Понятие времени в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
И время прочь, и пространство прочь... А.Ахматова (Из сожженной тетради)
I. В стихотворении, посвященном памяти М. А. Булгакова, Анна Ахматова назвала его жизнь «суровой», «скорбной и высокой». Несомненно, на романе «Мастер и Маргарита» лежит печать его личной судьбы. Свое время Булгаков воспринимал как время мировых катастроф, как время апокалипсическое. Бравурные «Марши энтузиастов» заглушали беззакония и трагизм эпохи. В «закатном» романе Булгакова нашли отражение и писательские невзгоды, и тяжелые предсмертные раздумья автора. «Рукописи не горят» — с этой верой в нетленную силу искусства уходил писатель из жизни. Эти слова служили как бы заклятием от разрушительного воздействия времени. Поразительно, но заклятие подействовало. Спустя почти четверть века роман был напечатан и «среди других, более актуальных по теме книг последнего времени оказался произведением насущным, неувядшим...» (В. Лакшин). Сегодня можно с уверенностью утверждать, что время над романом не властно.
II. Два пласта времени сплетены Булгаковым в сюжете романа: 30-е годы XX века и 30-е годы I века. Глубокая связь между московскими и ер-шалаимскими главами, подчеркивается тем, что события происходили в одном и том же месяце и укладывались в несколько дней перед христианской Пасхой, только с промежутком в 1900 лет. «События, связанные с казнью Иешуа Га-Ноцри в «Мастере и Маргарите», в самом буквальном смысле этого слова являются осью, вокруг которой
медленно вращается весь пестрый и сложный мир романа» (Б. Сарнов). Булгаковым время осмысливается прежде всего как философская категория.
III. В романе есть герои, одинаково свободно чувствующие себя и в библейском, и в современном писателю времени. Это Воланд, присутствовавший на допросе Heniya Пилатом и в Москве 30-х годов, это Мастер, создавший роман о Пилате.
IV. В художественной ткани произведения своеобразно пересекаются два мира: земной, обыденный, содержащий изображение Москвы 30-х годов, и библейский, исторический, включающий в себя персонажей, связанных с казнью Иешуа.
Миры эти встречаются и пересекаются в своеобразном «третьем» мире — прообразе Вечности. Мысль о том, что прошлое «связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого» (А. П. Чехов) — очень важная для Булгакова — подчеркивается оригинальным художественным приемом: каждая новая глава романа Мастера начинается теми же словами, которыми закончилась предыдущая глава из жизни Москвы 30-х годов XX века.
V. Вечность, где встречаются миры обыденный и библейский, является пространственно-временными координатами «Мастера и Маргариты». Ставя своих героев перед лицом Вечности, Булгаков утверждает незыблемость нравственных ценностей. Образы Воланда, Пилата, Иешуа, Маргариты служат доказательством нетленности и неизменности человеческих принципов: Иешуа совершает подвиг, когда остается твердым в своей гуманистической проповеди добра. Судьба Пон-тия Пилата, двенадцать тысяч лун расплачивающегося за свою трусость, служит неоспоримым доказательством приоритета извечной нравственности над сиюминутными суетными интересами. Конкретно-временной спор его с Иешуа о том, что есть истина, добро и зло, перерастает во вневременной спор, вечный конфликт реального и идеального, общечеловеческого и узкополитического, возвышенного и суетного.
Образ Воланда и его место
в художественной системе романа
«Мастер и Маргарита»
...так кто ж ты, наконец?
— Я — часть той силы, что вечно хочет
зла и вечно совершает благо.
И.-В. Гете
Фигура Воланда — одна из самых загадочных фигур в романе «Мастер и Маргарита». Князь тьмы появляется в романе для подтверждения того, что общественное благоустройство государства невозможно без опоры на «вечные» нравственные ценности, для испытания нравственного состояния общества. Он прилетает в Москву и проводит сеанс черной магии в театре Варьете, и перед началом сеанса сам вполне определенно дает понять о цели своего визита: «Давненько, давненько я не видел москвичей. Надо полагать, они сильно изменились. Город значительно изменился. Это я могу засвидетельствовать. Появились трамваи, автомобили... Стоит гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? После этого и происходит своего рода испытание, именно испытание, а не искушение дьяволом москвичей на алчность, милосердие и другие человеческие качества. И тут же Сатана делает вывод: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних...» На протяжении всего романа ни Воланд, ни его помощники никоим образом не влияют на текущие события. Не случайно на вопрос Маргариты, увидевшей с помощью волшебного глобуса очередное кровопролитие, происходящее в какой-то точке земного шара: «Кому же из сражающихся сторон сочувствует страшный демон безводной пустыни убийца Абадонна?», Воланд недвусмысленно отвечает: «Он на редкость беспристрастен и равно сочувствует обеим сражающимся сторонам». Воланда можно было бы считать олицетворением зла, но он мало похож на гонителя добра, так как оказывается милосерднее к героям романа, чем многие окружающие их люди. Им отпущен на волю не пожелавший остаться вампиром Варенуха, его заботами спасся от смерти превратившийся под действием волшебной мази в борова Николай Иванович, он принял самое горячее участие в судьбе Мастера и Маргариты. Поэтому Воланд не может рассматриваться как антитеза добра. Правда, полному оправданию Воланда как будто бы мешает его собственное высказывание в ответе Левию Матвею, не желавшему, чтобы зло здравствовало: «Не будешь ли так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» Не выступает Воланд и в качестве искусителя, он и не пытается соблазнить, смутить, завлечь или восстановить против Всевышнего никого из героев произведения. Даже во время сеанса черной магии в театре Варьете он не соблазняет, а испытывает зрителей. Князь тьмы безразличен к обязательной для него роли палача порока: единственный приговоренный им к смерти грешник — доносчик барон Майгель сам напросился на бал к Воланду, и без участия Сатаны должен был бы умереть через месяц. С помощью Воланда автор обнажает перед нами изнанку внешне пристойной жизни обывателей, заставляет своих героев до конца раскрыть себя в столкновении с необычностью, неожиданностью. Вулгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делает явным. Его стараниями все человеческие поступки отбрасывают тень. К роману дан эпиграф из «Фауста» Гете. Его можно было бы истолковать в том смысле, что Воланд наказывает порок, зло, тем самым в конечном счете способствует торжеству добра. Но борьба со злом всерьез не занимает Воланда. Сущность его, не до конца разъясненная в начале романа, со всей определенностью постигается, когда Князь тьмы предстает перед нами на последних страницах «в своем настоящем обличье» на летящем в ночи «волшебном черном коне», и повод его коня — «это лунные цепочки и самый конь — туча, а шпоры всадника — белые пятна звезд». Воланд, безусловно, носитель зла, того зла, которое является оборотной стороной добра. Поэтому Воланд в романе служит выражением сущности жизни. Он находится по ту сторону добра и зла. Он помогает Мастеру, но лишь за услугу, оказанную ему Маргаритой. Он одинаково беспристрастен и к добру, и к злу. Для Воланда существует лишь одно верное и самое надежное доказательство истины — «седьмое доказательство», свидетельство самой жизни». Вы полагаете, что стоит изменить условия жизни и зло исчезнет само собой и воцарится мир на земле?.. Напрасно, возможности зла довольно велики, они гораздо больше, чем полагают некоторые, не очень зоркие люди...» «Вы требуете доказательств существования Иисуса Христа? Но ведь и доказательств тут никаких не требуется. Он просто был, и все тут. Я как свидетель могу подтвердить это».
Существует мнение, что Иешуа и Воланд — всего лишь «разные ведомства» единого миропорядка, в котором ведущим остается добро. Воланд Булгакова лишь внешними своими атрибутами соответствует сложившимся представлениям о дьяволе, ниспровергающем божественные установления. На самом деле он не противопоставлен Богу и не является врагом Бога и «рода человеческого». Даже в Ветхом Завете Сатана не враг Бога и людей, а земной администратор божественного правосудия, вроде судебного исполнителя. Сатану нередко представляют в роли управителя мира, то есть вещей земных и временных, в противоположность тому, кто ведает вечным и духовным. Надо полагать, что добро и зло, Воланд и Иешуа, представляют извечный закон борьбы и единства противоположностей, без одного невозможно существование другого.
Вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» — вершина творчества Булгакова. В нем нашли отражение излюбленные идеи и мысли писателя. Мне кажется, что это самое значительное произведение из всего созданного Булгаковым.
Роман стал источником многочисленных споров, размышлений, так как его повествование направлено в будущее, его содержание психологически, философ-ско и исторически достоверно, а проблемы, поднятые в нем, - - глубоко направленные, вечные. Человек веками бьется над этими непостижимыми тайнами, в которых перемешано добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное. Стержнем романа является борьба добра со злом, понятий вечных и неразделимых, как сама жизнь.
В «Мастере и Маргарите» Булгаков сопрягает два временных плана — события 30-х годов нашего века и события древних библейских времен, великолепно сочетая быт, фантастику, политику, любовь, сатиру, философию. Действия романа, происходящие с промежутком почти в две тысячи лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба добра со злом, творчество, всепроникающая мысль, поиск истины. Но Булгаков переворачивает обычные представления о добре и зле, показывая их по-своему, заставляя тем самым читателя задуматься, переосмыслить нынешние представления о жизни, о нравственности. Великий прокуратор Иудеи Понтий Пилат судит человека по имени Иешуа, который обвиняется в подстрекательстве к уничтожению Ершалаимского храма. Арестант пытается оправдаться, доказать свою невиновность: «Добрый человек! Поверь мне»... «...рухнет Храм старой веры и создастся Храм истины...», «...злых людей нет на свете, есть люди несчастливые...» Эти слова непонятны и чужды «свирепому чудовищу» Пилату, у которого своя «вялая» философия: мир поделен на господ и рабов, «раб подчиняется господину». Однако умные, немного дерзкие и наивные речи Иешуа заинтересовали прокуратора, пробудили в его душе зачатки нравственности, духовности. Пилат сразу же убедился в невиновности арестанта и решил спасти его. Но Иешуа решительно отказался изменять своей истине, совершая тем самым великий нравственный подвиг. Его гуманистические проповеди всеобщей любви, доброты и свободомыслия, отрицание власти вызывают у Пилата страх, боязнь потерять свои привилегии, расположение великого кесаря. Прокуратор объявляет арестанта преступником и выносит смертный приговор. Обнаруживается слабохарактерность Пилата, его малодушие. Он идет против своего желания, голоса сердца, ради привычного благополучия. На примере Пилата Булгаков показал существование в человеке противоречивых нравственных устремлений, духовного и бездуховного, примат мыслей над чувствами. Но с момента казни Иешуа странные муки одолевают прокуратора, совесть мучает его. Он понимает, что прав Иешуа, что по его вине погиб добрый, хороший человек. Душа Пилата погибла от меча, выкованного им самим. Видения Иешуа преследуют прокуратора во сне. Изо дня в день его мучают воспоминания о человеке, которого алчность и низменность довели до гибели. Долги и тяжелы будут годы покаяния Пилата! Горька будет чаша наказания, далеки забвение и покой! И трудно сказать, что преобладает в этот момент в Ершалаиме — добро или зло.
Носителем зла, представителем тьмы в романе является Воланд, переосмысленный Булгаковым образ сатаны, дьявола. Воланд и его черная свита вовсе не призваны творить зло. Их основная цель — проверить людей, испытать на подлость и милосердие, обнажить человеческие пороки. Тем самым Воланд берет на себя функции добра, правосудия, он наказывает настоящее зло, карает только грешников, не принося вреда праведнику, и изредка дарит свободу и покой тем, кто настрадался и раскаялся. Результат, к которому приходит Воланд, печален: зло друг другу творят люди; душа человека — это арена борьбы добра со злом, незыблемых нравственных законов и сиюминутных животных интересов; и чаще всего торжествуют гордыня, зло, бессильным становится голос рассудка, сердца и всевластным — безумие.
Образ Воланда служит в романе доказательством вечности нравственных законов. И хотя Воланд всемогущ, обладая властью и на земле, и на небесах, он не может решить, когда прервать дарованный человеку и без того короткий миг, который называется жизнью, он не в силах победить добро, установить свою диктатуру, так как добро и зло находятся в романе на равных. Сатана не противостоит Иешуа — представителю добра, света и истины. Недаром в романе всего один эпиграф, и он на титульном листе. Это строки из «Фауста»:
...так кто ж ты, наконец?
- Я — часть той силы, что вечно хочет зла
и вечно совершает благо.
(Гете)
Этим Булгаков хотел сказать, что мир поделен между Богом и дьяволом и что они заодно правят миром. В этих строках можно уловить одну из любимейших булгаковских мыслей: «Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, несимпатичен, озлоблен. Нужно искать сердцевину, самое глубокое сосредоточение человеческого в этом человеке».
Наконец, главные, по замыслу Булгакова, герои, чьи имена внесены в название романа — Мастер и Маргарита. С ними связана излюбленная булгаков-ская тема — тема любви, следование нравственной заповеди любви. По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, проистекает из любви; в любви заключена мировая тайна. Любовь — это философский камень, который обладает свойством все превращать в золото, в добро. Любовь возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное, возвышенное, обретает покой. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна.
Таково чувство Мастера и Маргариты. Маргарита — роковая, целеустремленная женщина, она всецело отдается любви и ради спасения Мастера заключает сделку с дьяволом, становится ведьмой, хозяйкой бала нечистой силы, окунается в таинственный мир черной магии. И несмотря на то что Маргарита совершает огромный грех, продавая душу Воланду, она все же является самым положительным героем романа, чью позицию поддерживают и Булгаков, и читатель. Ведь будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как способны любить немногие. Даже Воланд по достоинству оценил это величайшее чувство, которое нельзя купить ни за какие деньги на свете, — истинную любовь женщины. Маргарита действует по голосу сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души. И за это она вознаграждена вечной жизнью рядом с любимым человеком.
На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек непременно должен решать для себя нравственные проблемы, делать личный выбор, прозревать сам, не взывая ни к небу, прося его явить свою славу, ни к аду, прося его явить могущество сил преисподней. Человек не может ждать милостей от жизни, шепча слова, взывающие к ней, он сам должен многое определить, изменить свою судьбу к лучшему.
Такая возможность предоставляется многим героям романа. Им дано прозреть, познать свою суть, проникнуть в дебри своего сознания, повернуть свою участь в благоприятную сторону. По невидимой лестнице нравственности поднимаются Рюхин, Бездомный, осознавая ничтожность своего таланта и решая найти дело по совести. Шаги к нормам человеческого поведения делает Варенуха, ставший добрым человеком, Семплияров, занявшийся делом. Другим же не дано постичь мудрость жизни, назначение человека, сделать для себя нравственные открытия. Странной, нелепой смертью погиб Берлиоз, глава МАССОЛИТа, отвергавший моральный закон, идею добра. Торжествует подлый доносчик и предатель Алоизий Магарыч, продолжая вести прежнюю жизнь, полную корысти, зла, коварства.
«Мастер и Маргарита» явился романом-предупреждением, что нравственные проблемы придется решать каждому, что человеку необходимо совершенствоваться.