Поучение Ахтоя сыну своему Пепи, отданному в школу писцов




Схема 1

Предлагаю кратко остановиться на каждом элементе этой схемы.

Ключевые компетентности — это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. А.В.Хуторской в своей классификации с учётом целей образования и основных видов деятельности учащихся выделил следующие ключевые компетентности:

• ценностно-смысловая;

• общекультурная;

• учебно-познавательная;

• информационная;

• коммуникативная;

• социально-трудовая;

• личностного самосовершенствования.

Следует отметить, что компетентность, рассматриваемая как учебно-практическая самостоятельность, проявляется только в условиях поиска и выбора, требующих действия и организации своих действий учащимися. Поэтому для её формирования необходимо изменить подходы к организации образовательного пространства, а именно — предоставить учащимся возможность самостоятельно приобретать знания и осваивать необходимые навыки при работе с информацией, что, в свою очередь, расширит их практическую деятельность и придаст ей личностно-ценностный характер. Схематически это отражено на схеме 2.

Схема 2

Такой подход к организации образовательного процесса можно рассматривать как деятельностно-практический и использовать его для получения учащимися опыта разрешения проблем в различных учебных и внеучебных ситуациях.

Актуальность расширения учебно-практической самостоятельности школьников обусловлена также неутешительными результатами международных исследований, которые показали, что ученики российских школ лучше решают задачи по готовому образцу, чем задачи, требующие применения знаний и навыков в нестандартной ситуации. По результатам тестирования PISA (Programme for International Student Assessment) в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации, использование естественнонаучных знаний для объяснения реальных явлений мы оказались практически последними среди развитых стран. Основная причина этого — отсутствие опыта применения собственных знаний, опыта решения реальных проблем, требующих использования знаний из разных областей. Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:

• неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

• неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

• отсутствие навыка целостного анализа информации.

Ещё одна причина затруднений, на мой взгляд, заключается в непривычной для наших учащихся форме (фрагментарность, избыточность, сочетание разных жанров) и способах (блоковый текст, определённая последовательность, противоречивость) подачи информации. Кроме того, для выполнения заданий школьникам необходимо соотнести разные виды информации, сравнить их с условиями задачи, выбрать главное, отсечь лишнее, самостоятельно воспользоваться имеющимися знаниями и навыками.

Таким образом, тестирование наглядно показало, что результатом образования должны стать некие «внепредметные» умения и способности, к которым можно отнести общеучебные навыки и ключевые компетентности.

Думаю, что общеучебные навыки, формируемые при работе с текстовой информацией, могут стать хорошей «палочкой-выручалочкой» для ликвидации дефицитов, выявленных при анализе результатов тестирования PISA. В качестве доказательства привожу фрагмент сравнительной таблицы, отражающей многолетний опыт работы учителей истории и литературы при работе с информацией в экономико-математическом лицее №29 г. Ижевска.

Типы работы с текстом при выполнении заданий PISA Общеучебные навыки, формируемые при работе с текстом
Ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл в целом
сформулировать идею текста по заголовку текста и по его главной теме сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста объяснить назначение карты, рисунка, составляющие графика или таблицы формулирование темы урока, творческого задания, текста выделение главной мысли и темы текста преобразование одного вида текстовой информации в другой
Выявить информацию
определить его основные элементы найти необходимые единицы информации подбор и систематизация материала по определённой теме умение делать обобщение
Понять текст
сравнить между собой содержащуюся в тексте информацию обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов сделать выводы из сформулированных в тексте посылов осуществление сравнений разного вида подбор аргументов «за» и «против» к выдвинутому суждению, тезису умение делать выводы
Осмыслить содержание текста
связать информацию, найденную в тексте, с информацией, полученной из других источников оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире найти доводы в защиту своей точки зрения сопоставление оценок, мнений, характерных черт оценивание высказывания, мнения обоснование собственной позиции владение правилами и видами доказательства
Осмыслить форму текста
проявить критичность мышления и самостоятельность эстетических суждений оценить адекватность изображённого замыслу автора различать авторские оценки изображённого анализ текста, эпизода интерпретация источника проблемное изучение темы, источника определение авторской позиции

По данным таблицы видно, что общеучебные навыки направлены на формирование тех же уровней восприятия и осмысления текста, что и задания PISA, и могут обеспечить соответствующий европейским стандартам уровень подготовки наших учащихся.

Теперь рассмотрим, как общеучебные навыки можно соотнести с компетентностным подходом к образованию. Говоря о последнем, следует обратить внимание на два понятия: компетенция и компетентность. Компетенция включает в себя совокупность навыков, взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов. Компетентность же соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. При работе с общеучебными навыками можно также выделить два существенных элемента: формирование навыков и применение навыков.

По своей сути они вполне соотносимы с компетенцией и компетентностью при создании определённых условий для образовательной деятельности, что демонстрирует приведённая схема 3.

Схема 3

Как видим, общеучебные навыки можно рассматривать как основу формирования компетентностей, но при одном условии — если ученику будет предоставлена возможность осуществления самостоятельной практическойдеятельности (например, при работе с информацией).

В этом случае можно утверждать, что он приобретёт те же качества, что и при компетентностном подходе:

• способность извлекать из имеющегося опыта новые знания;

• способность применять навыки не только в ситуации их освоения, но и при выходе за рамки этих ситуаций;

• способность самостоятельно выбирать и сочетать необходимые для разрешения ситуации методы деятельности, находить различные способы решения;

• способность работать с разными видами информации, соотносить их, оценивать и преобразовывать;

• способность к критическому мышлению, выбору оптимальных способов действия, рефлексии.

Итак, мы убедились, что между требованиями, предъявляемыми к современному образованию, есть определённая взаимосвязь, и новый образовательный результат может быть получен за счёт уже используемых в школе технологий. Преподавателям необходимо лишь продумать логику их применения и осознать, что делать это надо в системе, если не в рамках всего образовательного учреждения, то хотя бы в рамках одного или нескольких предметов.

Предлагаю на конкретном примере продемонстрировать возможность практической реализации рассмотренных взаимосвязей.

Урок в 5-м классе

Тема. «Образование в Древнем Египте»

Поучение Ахтоя сыну своему Пепи, отданному в школу писцов

Обрати сердце своё к книгам. О, если бы я мог заставить тебя полюбить их больше, чем мать, и показать их красоты перед тобой. Ты знаешь изречение: «Если писец имеет должность в столице, то не будет он нищим там». Лучше это всех других должностей. Когда он ещё ребёнок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручений. Не видел я скульптора или ювелира посланником, но видел я медника за его работой. Его пальцы как кожа крокодила, и пахнул он хуже, чем рыбья икра.

Ремесленник, работающий резцом, устаёт больше, чем землепашец. Поле его — дерево, орудие его — металл. Ночью, когда свободен он, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет. Каменотёс работает по твёрдому камню, и когда кончает он, руки его падают, и он утомлён. И так сидит он до сумерек, колени его и спина согнуты.

На основе этого текста можно формировать или развивать у учащихся такие общеучебные навыки, как: выделение главной мысли, определение темы текста, формулирование вопросов разного вида к тексту, составление информативного сообщения, определение назначения текста и др. Кроме этого, я предлагаю пятиклассникам определить и сформулировать особенности стиля поучения, каждую из которых необходимо проиллюстрировать выдержками из текста. Ученики получают задание: составить собственное поучение в соответствии с определёнными требованиями:

• точно сформулированная тема (кто поучает, кого, в чём);

• важность темы поучения для данного общества, государства;

• соответствие содержания поучения исторической реальности;

• наличие убедительных доводов, примеров из жизни;

• соблюдение стиля поучения.

Можно предложить написать поучение на современную тематику с соблюдением всех перечисленных требований, пояснив при этом, что выбранная сфера жизнедеятельности должна быть хорошо знакома ученикам. Таким образом, ученики приобретают навыки работы с текстовой информацией.

Теперь необходимо, чтобы они сумели самостоятельно применить полученные навыки в изменённой ситуации. Для этого можно подобрать информацию по определённой теме (например, «писцы») и продумать формы её подачи учащимся, например:

• фрагментарность — в каждом фрагменте содержится часть необходимой информации;

• разные жанры (публицистический, художественный, научно-популярный);

• образный ряд (иллюстрации, метафоры, афоризмы).

Писцы

При раскопках статуя писца Каи вызвала переполох среди рабочих, помогавших археологам: они приняли её за живого человека, когда в вечную темноту гробницы проник луч света и взгляд Каи блеснул им прямо в глаза. В то время глаза статуй инкрустировались горным хрусталём и блестящим чёрным деревом.

Задание. Внимательно рассмотрите скульптуру писца. Определите, какие качества человека этой профессии проявляются в его позе, выражении лица.

Прославление писцов

Мудрые писцы
Времён преемников самих богов,
Предрекавшие будущее.
Их имена сохранятся навеки.
Они ушли, завершив своё время,
Позабыты все их близкие.
Они не строили себе пирамид из меди
И надгробий из бронзы.
Не оставили после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена.

Но они оставили своё наследство в писаниях,
В поучениях, сделанных ими.
Писания становились их жрецами,
А палетка для письма — их сыном.
Их пирамиды — книги поучений,
Их дитя — тростниковое перо,
Их супруга — поверхность камня.
И большие и малые — все их дети,
Потому что писец — их глава.

Вопрос. Как вы думаете, почему грамотные люди так ценились в Египте?

Задание. Создайте обобщённый словесный портрет древнеегипетского писца на основе всех полученных наблюдений.

При выполнении предложенных заданий учащиеся должны самостоятельно определить, какие из имеющихся у них навыков им следует применить, например: формулирование аргументированного ответа на вопрос, обобщение информации, словесное рисование, выделение главного, систематизация информации. Такую работу можно рассматривать как опыт практического использования навыков.

Далее необходимо предложить задание, которое позволило бы ученикам применить не только навыки, но и продемонстрировать способности, личностные качества, собственное мировосприятие. Например, можно составить такой информационный лист с заданиями:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: