Фрагмент конспекта урока, содержащий работу с составной текстовой задачей.
УМК «Школа России», Моро И.М.
Класс: 2 класс 1 часть с. 53 №11
Тип урока: «Урок формирования умений»
Тема: «Решение составных задач»
Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.
Задачи:
· Повторить знания, умения, навыки, необходимые для решения задачи.
· Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи.
· Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от данных к вопросу и наоборот, строить умозаключения, устанавливать связи между данными и искомыми и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
· Совершенствовать умение выполнять проверку, решая задачу разными способами.
Задача:
В кувшине 7 стаканов молока, а в банке 8 стаканов. За обедом дети выпили 5 стаканов молока. Сколько всего стаканов молока осталось?
Тип задачи: нетиповая
1 вид простой задачи: Задача на нахождение суммы 2х чисел
В кувшине 7 стаканов молока, а в банке 8 стаканов. Сколько молока было всего?
2 вид простой задачи: Задача на нахождение остатка
Было 15 стаканов молока. За обедом дети выпили 5 стаканов молока. Сколько всего стаканов молока осталось?
Название этапа и его задачи | Ход урока в прямой речи (в скобках ответы учеников) | Оформление доски и дидактический материал | ||||||||||
Подготовительный этап Задачи: Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задач. | Найди сумму удобным способом: 6+9+4+1 17+8+3+2 6+9+4+1=(6+4)+(9+1)=10+10=20 17+8+3+2=(17+3)+(8+2)=20+10=30 Какое свойство вы использовали? (Результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой) Как найти сумму, неизвестное слагаемое? Как найти разность, неизвестное вычитаемое, уменьшаемое? | |||||||||||
Решение задачи Задачи: формировать умения читать и понимать задачу, выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи. | Давайте познакомимся с задачей №11 на с 53 и прочитаем её про себя. А теперь Влад прочитает задачу вслух (учитель выбирает хорошо читающего ученика), а все остальные очень внимательно слушают. Давайте представим себе ситуацию, описанную в задаче. О чём задача, которую мы сейчас прочитали? (о молоке) Что мы знаем, в чём у нас было молоко? (в кувшине и в банке) Верно, сколько стаканов молока было в кувшине? (7 стаканов). А в банке? (8 стаканов) Что ещё сообщается в задаче? (Что за обедом выпили 5 стаканов молока) Правильно, на какой же вопрос нам предстоит ответить? (Сколько всего стаканов молока осталось?) Что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос? (общее количество стаканов молока и количество выпитых стаканов) - У нас есть всё необходимое для ответа на вопрос задачи? (Нет. Мы не знаем общее количество стаканов молока) Предлагаю вам выбрать схему, которая подходит именно к нашей задаче. 7 8 5? 5 7 8? 3 ? 7 5 8 (Нам подходит 1 схема) Молодцы, а почему нам не подходят схемы 2 и 3? (Так как в схеме нарушены данные задачи. В задаче говорится, что было 8 и стаканов молока) Отлично, Кто попробует пересказать задачу по представленной схеме? (В кувшине 7 стаканов молока, а в банке 8 стаканов. За обедом дети выпили 5 стаканов молока. Сколько всего стаканов молока осталось?) | |||||||||||
Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: формировать умение составлять план решения задачи рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение | Давайте попробуем вместе составит план решения данной задачи. Одновременно осуществляет строение дерева рассуждений: - На какой же вопрос нас просят ответить? (Сколько всего стаканов молока осталось?) - Можем ли мы сразу ответить на данный вопрос? (нет) - Что необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос? (общее количество стаканов молока в кувшине и в банке). - У нас есть всё необходимое для ответа на вопрос задачи? (Нет. Мы не знаем общее количество стаканов молока в кувшине и в банке) СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РЕШЕНИЯ ПО СХЕМЕ: - А можем ли мы найти общее количество стаканов молока в кувшине и в банке? (Да. Для этого у нас есть все необходимое.) - С помощью какого действия? (сложения) - Какое выражение у нас с вами получится? 7+8=15(ст.)-общее количество молока в кувшине и в банке. - Сможем ли мы сейчас ответить на главный вопрос задачи? (да) - Какое действие нам в этом поможет? (вычитание) Какое выражение у нас получится? 15-5=10(ст.) - количество оставшегося молока. |
+ - | ||||||||||
Запись решения и ответа задачи. Задачи: формировать умение записывать решение; заставлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ. | Опираясь на составленную схему и дерево рассуждений, самостоятельно запишите решение по действиям и ответ (один ученик за скрытой доской). Не забудьте указать пояснение к каждому действию. Проверим, что у нас получилось | 1)7+8=15 (ст.)-было всего. 2)15-5=10(ст.)-всего осталось. Ответ: осталось 10 стаканов молока. | ||||||||||
Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи. | -А чтобы проверить, правильно ли мы решили задачу, попробуем найти другие способы решения. -Мы с вами знаем, что молоко у нас было в кувшине и в банке. Давайте представим, что за обедом пили молоко из кувшина, а в банке молоко не трогали. Как тогда мы будем решать задачу? -У нас получился такой же ответ, какой вывод мы можем сделать? (Мы правильно решили эту задачу) -Но у этой задачи есть ещё решение. Кто-то догадался какое? -Представим, что молоко за обедом пили из банки, а в кувшине молоко не трогали. Запишем ещё одно решение: А как записать выражением решение этой задачи? (7+5)-5 8+(7-5) 7+(5-3) Молодцы, ребята, справились с решением сложной задачи! | 1)7-5=2 (ст.)-осталось в кувшине 2)2+8=10 (ст.)-всего осталось. Ответ: осталось 10 стаканов молока. 1)8-5=3 (ст.)-осталось в банке. 2)3+8=10 (ст.)-всего осталось. Ответ: осталось 10 стаканов молока. |