С другими науками
В ее структуру входят:
общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;
возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;
коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;
отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).
6. Факторы развития личности:
Фактор – движущая сила, причина или обстоятельство в любом процессе или явлении побуждающее к действию.
Факторы, влияющие на развитие личности:
· среда;
· наследственность;
· деятельность;
· воспитание.
Среда – те условия, которые окружают человека и оказывают влияние на его развитие.
Среда бывает 3 видов:
- биологическая (климат);
- социальная (общество);
-педагогическая (учителя, семья, коллектив).
Наследственность – это те психофизические и анатомофизиологические особенности, которые передаются от родителей к детям (задатки, морфологические признаки, темперамент, характер, способности).
Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя.
Воспитание – целенаправленный специальноорганизованный процесс формирования личности.
Факторы:
· Внешние(биологические):
-наследственность;
-собственная активность человека порожденная противоречиями
· Внутренние(социальные):
-среда (биологическая, социальная, педагогическая);
- воспитание (в широком и узком педагогическом смысле, широком и узком социальном смысле)
Ключевые признаки личности (системообразующие):
Эмоциональность – совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний, чувствительность к эмоциональным ситуациям.
Активность – характеристика личности, которая определяет интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.
Саморегуляция – системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности (регуляция своего состояния, поведения деятельности).
Побуждение – мотивационный компонент характера.
Сущность педагогического процесса, его целостность, функции. Структура педагогического процесса.
Педагогический процесс - специально организованное развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых; это динамическая система, в которой воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и их методами.
2.Целостность педагогического процесса, как комплексность его задач и средств их реализации, находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.
Компоненты педагогического процесса:
Целевой - включает в себя многообразие целей и задач педагогической деятельности.
Содержательный - определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний. Деятельностный - характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса. Структура педагогического процесса представлена следующими компонентами:
Целевой - включает в себя многообразие целей и задач педагогической деятельности.
Содержательный - определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний.
Деятельностный - характеризует формы, способы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса. Результативный – представляет достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности.
Ресурсный - отражает социально-экономические, нравственно-
педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия педагогического процесса, его нормативно-правовое, информационно-методическое, кадровое, материально-техническое, финансовое обеспечение (по И.П.
Подласому).
Функции педагогического процесса:
Образовательная - развитие мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение научных знаний, формирование научного мировоззрения, ценностных ориентаций и отношений.
Воспитательная - формирование духовно-нравственных ценностей развивающейся личности.
Развивающая - формирование и развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения и т.д.)
8. Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, расширил содержание обсуждаемых вопросов, ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрял методические изыскания учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков.
2. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.
3.Требуя, чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали учащихся и их успеваемость, Пирогов предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся. Он отрицательно относился к переводным экзаменам, отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма.
4. К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы. /Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1982. - C.202-203/.
9. Назовем еще раз основные характеристики субъекта с тем, чтобы проанализировать все возможности проекции этой категории на образовательный процесс. Эти характеристики (в достаточно произвольной, практически ориентированной форме представления) следующие: 1) субъект предполагает объект; 2) субъект общественен по форме (средствам, способам) своего действования (познавательного или практического); 3) общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации; коллективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот; 4) сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней субъект и формируется сам; 5) субъект индивидуальной деятельности — сознательно действующее лицо; 6) субъектность определяется в системе отношений с другими людьми — это активность, пристрастность; 7) субъектность есть неразложимая целостность общения, деятельности, самосознания и бытия; 8) субъектность есть динамичное начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного); 9) субъектность есть категория интерпсихическая. К этим субъектным характеристикам человека необходимо добавить его характеристику и как личности в качестве субъекта. Она включает, по Е.А. Климову, направленность, мотивы; отношение к окружающему, к деятельности, к себе; саморегуляцию, выражающуюся в таких качествах, как собранность, организованность, терпеливость, самодисциплина; креативность, интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность [90, с. 89]. Все эти характеристики в полной или свернутой форме присущи и субъектам образовательного процесса.
10. Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности
Основные положения: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.), самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями. Принцип педагогики сотрудничества – ученик и учитель постоянно меняются местами. Ученик учится наукам, учитель учится постигать ученика. Учитель оценивает компетенцию ученика, ученик – профессиональные качества учителя. Плюсы данного принципа – достаточно высокие результаты развития, обучение и воспитание при сохранении психологической комфортности, коммуникабельность, чуткость, отзывчивость, толерантность, «договорная культура», демократические ценности.
11.
Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, категории).
Умение - это овладение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.
Навык - действия, умения, сформированные путем повторения и доведения до автоматизма.
Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны
12. 1. Цели образования.
Целью образования является формирование образа личности, максимально полно выражающего потенциалы человека (возможности, способные реализоваться в определенных условиях и при определенных ресурсах).
Цели образования определяются социальным строем общества и имеют определенную структуру. Они определены в нормативных государственных документах, учебных программах и методических учебных пособиях. Целью современного образования является развитие качеств личности, необходимых ей и обществу для включения в социально значимую деятельность.
Цель образования – внести желательные изменения в опыт, понимание и поведение учащихся.
Модели образования
История зафиксировала различные модели образования, каждая из которых имеет свои положительные тенденции и сыграла определенную роль.
Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этом случае система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. учебные заведения однозначно подчиняются и контролируются административными или специальными органами.
Модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.) В этом случае сфера образования выступает в качестве звена социальной практики.
Традиционная модель образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капель, Д. Равич, Ч. Финн и др.) -- это модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культур прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого.
Рационалистическая модель образования предполагает такую организацию, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу.
Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям.
Неинституционная модель образования (П.Гудман, И.Иллич, Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.) Это образование на "природе", с помощью Интернета, в условиях открытых школ, дистанционное обучение и др.
14. Дидактика - это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и образования.
Задачи дидактики состоят в том, чтобы:
· описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;
· разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.
Дидактика вьщеляет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.
Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.
Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области.
Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, ¦ психологии, художественной
культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности.
15. Важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. Это основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического процесса и ориентирующие преподавателя на эффективную организацию учебы, оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей, на целесообразный отбор содержания занятий.
К числу общедидактических принципов обучения относятся следующие:
· направленность обучения - определяется комплексным решением задач образования, воспитания в духе социалистической сознательности и всестороннего развития личности;
· тесная связь с жизнью - характеризуется выходом в практику социалистического строительства;
· систематичность, последовательность, преемственность - обеспечиваются продуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логикой их следования друг за другом и рядом с другими, повышением уровня проблемности в содержании дисциплин по мере продвижения от одной системы обучения к другой, от одного типа учебного заведения к другому;
· доступность обучения - определяется уровнем познавательных возможностей обучаемых, необходимостью организации процесса учения слушателей в “зоне их ближайшего умственного развития”, когда уровень обучения ощутимо высок, но для обучаемых достижим;
· наглядность обучения - обеспечивается включением в учебную деятельность различных видов восприятия информации, памяти, типов мышления и т. п.;
· оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемных методов обучения - зависит от условий обучения, уровня подготовки обучаемых и педагогического мастерства преподавателя;
· рациональное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных форм обучения - достигается умелым чередованием коллективной учебно-воспитательной работы (сразу со всей группой обучаемых) и непосредственного воздействия на одного из обучаемых;
· сознательность, активность, самостоятельность обучения - достигаются повышением ответственности обучаемых за результаты своей учебы и их раскрепащенностью в процессе познавательной, трудовой и игровой деятельности;
· прочность, осознанность и действенность знаний и умений - обеспечиваются творческим отношением к учебно-воспитательному процессу как со стороны преподавателя, так и обучаемых.
Формы обучения
Лекция – весьма экономный способ изложения основ знаний, закладывает основы понимания студентами сущности этих знаний, эмоциональное отношение к знаниям, направляет пути и способы приобретения этих знаний.
Методы построения и проведения лекций (Тезисы):
· Изложение материала личного творчества лектора
· Лекция не допускает речевой небрежности
· Обновляется наука – обновляется и содержание лекций
· Непременным методическим условием лекции является ее идейнотеоретическая направленность (материалистическое мировоззрение)
· Каждая лекция требует строго продуманной системы построения и расположения материала
· Лекция должна быть доступна (upperlimit) Конспектирование
· От лекции к лекции нужно повышать уровень научного изложения лекций
· Лектору целесообразно пользоваться планом или конспектом лекции1.Запись в краткой свободной
· лекция должна организовывать самостоятельную работу студентовформе (правила, законы,
· Читать лекцию достаточно громко, чтобы слышали и слушали.формулы выводы)
· Использование вспомогательных средств2.Запись лекции в виде тезисов
Практические занятия в высшей школе. Предназначены для более углубленного изучения предмета. Большое значение имеет индивидуальный подход. (Семинары, Лабораторные работы, Производственная практика, НИРС)
17 Классификация методов (М.Н Скаткин и И.Я. Лернер):
Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный.. Педагог сообщает информацию с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция), печатного слова (учебник), наглядных средств (картины, кинофильмы, схемы, натуральные объекты), практического показа способов деятельности (способа решения задачи, доказательства теоремы, составления плана, аннотации и т.д.). Этот метод тренирует память, дает знания, но не способствует развитию творческого мышления.
Репродуктивный метод. Его признак – воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям преподавателя. Проблемное изложение. Педагог ставит проблему, сам ее решает, показывая при этом путь ее решения, демонстрируя образцы научного познания, научного решения проблем. Результат – усвоение учащимся способа и логики решения поставленной проблемы, но еще без умения применять их самостоятельно.
Частично-поисковый, или эвристический метод. Педагог организует участие учеников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, а учащиеся осуществляют его самостоятельно.
Исследовательский метод – способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. Он также является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности.
20 Воспитание- это культуросообразный, социо - и личностно ориентированный педагогический процесс, направленный на приобщение ребенка к ценностям культуры, овладение им социальным опытом, развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становление его личности и индивидуальности.
2. Функции воспитания:
а) создание условий для целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей
б) подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;
в) обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;
г) регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.