников или могли предупредить его о нависшей ОЩ1Сfюс:rи. В жизни народа Древней Вавилонии- было очень -много суеверий, каких на самом деле много и в жизни современных людей. Но одна существенная разница между суеверием в древние времена и в наши состоит в том, что суеверия осуждаются официальной религией.

Йорген Лессеэ также рассматривал данную тематику, в своем научном труде «древние ассирийцы» В книге известный датский ассириолог, профессор копенгагенского университета, исследует многообразный и переменчивый мир Месопотамии. На основе свидетельств материальной культуры Шумера, Вавилона и расшифрованных клинописных текстов Ассирии автор прослеживает развитие культуры и распространение ремесел, способы ведения хозяйства и государственного управления древнего Междуречья, отмечает важность географического положения для развития городов страны «меж рек».

Из тех авторов, кто занимался данной проблемой, мне наиболее близка книга Саггса, потому как он в своей монографии доступным языком, путем приведения примеров и иллюстраций, показал каким был быт, жизнь и культура вавилонян и ассирийцев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: