Euthanasia in the worldview field of orthodoxy and humanism




Философия

Эвтаназия в мировоззренческом поле православия и гуманизма

Г.Д Преображенский

Саратовский Национальный Исследовательский

Государственный Университет

имени Н.Г. Чернышевского

поступила в редакцию 4 июля 2018 года

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема эвтаназии в контексте мировоззренческих оснований гуманизма и православной церкви. Приводится аргументация в пользу священности дара жизни человека и неприемлемости совершения самоубийства под какими-либо предлогами или формами. На основании проведенного исследования делаются следующие выводы: к XX веку христианство утрачивает свои позиции и теперь его пытается подменить цивилизация техногенно-гедонистического толка, подкрепленная идеями гуманистического характера, которая все свои задачи и цели сводит лишь к обеспечению комфорта и благополучия в этой жизни. С таких позиций старость и болезни становятся «побочными эффектами» человеческой жизни, которые лишь мешают брать от жизни все. Тогда и возможно «милосердное убийство»- эвтаназия.

Ключевые слова: эвтаназия, теоцентризм, антропоцентризм, теология, самоубийство, гуманизм.

Abstract: This article deals with the problem of euthanasia in the context of the ideological foundations of humanism and the Orthodox Church. The author argues for the sanctity of the gift of human life and the inadmissibility of committing suicide under any pretexts or forms. On the basis of the conducted research the following conclusions are made: by the 20th century Christianity is losing its positions and now it is trying to replace the civilization of technogenic-hedonistic sense, supported by ideas of humanistic nature, which all its tasks and goals are reduced only to providing comfort and well-being in this life. From such positions, old age and disease become "side effects" of human life, which only prevent taking everything from life. Then maybe "mercy killing" is euthanasia.

Ключевые слова: euthanasia, theocentrism, anthropocentrism, theology, suicide, humanism.

 

Euthanasia in the worldview field of orthodoxy and humanism

 

Стремительное развитие прогресса в области биомедицинских технологий ставит перед человечеством все новые и новые проблемы. Увеличивая возможности медицины, прогресс способствует возникновению таких случаев, когда необходимо сделать выбор. Таким образом, возникает много рисков. К ним без сомнения можно отнести и проблему эвтаназии.

Этот вопрос волнует общество ещё с древних времен. Однако, следует заметить, что в XX веке эвтаназия, как проблема, вышла на государственный уровень. В настоящее время она легальна в большинстве стран Западной Европы, а так же в некоторых штатах Америки, в Канаде и других странах.

В западном обществе, на протяжении уже нескольких десятилетий, тема «добровольного ухода из жизни» вызывает неоднозначную реакцию, как со стороны теологов, так и со стороны политических деятелей. Особое внимание к этой проблеме возросло с развитием технических возможностей в области поддержания жизни неизлечимо больных.

Очевидно, в этом нашло отражение процесса секуляризации развившегося в XIX-XX столетиях. На место христианской этики приходит абстрактный гуманизм: с одной стороны нравственные законы утрачивают абсолютный статус заповедей, а с другой стороны этические проблемы в частности болезни, жизни и смерти, разрешаемые в христианстве, остаются без решения.

Думается, что актуальность исследования определяется потребностями религиозно – философского осмысления антропоцентрического и теоцентрического мировоззрения по вопросу нравственных проблем эвтаназии. Насколько известно, эвтаназия, как новейший способ медицинского решения проблемы умирания уже вошла в практику современного здравоохранения под натиском двух главных факторов. Первый фактор – прогресс в медицине, в частности, это влияние развития реаниматологии, которая позволяет «затормозить» или вовсе остановить смерть больного. Второй фактор, – это, так называемая, смена ценностей и моральных норм в нашем обществе, в центре которых стоит идея «защиты» человека и в частности его прав [9, c. 45-47]. Воздействие этих факторов на динамику подходов к проблеме эвтаназии требует изучения этой проблемы.

В настоящее время все больше стран принимают законы о применении активной или пассивной эвтаназии к тяжелобольным пациентам. Но есть и такие случаи, когда врачи намеренно отключают больных от аппаратов поддержания жизни, без согласия законных представителей – такие действия не относятся ни к одному виду эвтаназии, а классифицируются как преднамеренное убийство. К примеру, случай с младенцем Чарли Гардом, произошедший в 2017 году в Великобритании, его болезнью заинтересовался американский лидер Дональд Трамп, предложивший бесплатную помощь в Америке, не остался равнодушным и Папа Римский. Но врачи цинично обратились в суд Англии, по постановлению которого ребенка родителям не отдали, лишив тем самым ребенка шанса на выживание. Аналогичный случай произошел в 2018 году с двухлетним Элфи Эвансом, когда мальчик находился в состоянии тяжелой болезни, британские врачи отказались его лечить и обратились в суд с просьбой отключить его от аппарата. Суд одобрил решение врачей. И даже не смотря на то, что свою помощь снова предложил Папа Римский Франциск, малыша родителям не отдали и отключили от аппарата, но чудесным образом Элфи выжил и начал дышать самостоятельно [7].

Эти события позволяют говорить о том, что данная тема является чрезвычайно актуальной для теологии, поскольку уже сейчас врачи полагают, что у них есть абсолютное право решать за Бога, кому жить, а кому необходимо непременно умереть. Причем, в отдельных странах никто не сможет повлиять на решение врачей и помочь несчастному больному, никто, ни президенты, ни духовные лидеры.

Как известно, первой страной разрешившей эвтаназию на законодательном уровне стали Нидерланды в 2001 году. В 2002 она была разрешена уже и в Бельгии. Здесь же можно приобрести специальные наборы «убийства». Они продаются во всех аптеках, где есть соответствующее разрешение. До недавнего времени умереть быстро и безболезненно мог получить право каждый житель страны, достигший 18 лет, а буквально в 2014 году Парламент Бельгии разрешил и детскую эвтаназию [2]. В 2009 году пассивная эвтаназия была официально разрешена в Германии. А в ноябре 2015 года парламент страны одобрил и активную эвтаназию [1]. Помимо Германии эвтаназию законодательно утвердили правительства стран Канады и Мексики [3].

А уже в июне 2017 года в Саратовской области в местных СМИ – на радиостанции «Радиола»- граждан нашей страны приглашали в Швейцарию с целью совершения эвтаназии, а на местном телевидении показывали ролик с заявлениями родственников больного (вдовы и дочери), совершившего эвтаназию весной этого же года в Швейцарии. В настоящее время для этой цели здесь действует организация Дигнетас. Она основана в конце 90-х годов прошлого столетия швейцарским юристом Людвигом Минелии. В ней неизлечимо больные люди и инвалиды с тяжёлыми невыносимым формами имеют возможность покончить с жизнью, путем ассистируемого самоубийства. И, хотя в Дигнетас за такой медицинской услугой обращаются кроме граждан Швейцарии еще и граждане Германии, но в 2015 году к этой услуге прибегли уже более 300 граждан Англии. По некоторым данным, с момента основания организации по начало 2017 года, россиян среди клиентов Dignitas было двое. Оба сделали ассистированное самоубийство в 2014 году [12].

Но как не странно, по данным социологических исследований, которые проводились в Западных странах: против эвтаназии выступают именно те, для кого и хотят ее ввести - сами тяжелобольные и инвалиды. Они боятся, что они будут первыми, кого коснется этот «закон смерти» [5, c. 221-224].

Возникает вполне закономерный вопрос - почему все это происходит на Западе? Думается, что в ответе на данный вопрос нужно обратиться, прежде всего, к теологии, а в частности к выяснению мировоззренческих оснований. Западная Европа со времен Ренессанса основывалась на антропоцентрическом мировоззрении - в центре которого всегда стоял человек. Отсюда понятно, почему на Западе так распространен индивидуализм, персонализм и ориентация на соблюдение прав человека. «Автономия индивидуума становится идеологемой, целью и своего рода религией. Это показывает нам банкротство общества. Люди на Западе никогда не были столь материально «озабоченными» и столь недовольными жизнью, злыми» [4]. Все это объясняется тем, что антропоцентрическое мировоззрение рассматривает человека как центр мироздания, поэтому все нравственные ценности являются производными потребностей и интересов человека. А поскольку у каждого человека потребности индивидуальны, постольку и нравственные ценности приобретают личностный характер, а это значит, что и нравственные ценности будут относительны. В качестве аргументов своей позиции относительно допустимости эвтаназии современные гуманисты приводят следующие положения:

1. Абсолютная автономия человеческой личности, не зависящая от высших авторитетов.

2. Стандарт качества жизни каждого отдельного индивида.

3. Изнурительные и бессмысленные страдания тяжелобольных.

4. «Дискриминация» со стороны здоровых людей, у которых есть возможность покончить жизнь самоубийством, в отличие от тех больных, которые не могут самостоятельно передвигаться.

5.Нецелесообразная растрата государственного бюджета на поддержание жизни тяжелобольных пациентов [11, c. 21-33].

Но, как известно, позиция Православной Церкви по этому вопросу совершенно противоположная. Церковная форма теологии основана на теоцентризме, в центре которой всегда мыслился Бог. Он является совершенным существом, источником любви, жизни и блага. Человек при таком подходе рассматривается как творение Божие, и все вопросы, связанные с человеком, раскрываются через осмысления его связи с Богом. Именно поэтому, с этой точки зрения, нравственные ценности приобретают абсолютный характер, так как источником их является Бог. Жизнь по Его воли приближает человека к источнику всякого света и преображает человека. Исходя из православного учения, мы знаем, что жизнь и смерть человека находятся в руках Божиих, и никто не вправе распоряжаться ими самолично. Господь сам ведает, когда человеку нужно родиться, когда умереть. Праведников Господь призывает в тот момент, когда они готовы к вечной жизни, грешников, когда они достигают пределов беззакония. А тех, кто сам себя лишает жизни, Церковь считает страшными преступниками, грех которых не прощается Богом. Если человек предпочитает жизни - смерть, то он отворачивается от источника света, теряет благодать и становится противником Богу и добра. Так как Бог жизнетворит, а смерть является метафизическим выражением разрушения. А разрушение в этом плане проявляется как отпадение от жизнетворения.

Но как показывает культурно-исторический опыт, начиная с XX века, теоцентрическое мировоззрение перестает быть главенствующим, его теперь пытается заменить собой антропоцентрическое мировоззрение. Изменение мировоззрения повлияло и на нормы морали и на культуру в целом, вследствие чего у человечества изменилось отношение к своей смерти. Основным действующим фактором изменения отношения человека к своей жизни и смерти явился секулярный гуманизм, представители которого, с начала XX столетия и до настоящего времени, проводят активную пропаганду своих идей. Идея жизни без абсолютного авторитета является основным постулатом гуманистов новейшего времени, на котором они основывают право человека на все, в том числе, и на «легкую смерть». Неслучайно писателем Г. Чхартишвили XX век был назван «веком самоубийств» [10, c. 231], ведь именно в это время начинают формироваться суицидальные сообщества в поддержку эвтаназии, а Западные государства, поддерживая идеи гуманистов, проводят активную политику по легализации эвтаназии. Аморализация общества, начавшаяся в Западных странах, вызвала серьезную озабоченность у представителей Русской Православной Церкви.

В этом отношении следует привести аргументацию церкви относительно данной проблемы. Позиция Русской Православной Церкви к проблеме смерти и умирания основывается, прежде всего, на трудах святых отцов Церкви, в которых указывается, что жизнь человека не мыслится Церковью без Бога, без Его благодатного водительства. Жизнь человека священна, и никто не вправе распоряжаться ей по своему собственному усмотрению. А связанные с процессом ухода человека в иной мир страдания, представители Церкви рассматривают как попущенные Богом. Предсмертные страдания, не превышающие порог терпимости, носят благодатные действия, которые заключаются в обращении больного к Богу, а также в очищении и искуплении его бессмертной души. Все виды страданий, как известно, почти всегда связаны с перенесением физической боли, которая в свою очередь может содействовать духовному подъему. Человек с помощью страданий понимает свое не достоинство, свою греховность и нравственную немощь [6, c. 123]. Все отцы Церкви сходятся во мнении, что мученический венец, в том числе и страдания - попускаются Творцом, чтобы человек очистился от своих грехов и обратился к Богу. Исходя из этого, Церковь не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации, так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных, даже если они об этом просят [8, c. 89-92]. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал пропаганду эвтаназии «сатанизмом» и высшим проявлением отпадения человека от творца. Исходя из этого, Русская Православная Церковь не признает попытки легализации эвтаназии, как противоречащие христианскому вероучению.

Подводя итог вышесказанному необходимо заметить, что к XX столетию христианство утрачивает свои позиции и теперь его пытается подменить цивилизация техногенно-гедонистического толка, которая все свои задачи и цели сводит лишь к обеспечению комфорта и благополучия в этой жизни. Характер этой цивилизации выражен, прежде всего, в концепции потребительского общества. Отсюда происходит ориентация на потребление материальной продукции созданной уже не человеком. О духовных же составляющих человеческой жизни стараются не говорить вовсе, они уже стали лишними и от них пытаются избавиться. А старость и болезни стали теперь «побочными эффектами» человеческой жизни, которые лишь мешают брать от жизни все. Тогда и возможна эвтаназия.

Исследуя негативные явления, связанные с эвтаназией, которые обнаруживаются в медицинской практике в Западных странах и в России, можно предположить развитие отрицательных последствий неконтролируемых форм развития легкой смерти. Это начало пути вниз, вмешательство в грани человеческой жизни, лишенное ценности нравственных оснований, которое неизбежно будет порождать рост криминальных ситуаций и проблем.

Думается, что если не воспрепятствовать данному процессу сейчас, то в ближайшем будущем человечество может столкнуться с такой проблемой, когда утилизация неполноценных детей, стариков и людей с ограниченными возможностями, которая была присуща древним цивилизациям, войдет в норму нашей жизни.


 

Список использованных источников

 

1. В Германии разрешили эвтаназию [Электронный ресурс] / Корреспондент.net [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://korrespondent.net/world/3586321-v-hermanyy-razreshyly-evtanazyui (дата обращения: 5.02.2017). Загл. с экра-на. Яз. рус.

2. Бархатова Н. В. Бельгии разрешили эвтаназию детей [Электронный ресурс] / Н. В. Бархатова // Новости Майл. ру [Электронный ресурс]: [сайт].

3. В Мехико легализовали марихуану и разрешили эвтаназию [Электронный ресурс] / Корреспондент.net [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://korrespondent.net/world/3810813-v-mekhyko-lehalyzovaly-marykhuanu-y-razreshyly-evtanazyui (дата обращения: 6.02.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.

4. В Нидерландах врачи не справляются с запросами на эвтаназию [Электронный ресурс] / Риа Новости [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://ria.ru/religion_news/20170329/1491057213.html (дата обращения: 29.03.2017). Загл. с экрана. Яз. рус.

5. Зыбкая грань или опасная сделка..? (Этические проблемы в медицине). – М.: Издательство Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2007. – 456 с.

6. Иоанн (Шаховской), архиеп. О тайне человеческой жизни / архиеп. Иоанн (Шаховской). – М.: ЛОДЬЯ, 1999. – 192 с.

7. Миклашевский С. Д. Суд Британии постановил отключить смертельно больного ребенка от системы жизнеобеспечения [Электронный ресурс] / С. Д. Миклашевский // ТАСС [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: https://tass.ru/obschestvo/5123796 (дата обращения: 11.11.17). Загл. с экрана. Яз. рус.

8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. –160 с.

9. Силуянова И. В. Этика врачевания. Современная медицина и Православие. / И. В. Силуянова. –М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. – 319 с.

10. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство / Г. Чхартишвили. – М.: Новое литературное обозрение, 2000. – 576 с.

11. Хамфри Д. Когда суицид рационален // Человек. – 1992. –№6 (6).
– С. 21 – 34.

12. Pratchett T. (2011) Choosing to Die [Электронный ресурс]: документальный фильм «Выбирая смерть» Терри Пратчет / T. Pratchett // YouTube [Электронный ресурс]: видеохостинг. URL: https://www.youtube.com/watch?v=dkeIBg0xfro (дата обращения: 10.01.2018). Загл. с экрана. Яз. Рус.

 



Саратовский Национальный Исследовательский

Государственный Университет

имени Н.Г. Чернышевского

Преображенский Г.Д.,

магистр богословия

p.g.d@bk.ru

Тел:.89873873288

Saratov National Research

State University

behalf of N.G. Chernyshevsky

Preobrazhensky G.D.,

master of theology.

p.g.d@bk.ru

Tel:.89873873288


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: