Камера-обскура и развитие живописи в Европе




 

Исследователи давно обратили внимание, что с 1420-х годов в европейской живописи происходит художественная «революция»: увеличивается количество портретов, а сами портреты становятся необычайно натуралистичными. В искусствоведении есть несколько объяснений этому феномену: смена теоцентристской модели бытия на антропоцентризм, прогресс в области знаний о человеке, анатомии тела, рост интереса и знакомство с выдающимися образцами античной скульптуры и архитектуры, ставшей образцом для творчества художников итальянского Возрождения. Все это объясняет идеологические и мировоззренческие изменения в сознании выдающихся деятелей той эпохи. Гораздо меньше внимания уделялось технике создания выдающихся произведений искусства. По мнению американского художника британского происхождения Дэвида Хокни (David Hockney, род. 1937), именно благодаря камере-обскуре портреты и интерьерные пейзажи стали невероятно реалистичными и точными. На это указывает картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434). Анализ изображения позволяет увидеть необычные способы создания картины, которые невозможны только с помощью мазковой живописи. Во-первых, обращает внимание необычайно точное воспроизведение фона – внутреннего убранства комнаты, которое имеет в картине не меньшее значение, чем портреты четы. Именно детальная точность фона заставляет задуматься о том, как он мог быть нарисован художником. В центре картины на заднем фоне мы видим стеклянную выпуклую линзу с очень точным бликом и внутренним отражением семейной пары, стоящей на переднем плане. Но самое большое удивление вызывает люстра, мелкие детали которой воспроизведены с документальной точностью таким образом, будто это не живопись, а фотография. Очень точно воспроизведены блики на металлической поверхности люстры. Все это могло быть создано только путем копирования, т.е. с помощью камеры-обскуры.

 

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини (Брюгге. 1434)

 

Портреты из-под кисти Леонардо да Винчи отличаются необыкновенной выразительностью и реалистичностью, что можно объяснить возможностью использования камеры-обскуры. Тем более она была не только описана в трудах Л. да Винчи, но и активно использовалась им.

Отдельного внимания заслуживают картины голландских художников XVII в. Голландская живопись совершила переворот в изобразительном искусстве. Еще со времен средневековья сложился канон, согласно которому в центре внимания были герои, а здания, предметы повседневности и природные объекты были всего лишь фоном и их рисовали без внимания к деталям и не заботились о максимально точном воспроизведении. На полотнах высокого стиля обычно изображали библейских и исторических героев. Сюжеты голландской живописи разительно отличаются от искусства эпохи Возрождения стремелением к простоте сюжетов и реализму. На голландских полотнах документально воспроизведена жизнь простых горожан, бытовые сцены, занятия людей. Нидержандские художники обратили внимание на те сферы жизни, которые ранее считались малоинтересными, и сделали повседневность объектом высокого искусства. Вместе с тем обращение художников к деталям, точность динамики таят в себе секрет создания таких полотен в необычайно большом количестве, и этот секрет объясняется тем, что художники использовали камеру-обскуру. В ряде случаев на голландских полотнах можно увидеть несуразные явления или даже явные ошибки, труднообъяснимые казусы. Их почти невозможно объяснить, если не признать неумение рисовать пропорциональные объекты, ошибки художников. Это хорошо видно на примере картины Питера Герриц ван Роэстратена «Признание в любви (Буйный повар) » (ок. 1665 – 1670). На ней все изображенные персонажи левши. В жизни маловероятно, чтобы в одном месте могло встретиться столько левшей, если только это какая-то необычайная особенность жителей местечка. Но все становится понятным, если вспомнить, что камера-обскура создает перевернутое изображение. Неумелое обращение с ней или ошибка в установке полотна для рисования легко объясняет такие странности.

 

 

Питер Герриц ван Роэстратен. Признание в любви (Буйный повар) (ок. 1665 – 1670). Музей Франса Халса, Харлем.

 

Камеру-обскуру активно использовали голландские художники XVII в. Они совершили настоящий переворот в изобразительном искусстве, сделав бытовые сюжеты основным объектом творчества. Все это стало возможно благодаря активному использованию камеры-обскуры. Начиная с эпохи Возрождения, среди европейских художников сложилось представление о высоком стиле в искусстве – к нему относились библейские и исторические сюжеты. Голландские художники первыми стали рисовать множество картин на различные бытовые сюжеты, отличавшиеся документальной точностью. На их картинах запечатлена жизнь обывателей, нередко необычных людей и необычных ситуаций или, наоборот, обыденность. «Малые голландцы» также первыми стали обращать внимание на городские пейзажи и придавать им важное значение в композиции, в то время как раньше городские пейзажи не были объектом внимания и служили всего лишь фоном для изображения действий людей. Одним из первых городских пейзажей, предтечей жвнра венецианской ведуты, стала картина «Вид Дельфта» Яна Вермеера.

 

Ян Вермеер. Вид Дельфта. 1661 год.

 

Отчасти под влиянием творчества нидерландских мастеров и во многом благодаря использованию камеры-обскуры в Венеции появился особый жанр – т.н. ведута (итал. veduta, «вид») – цветные городские панорамные пейзажи с детальным изображением зданий и иных объектов. Расцвет ведуты как жанра венецианской живописи пришелся на XVIII в. Ведута объединяла в себе документальную и топографическую точность, живописность и жизненность изображения. Признанным мастером и основоположником этого жанра считается Джованни Антонио Каналетто (1697 – 1768), чьи панорамные виды итальянских городов показывают городскую жизнь в ее динамике и естественности, яркие краски придают лучезарность, нарядность («Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем», «Набережная Сан Марко», «Площадь Сан Марко», «Большой канал и Собор Санта Мария делле Салюте» и др. Также следует отметить картины мастера «точной ведуты» Бернардо Беллотто (1721 – 1780); «Вид Варшавы из королевского дворца» (1773), «Вид на Дрезден с правого берега Эльбы» (1748). Крупнейшим представителем «фантастической ведуты» был Франческо Гварди (1712 – 1793): «Остров Сан-Джорджо», «Палац Дожей в Венеции», «Вид от таможни на Собор Санта Мария делле Салюте», «Вид на Лагуну с башней Мальгера»

 

Дж.А. Каналетто. Площадь Сан Марко.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: