Формирование навыка чтения нот с листа в классе виолончели




Методическое сообщение

«Формирование навыка чтения нот с листа

В классе виолончели»

Составитель: Шишко С. А.

Г. Березники

Г.

Формирование навыка чтения нот с листа в классе виолончели

С. А. Шишко

преподаватель оркестрового отделения

класс виолончели

Среди многообразия музыкально – технических навыков, приобретаемых учеником в процессе игры на виолончели, важное значение имеет навык чтения нот с листа, то есть умение правильно интонационно и ритмически сыграть по нотам без остановок какое-либо незнакомое музыкальное произведение, по трудности не превышающее технических возможностей ученика.

Учащиеся далеко не всегда справляются с этой задачей. В то же время хорошее чтение нот необходимо каждому обучающемуся музыке, кем бы он впоследствии ни был – солистом, дирижером, оркестрантом, ансамблистом, педагогом или участником самодеятельности. Поэтому чрезвычайно важно обратить внимание на воспитание этого навыка и разобраться в причинах, отчего одни ученики читают с листа хорошо, а другие плохо.

Ставить хорошее чтение с листа в зависимость от общей одаренности ученика нельзя: очень часто талантливые музыканты, прекрасно играющие, плохо читают с листа и, наоборот, ученики со средними данными читают с листа хорошо. Отнести качество этого навыка только за счет тренировки, практики тоже не верно.

Педагоги часто встречаются с тем, что даже в первом классе, еще не имея опыта, одни ученики читают лучше, другие – хуже. Очевидно, существуют причины и условия, от которых зависит этот навык. Чтобы выяснить их, следует проследить, как он формируется; для этого необходимо ясно себе представить, из каких элементов состоит нотная запись, какие нужны технические средства для ее прочтения и в каких элементах возникают трудности для ученика.

Нотная запись – это условные обозначения, из которых так же, как слова из букв в книгах, слагаются музыкальные фразы, облеченные в определенную форму мелодического, метроритмического, гармонического и динамического рисунка музыкального произведения. Кроме этого, имеется целый ряд добавочных обозначений возле нот (штрихи, аппликатура, динамические оттенки и т. д.).

Чтобы суметь сразу охватить такое количество обозначений, необходим достаточный запас последовательно и точно выработанных музыкально – технических навыков: хорошо развитый слух (внутренний), чувство ритма, умение группировать различные длительности, знание тональностей, позиций и штрихов.

Начинающий ученик, читая с листа, должен успеть осознать каждое из нотных обозначений во взаимосвязи с другими навыками и в момент воспроизведения объединить их в единое целое. Этот своеобразный анализ и синтез составляют основу процесса чтения нот с листа. От постоянной тренировки процесс прочтения приобретает быстроту, и со временем играющий будет охватывать сознанием не отдельные ноты, а уже целые группы их (как слова при чтении книг).

Чтобы избежать ошибок, задержек между воспроизводимыми звуками, нужно дать сознанию возможность «проектировать» необходимые движения с некоторым запасом времени, то есть смотреть немного вперед играемого листа. Умение смотреть вперед - самый необходимый навык чтения нот с листа, и воспитывать его надо с первого же года обучения.

Скорость восприятия играемого текста в какой-то мере зависит от подвижности нервных процессов ученика, а также от правильного воспитания навыков, прививаемых ученику с первого года обучения, и от тренировки. Следовательно, умение читать с листа связано с перечисленным комплексом условий, большинство из которых зависит от метода работы педагога.

Так, например, при проверке можно заметить, что затрудняют чтение с листа обычно одни и те же элементы: одного ученика – быстрая ориентировка в счете, другого сбивает обилие знаков, третий, не умея подобрать аппликатуру, прибегает подчас к самой нелепой, боясь расстаться с первой или четвертой позициями (как самыми для него надежными). Вот три основных принципиальных повода, которые обычно затрудняют чтение.

Раздерем первую причину – неумение ученика правильно группировать ноты, то есть считать.

Впервые с элементарной группировкой нот ученик встречается на первом же году обучения. По сути дела, он должен сначала осмыслить и усвоить каждую длительность в отдельности (целые, половинные, четвертные ноты), а затем постепенно их перемежать.

На практике же ученик обычно целыми нотами не играет (так как медленное ведение смычка на первых порах представляет значительную трудность), половинными нотами пользуется мало (обычно только в гаммах, в начальных «школах» этюды и песенки одними половинными обычно не пишутся); по сути, дела ученик свое «чтение нот» начинает сразу с четвертных и даже вперемешку с восьмыми длительностями. При этом он не успевает последовательно и осознанно усвоить каждую из них и играет большей частью по слуху, с помощью педагога, а, не самостоятельно осознавая и высчитывая каждую долю такта.

Если к этому прибавить, что в начальном периоде обучения у ученика еще не устойчивы постановка и интонации, а педагог непрерывно делает много замечаний, то станет ясно, что для осознания и усвоения каждой длительности и их сочетаний ученик не может уделять достаточного сосредоточенного внимания. В тех случаях, когда педагогу этого удается добиться, получаются хорошие результаты: ученик в первый же год обучения будет свободно ориентироваться в группировках нот, что послужит прочным фундаментом для правильного чтения с листа в дальнейшем.

При этом необходима определенная последовательность. Например, так же, как ребенок сначала учиться говорить слова, а потом только читать и писать их, так и при обучении музыке ученик должен научиться сначала, чисто петь без нот, а затем уже сольфеджировать по нотам. Можно начать с целых нот, отсчитывая каждую четверть, движением руки, добиваясь его координации с протяженностью звука, который поет ученик. Таким же способом усваивается длительность половинных нот, и только после этого рекомендуется перемежать обе длительности: например, один такт – целая нота, второй – две половинные и т. д. Материалом для пения пока может служить хотя бы до-мажорная гамма. Далее, изучая четверти, следует петь по нотам выученные ранее песенки, написанные четвертями («Петушок», «Как пошли наши подружки» и другие).

Первый год обучения насыщен таким громадным числом изучаемых навыков, что не будет особым ущербом, если ограничиться прохождением в году, лишь трех длительностей – целых, половинных и четвертей. Только при очень хорошем их усвоении можно познакомить ученика с восьмыми. Этого правила, начинающие педагоги обычно не придерживаются, рано применяют восьмые, не придают особого значения прочному усвоению каждой длительности, не используют метод предварительного музицирования, сольфеджирования, а сразу дают играть ученику по нотам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученик будет плохо ориентироваться в счете, и чем дальше, тем хуже.

Желательно, чтобы первое время ученик играл на виолончели без нот, пока будут усвоены постановочные навыки. С элементарным счетом он встречается независимо от нот, когда водит смычком по открытым струнам. Педагог упорядочивает его движения во времени, отсчитывая вслух две равномерные единицы на один смычок, что соответствует половинной ноте. И только тогда, когда освоена постановка обеих рук, когда ученик интонационно чисто играет тетрахорд, можно перейти к игре по нотам уже знакомых песенок, которые он пел, но желательно выбрать такие, которые написаны половинными нотами. Ученик сыграет их без затруднения, так как тянуть звук по две четверти привык.

Когда будут хорошо усвоены необходимые навыки на данном этапе, можно переходить к игре медленными четвертями. Это так же не составляет трудности, так как те же ноты идут ровно, равномерно, только немного быстрее. Трудность начинается тогда, когда половинные и четвертные перемежаются в одном такте.

Для сравнения этих длительностей проще всего выбрать нотный материал, в котором первая нота будет половинная, а затем - две четверти, и во время игры просчитать вслух ученику очень ритмично эти четыре четверти, следуя за тем, чтобы движения рук только совпадали со счетом.

Постепенно у ученика разовьется этот рефлекс на время, и ко всем предыдущим представлениям о каждой ноте (ее звучании, высоте, ее месте на грифе) присоединяется представление о ее длительности и чередовании длительностей. Так систематично нужно приучать ученика к каждой новой длительности новой комбинации длительностей, тщательно подбирая для этого новый материал.

Очень полезно также, чтобы ученик научился без инструмента быстро группировать метроритмический рисунок нот на указание доли в такте, отделяя в нотах каждую четверть.

Таким образом, затруднения в ритме уже в первом году обучения происходят от многих причин:

1. непоследовательного прохождения навыков;

2. непрочного усвоения каждой длительности;

3. завышенного репертуара;

4. неосознанного прочтения нот;

5. неумения смотреть вперед.

В результате воспитывается шаткая основа для чтения нот с листа в дальнейшем.

Вторая причина, осложняющая прочтение текста, - это обилие знаков альтерации.

Нетрудно заметить, что многие ученики начинают играть новый текст, не глядя на ключевые знаки, не определяя тональности, а ориентируясь на свой мелодический слух, и в результате допускают ошибки. Это первое упущение со стороны педагога, не приучившего ученика определять тональность прежде, чем что-либо играть.

Далее, не секрет, что в детских музыкальных школах многими педагогами не проходятся с учениками все тональности в гаммах, а тем более на этюдах. Отсюда и возникают затруднения в период прочтения нот с листа.

И, наконец, третья причина, связанная с аппликатурой.

Почему ученики, читая с листа, предпочитают все играть в первой позиции? Потому что они ее хорошо знают, а остальные позиции знают хуже, если каждую из них проходили в классе недостаточно основательно.

Вывод напрашивается сам собой: необходимо каждую позицию изучать не менее тщательно, чем первую; тогда отпадает трудность использования их при чтении с листа. То есть вопрос аппликатуры в нотах связан со знанием позиций и их смены. Кроме того, педагоги часто злоупотребляют обозначением аппликатуры в нотах, желая облегчить ученику работу. Это приучает учеников к пассивности, и, если аппликатура не указана, они, естественно, испытывают затруднение, так как не привыкли думать сами.

Более рационально было бы не подписывать пальцы, а обозначать позиции. Выставленная педагогом позиция обязывает хорошо знать ее. Обозначения позиций вместо пальцев являются прекрасной повседневной тренировкой, а отсюда – и большим облегчением в аппликатурной ориентировке во время чтения нот с листа.

Если с первого года обучения обращать максимальное внимание на прочтение усвоения каждого нового навыка, и проходить навыки в строгой последовательности, то чтение нот с листа не будет вызывать трудностей, оно явится как бы подведением итогов усвоения пройденного. Нужно приучить ученика, прежде чем начать читать предложенный текст, определить тональность, размер, темп, быстро окинуть взглядом нотный текст произведения, его фактуру. Только после такого предварительного ознакомления с произведением следует начать его играть.

Еще один существенный элемент навыка чтения с листа, который связан с эмоционально-волевыми моментами процесса чтения. Это - установка на неожиданное, готовность к внезапным поворотам и сдвигам в развитии текста, идут ли они по линии метра, ритма, ладотонального развития, фактуры, регистра, динамики, артикуляции, или по нескольким линиям одновременно. «Скачкообразное» развитие текста значительно увеличивает сложность его передачи. Здесь приобретает особое значение внимание, воля, подвижность и сила нервных процессов исполнителя.

Серьезное внимание надо уделять артикуляционным, динамическим, агогическим и другим характеристикам текста, имеющим непосредственное отношение к выразительности и осмысленности исполнения.

Может возникнуть вполне закономерный вопрос: является ли равномерное развитие всех навыков чтения с листа обязательным условием свободного чтения?

Как правило, элементы, составляющие навык, развиты неодинаково. Это бывает обусловлено и особенностями дарования, и характером практической работы учеников. Нормальное функционирование навыка становиться возможным, несмотря на слабость отдельных его звеньев, благодаря гибкости и пластичности человеческой психики. Эта гибкость, приспособляемость организма обеспечивает функциональной системе возможность саморегуляции, при которой недостаточно развитые элементы компенсируются за счет других. Например, поверхностное знание того или иного стиля компенсируются способностью быстро ориентироваться в нотном тексте; недостатки, связанные с двигательной реакцией, могут восполняться умением воспринимать фрагменты значительной протяженности и заблаговременно готовиться к действию.

Эффективность занятий чтения с листа во многом зависит от того, удается ли педагогу вызвать у учащихся живой интерес к игре по нотам. Результатом этих занятий должна явиться воспитанная потребность познавать новое, постоянно музицировать, знакомиться с музыкальной литературой. Подбор и расположение нотного материала должны подчиняться двусторонней задаче: обеспечить достаточную начитанность музыканта в разных стилях музыки и – с другой стороны – развить у него динамическое мышление, то есть воспитать внимание к всевозможным неожиданностям в музыкальном тексте. Эти два фактора и определяют в конечном счете искусство чтения нот с листа.

 

 

Список используемой литературы

 

Ф. Брянская «Навык игры с листа и принципы его формирования»

В. Крюкова «Музыкальная педагогика»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: