в художественной системе романа




Понятие времени в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

И время прочь, и пространство прочь... А.Ахматова (Из сожженной тетради)

I. В стихотворении, посвященном памяти М. А. Бул­гакова, Анна Ахматова назвала его жизнь «суро­вой», «скорбной и высокой». Несомненно, на ро­мане «Мастер и Маргарита» лежит печать его личной судьбы. Свое время Булгаков восприни­мал как время мировых катастроф, как время апокалипсическое. Бравурные «Марши энтузиа­стов» заглушали беззакония и трагизм эпохи. В «закатном» романе Булгакова нашли отраже­ние и писательские невзгоды, и тяжелые пред­смертные раздумья автора. «Рукописи не го­рят» — с этой верой в нетленную силу искусства уходил писатель из жизни. Эти слова служили как бы заклятием от разрушительного воздейст­вия времени. Поразительно, но заклятие подейст­вовало. Спустя почти четверть века роман был напечатан и «среди других, более актуальных по теме книг последнего времени оказался произве­дением насущным, неувядшим...» (В. Лакшин). Сегодня можно с уверенностью утверждать, что время над романом не властно.

II. Два пласта времени сплетены Булгаковым в сю­жете романа: 30-е годы XX века и 30-е годы I века. Глубокая связь между московскими и ер-шалаимскими главами, подчеркивается тем, что события происходили в одном и том же месяце и укладывались в несколько дней перед христиан­ской Пасхой, только с промежутком в 1900 лет. «События, связанные с казнью Иешуа Га-Ноцри в «Мастере и Маргарите», в самом буквальном смысле этого слова являются осью, вокруг которой

медленно вращается весь пестрый и сложный мир романа» (Б. Сарнов). Булгаковым время ос­мысливается прежде всего как философская ка­тегория.

III. В романе есть герои, одинаково свободно чувст­вующие себя и в библейском, и в современном писателю времени. Это Воланд, присутствовав­ший на допросе Heniya Пилатом и в Москве 30-х годов, это Мастер, создавший роман о Пилате.

IV. В художественной ткани произведения своеоб­разно пересекаются два мира: земной, обыден­ный, содержащий изображение Москвы 30-х го­дов, и библейский, исторический, включающий в себя персонажей, связанных с казнью Иешуа.

Миры эти встречаются и пересекаются в своеоб­разном «третьем» мире — прообразе Вечности. Мысль о том, что прошлое «связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого» (А. П. Чехов) — очень важная для Булгакова — подчеркивается оригинальным ху­дожественным приемом: каждая новая глава ро­мана Мастера начинается теми же словами, кото­рыми закончилась предыдущая глава из жизни Москвы 30-х годов XX века.

V. Вечность, где встречаются миры обыденный и библейский, является пространственно-временны­ми координатами «Мастера и Маргариты». Ставя своих героев перед лицом Вечности, Булгаков утверждает незыблемость нравственных ценно­стей. Образы Воланда, Пилата, Иешуа, Маргари­ты служат доказательством нетленности и неиз­менности человеческих принципов: Иешуа со­вершает подвиг, когда остается твердым в своей гуманистической проповеди добра. Судьба Пон-тия Пилата, двенадцать тысяч лун расплачиваю­щегося за свою трусость, служит неоспоримым доказательством приоритета извечной нравствен­ности над сиюминутными суетными интересами. Конкретно-временной спор его с Иешуа о том, что есть истина, добро и зло, перерастает во вневре­менной спор, вечный конфликт реального и иде­ального, общечеловеческого и узкополитическо­го, возвышенного и суетного.

 

Образ Воланда и его место

в художественной системе романа

«Мастер и Маргарита»

...так кто ж ты, наконец?

— Я — часть той силы, что вечно хочет

зла и вечно совершает благо.

И.-В. Гете

Фигура Воланда — одна из самых загадочных фи­гур в романе «Мастер и Маргарита». Князь тьмы появляется в романе для подтверждения того, что общественное благоустройство государства невозмож­но без опоры на «вечные» нравственные ценности, для испытания нравственного состояния общества. Он прилетает в Москву и проводит сеанс черной ма­гии в театре Варьете, и перед началом сеанса сам вполне определенно дает понять о цели своего визи­та: «Давненько, давненько я не видел москвичей. Надо полагать, они сильно изменились. Город значи­тельно изменился. Это я могу засвидетельствовать. Появились трамваи, автомобили... Стоит гораздо бо­лее важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? После этого и происходит своего рода испытание, именно испытание, а не искушение дья­волом москвичей на алчность, милосердие и другие человеческие качества. И тут же Сатана делает вы­вод: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних...» На протяжении всего романа ни Воланд, ни его помощники никоим образом не влияют на текущие события. Не случайно на вопрос Маргариты, увидевшей с помощью волшеб­ного глобуса очередное кровопролитие, происходя­щее в какой-то точке земного шара: «Кому же из сражающихся сторон сочувствует страшный демон безводной пустыни убийца Абадонна?», Воланд не­двусмысленно отвечает: «Он на редкость беспристра­стен и равно сочувствует обеим сражающимся сторо­нам». Воланда можно было бы считать олицетворени­ем зла, но он мало похож на гонителя добра, так как оказывается милосерднее к героям романа, чем мно­гие окружающие их люди. Им отпущен на волю не пожелавший остаться вампиром Варенуха, его забо­тами спасся от смерти превратившийся под действи­ем волшебной мази в борова Николай Иванович, он принял самое горячее участие в судьбе Мастера и Маргариты. Поэтому Воланд не может рассматри­ваться как антитеза добра. Правда, полному оправда­нию Воланда как будто бы мешает его собственное высказывание в ответе Левию Матвею, не желавшему, чтобы зло здравствовало: «Не будешь ли так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» Не выступает Воланд и в качестве искусителя, он и не пытается соблазнить, смутить, завлечь или восстановить против Всевышне­го никого из героев произведения. Даже во время сеанса черной магии в театре Варьете он не соблазня­ет, а испытывает зрителей. Князь тьмы безразличен к обязательной для него роли палача порока: единст­венный приговоренный им к смерти грешник — доносчик барон Майгель сам напросился на бал к Воланду, и без участия Сатаны должен был бы уме­реть через месяц. С помощью Воланда автор обнажает перед нами изнанку внешне пристойной жизни обы­вателей, заставляет своих героев до конца раскрыть себя в столкновении с необычностью, неожиданно­стью. Вулгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делает явным. Его стараниями все человеческие поступки отбрасывают тень. К роману дан эпиграф из «Фауста» Гете. Его можно было бы истолковать в том смысле, что Воланд наказывает порок, зло, тем самым в конечном счете способствует торжеству добра. Но борьба со злом всерьез не занимает Воланда. Сущность его, не до конца разъясненная в начале романа, со всей опреде­ленностью постигается, когда Князь тьмы предстает перед нами на последних страницах «в своем настоящем обличье» на летящем в ночи «волшебном чер­ном коне», и повод его коня — «это лунные цепочки и самый конь — туча, а шпоры всадника — белые пятна звезд». Воланд, безусловно, носитель зла, того зла, которое является оборотной стороной добра. По­этому Воланд в романе служит выражением сущно­сти жизни. Он находится по ту сторону добра и зла. Он помогает Мастеру, но лишь за услугу, оказанную ему Маргаритой. Он одинаково беспристрастен и к добру, и к злу. Для Воланда существует лишь одно верное и самое надежное доказательство истины — «седьмое доказательство», свидетельство самой жиз­ни». Вы полагаете, что стоит изменить условия жиз­ни и зло исчезнет само собой и воцарится мир на земле?.. Напрасно, возможности зла довольно велики, они гораздо больше, чем полагают некоторые, не очень зоркие люди...» «Вы требуете доказательств существования Иисуса Христа? Но ведь и доказа­тельств тут никаких не требуется. Он просто был, и все тут. Я как свидетель могу подтвердить это».

Существует мнение, что Иешуа и Воланд — всего лишь «разные ведомства» единого миропорядка, в котором ведущим остается добро. Воланд Булгакова лишь внешними своими атрибутами соответствует сложившимся представлениям о дьяволе, ниспровер­гающем божественные установления. На самом деле он не противопоставлен Богу и не является врагом Бога и «рода человеческого». Даже в Ветхом Завете Сатана не враг Бога и людей, а земной администратор божественного правосудия, вроде судебного исполни­теля. Сатану нередко представляют в роли управите­ля мира, то есть вещей земных и временных, в проти­воположность тому, кто ведает вечным и духовным. Надо полагать, что добро и зло, Воланд и Иешуа, представляют извечный закон борьбы и единства про­тивоположностей, без одного невозможно существо­вание другого.

 

 

Вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» — вершина творче­ства Булгакова. В нем нашли отражение излюбленные идеи и мысли писателя. Мне кажется, что это самое значительное произведение из всего созданно­го Булгаковым.

Роман стал источником многочисленных споров, размышлений, так как его повествование направлено в будущее, его содержание психологически, философ-ско и исторически достоверно, а проблемы, поднятые в нем, - - глубоко направленные, вечные. Человек веками бьется над этими непостижимыми тайнами, в которых перемешано добро и зло, прекрасное и без­образное, земное и возвышенное. Стержнем романа является борьба добра со злом, понятий вечных и неразделимых, как сама жизнь.

В «Мастере и Маргарите» Булгаков сопрягает два временных плана — события 30-х годов нашего века и события древних библейских времен, великолепно сочетая быт, фантастику, политику, любовь, сатиру, философию. Действия романа, происходящие с про­межутком почти в две тысячи лет, гармонируют ме­жду собой, а связывает их борьба добра со злом, твор­чество, всепроникающая мысль, поиск истины. Но Булгаков переворачивает обычные представления о добре и зле, показывая их по-своему, заставляя тем самым читателя задуматься, переосмыслить нынеш­ние представления о жизни, о нравственности. Вели­кий прокуратор Иудеи Понтий Пилат судит человека по имени Иешуа, который обвиняется в подстрека­тельстве к уничтожению Ершалаимского храма. Аре­стант пытается оправдаться, доказать свою невинов­ность: «Добрый человек! Поверь мне»... «...рухнет Храм старой веры и создастся Храм истины...», «...злых людей нет на свете, есть люди несчастли­вые...» Эти слова непонятны и чужды «свирепому чудовищу» Пилату, у которого своя «вялая» филосо­фия: мир поделен на господ и рабов, «раб подчиняет­ся господину». Однако умные, немного дерзкие и наивные речи Иешуа заинтересовали прокуратора, пробудили в его душе зачатки нравственности, духов­ности. Пилат сразу же убедился в невиновности аре­станта и решил спасти его. Но Иешуа решительно отказался изменять своей истине, совершая тем са­мым великий нравственный подвиг. Его гуманистические проповеди всеобщей любви, доброты и свобо­домыслия, отрицание власти вызывают у Пилата страх, боязнь потерять свои привилегии, расположе­ние великого кесаря. Прокуратор объявляет арестан­та преступником и выносит смертный приговор. Об­наруживается слабохарактерность Пилата, его мало­душие. Он идет против своего желания, голоса сердца, ради привычного благополучия. На примере Пилата Булгаков показал существование в человеке противо­речивых нравственных устремлений, духовного и без­духовного, примат мыслей над чувствами. Но с мо­мента казни Иешуа странные муки одолевают проку­ратора, совесть мучает его. Он понимает, что прав Иешуа, что по его вине погиб добрый, хороший чело­век. Душа Пилата погибла от меча, выкованного им самим. Видения Иешуа преследуют прокуратора во сне. Изо дня в день его мучают воспоминания о человеке, которого алчность и низменность довели до гибели. Долги и тяжелы будут годы покаяния Пила­та! Горька будет чаша наказания, далеки забвение и покой! И трудно сказать, что преобладает в этот мо­мент в Ершалаиме — добро или зло.

Носителем зла, представителем тьмы в романе является Воланд, переосмысленный Булгаковым об­раз сатаны, дьявола. Воланд и его черная свита вовсе не призваны творить зло. Их основная цель — прове­рить людей, испытать на подлость и милосердие, об­нажить человеческие пороки. Тем самым Воланд берет на себя функции добра, правосудия, он наказы­вает настоящее зло, карает только грешников, не принося вреда праведнику, и изредка дарит свободу и покой тем, кто настрадался и раскаялся. Результат, к которому приходит Воланд, печален: зло друг другу творят люди; душа человека — это арена борьбы до­бра со злом, незыблемых нравственных законов и сиюминутных животных интересов; и чаще всего торжествуют гордыня, зло, бессильным становится голос рассудка, сердца и всевластным — безумие.

Образ Воланда служит в романе доказательством вечности нравственных законов. И хотя Воланд все­могущ, обладая властью и на земле, и на небесах, он не может решить, когда прервать дарованный человеку и без того короткий миг, который называется жиз­нью, он не в силах победить добро, установить свою диктатуру, так как добро и зло находятся в романе на равных. Сатана не противостоит Иешуа — предста­вителю добра, света и истины. Недаром в романе всего один эпиграф, и он на титульном листе. Это строки из «Фауста»:

...так кто ж ты, наконец?

- Я — часть той силы, что вечно хочет зла

и вечно совершает благо.

(Гете)

Этим Булгаков хотел сказать, что мир поделен между Богом и дьяволом и что они заодно правят миром. В этих строках можно уловить одну из люби­мейших булгаковских мыслей: «Мы должны оце­нить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, несим­патичен, озлоблен. Нужно искать сердцевину, самое глубокое сосредоточение человеческого в этом чело­веке».

Наконец, главные, по замыслу Булгакова, герои, чьи имена внесены в название романа — Мастер и Маргарита. С ними связана излюбленная булгаков-ская тема — тема любви, следование нравственной заповеди любви. По мнению автора, все счастье, вы­павшее в жизни человеку, проистекает из любви; в любви заключена мировая тайна. Любовь — это фи­лософский камень, который обладает свойством все превращать в золото, в добро. Любовь возвышает чело­века над миром, с ее помощью он постигает духовное, возвышенное, обретает покой. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна.

Таково чувство Мастера и Маргариты. Марга­рита — роковая, целеустремленная женщина, она все­цело отдается любви и ради спасения Мастера заклю­чает сделку с дьяволом, становится ведьмой, хозяйкой бала нечистой силы, окунается в таинственный мир черной магии. И несмотря на то что Маргарита совер­шает огромный грех, продавая душу Воланду, она все же является самым положительным героем романа, чью позицию поддерживают и Булгаков, и читатель. Ведь будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как способны любить немногие. Даже Воланд по достоинству оценил это величайшее чувство, которое нельзя купить ни за какие деньги на свете, — ис­тинную любовь женщины. Маргарита действует по голосу сердца, согласно нравственным ценностям человеческой души. И за это она вознаграждена веч­ной жизнью рядом с любимым человеком.

На примере Маргариты Булгаков показал, что ка­ждый человек непременно должен решать для себя нравственные проблемы, делать личный выбор, про­зревать сам, не взывая ни к небу, прося его явить свою славу, ни к аду, прося его явить могущество сил преисподней. Человек не может ждать милостей от жизни, шепча слова, взывающие к ней, он сам дол­жен многое определить, изменить свою судьбу к луч­шему.

Такая возможность предоставляется многим геро­ям романа. Им дано прозреть, познать свою суть, проникнуть в дебри своего сознания, повернуть свою участь в благоприятную сторону. По невидимой лест­нице нравственности поднимаются Рюхин, Бездом­ный, осознавая ничтожность своего таланта и решая найти дело по совести. Шаги к нормам человеческого поведения делает Варенуха, ставший добрым челове­ком, Семплияров, занявшийся делом. Другим же не дано постичь мудрость жизни, назначение человека, сделать для себя нравственные открытия. Странной, нелепой смертью погиб Берлиоз, глава МАССОЛИТа, отвергавший моральный закон, идею добра. Торжест­вует подлый доносчик и предатель Алоизий Мага­рыч, продолжая вести прежнюю жизнь, полную ко­рысти, зла, коварства.

«Мастер и Маргарита» явился романом-предупре­ждением, что нравственные проблемы придется ре­шать каждому, что человеку необходимо совершенст­воваться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: