Социально-трудовая адаптация и профориентация подростков.




 

Перспективной технологией социально - трудовой адаптации подростков является подготовка их к предпринимательской деятельнос­ти. Циклы соответствующих дело­вых игр для подростков проводят­ся в Москве. Практика подготовку подростков к предпринимательс­кой деятельности убедительно до­казала эффективность такой рабо­ты. Некоторые проекты, такие, как 'Организация швейной мастерс­кой" и "Издание малотиражной га­зеты" были доведены до стадии реализации.

Анализ тенденций занятости и со­циально-трудовой адаптации под­ростков в регионах России показал многообразие различных техноло­гий оказания им социальных услуг. Общий положительный результат складывается из деятельности многочисленных местных сооб­ществ на территории страны. Нельзя не остановиться и на соци­альных технологиях, используемых для работы с "детьми улиц". Инте­ресные результаты получены в рамках международной программы "Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию". В этой программе в масштабах од­ного муниципального округа сфор­мированы и применены ряд инно­вационных технологий, направлен­ных на создание территории, сво­бодной от детского труда. В рам­ках российско-шведского проекта "Открытые формы социальной ра­боты" создано Социальное бюро, аккумулирующее с помощью раз­нообразных методов информацию обо всех обездоленных детях. Здесь же при участии Русской Пра­вославной Церкви создан неправи­тельственный приют "Дом мило­сердия", впоследствии трансфор­мировавшийся в социально-реабилитационный центр. Успешно действует Социальный пункт для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, где предлагается бесплатное питание и вещевая помощь, оказывается правовая помощь и содействие в получении подходящей работы. Образовательные школы округа также актив--: включены в работу. Созданы специфические образовательные технологии - школы социальной •направленности, такие, как "Школа первой профессии", "Школа инди­видуального обучения", "Школа ремесел и искусств", в которых боль­шое внимание уделяется трудовой адаптации детей. Весьма перспективной социальной технологией является привлечение студентов Петербургского университета к ра­боте с подростками. В рамках Центра научно-практической соци­альной работы и студенческих ини­циатив); разрабатываются студен­ческие волонтерские проекты со­циального сопровождения ребенка группы риска "Студент - ребенку". Работает система социальных гос­тиниц, являющаяся ступенью к са­мостоятельной жизни.

Важнейшей задачей является создание целостной, социально-ориентированной и эффективно действующей системы социально-трудовой адаптации и занятости подростков, включая вторичную занятость учащихся, которая долж­на обеспечивать решение широко­го спектра следующих задач:

-содействие добровольному тру­доустройству подростков, в том числе желающих работать в сво­бодное от учебы время, на рабочие места, соответствующие их воз­можностям;

-содействие личностному и про­фессиональному становлению подростков;

-соблюдение трудовых прав под­ростков;

-адаптация подростков к требо­ваниям современного рынка труда;

-согласование интересов подро­стков, предъявляющих спрос на рабочие места, и работодателей;

-поддержка работодателей, соз­дающих рабочие места для подро­стков, соответствующие их воз­можностям.

Решение этих задач позволит мо­лодым людям в новых социально-экономических условиях правиль­но использовать свой трудовой по­тенциал и найти свое место на рынке труда, снизит социальную напряженность среди этой катего­рии населения.

Ограниченность финансовых средств, другие объективные и субъективные причины требуют новых форм работы со слабозащи­щенными категориями населения, к которым относятся и несовер­шеннолетние. Дефицит государ­ственного бюджета и фатальная нехватка денег на социальную сферу давно уже стали привычным явлением. Поэтому необходима разработка технологий, с помощью которых проблему занятости детей и подростков можно было бы ре­шить посредством различных форм занятости, не требующих избыточного финансирования, с привлечением всех возможностей общества. При этом необходимо учитывать, что формированию рос­сийского рынка труда присущи территориальные различия в набо­ре и остроте проблем. Это порож­дает разнообразные подходы к их решению, а также к финансирова­нию программ. Поэтому необходи­мо поощрять проекты, которые учитывают местные потребности, а также мобилизуют и эффективно используют местные ресурсы, в том числе поддерживаемые НПО.

Создание соответствующих воз­можностей занятости для подрост­ков необходимо рассматривать в контексте программ занятости для всех трудящихся. Этот вывод име­ет важное значение, поскольку усилия по улучшению положения с занятостью и социально-трудовой адаптацией подростков, как в ко­личественном, так и в качествен­ном отношении, должны быть не­отъемлемой частью более широких национальных усилий в области оказания социальных услуг населе­нию.

Приоритетная задача социально-трудовой адаптации - формирова­ние условий для участия детей и подростков в общественно полез­ном труде, повышающем уровень их социальной защищенности. Ос­новным условием, определяющим социальную допустимость занятос­ти несовершеннолетних, является обеспечение сочетания продуктив­ного и приносящего доход труда с получением профессиональных на­выков, знаний и личностным ста­новлением.

Важнейшая роль в процессе со­циализации подростков принадле­жит технологиям оказания услуг в сфере профориентации, которые должны обеспечить согласован­ный, с точки зрения личности и об­щества, выбор профессии и места работы. Избранная в соответствии с природными склонностями и од­новременно с учетом потребнос­тей рынка труда профессия, когда это касается всей совокупности вступающих в трудовую жизнь мо­лодых людей, способна превра­титься в фактор существенного роста эффективности труда, дать молодежи чувство удовлетворен­ности своей трудовой деятель­ностью, способствовать предотв­ращению безработицы.

В условиях рыночных отношений акценты в проф.ориентационной работе должны быть смещены, поскольку необходим учет не толь­ко способностей и склонностей молодых людей, их реальных воз­можностей, но и трудовой конъюнктуры. Необходимо сформировать у молодых убеждение в том, что обоснованный выбор профессии облегчит трудоустройство, позволит достичь необходимого "Заработка и общественного прес­тижа, даст возможность сохранить свое рабочее место. В то же время необоснованно избранная профес­сия повышает шансы молодых лю­дей попасть в число безработных. Большое количество молодых лю­дей выбирает профессию под влиянием случайных обстоятельств. Основными причинами низкого уровня профориетированости молодежи яв­ляются неразвитость се­ти специализированных центров, нехватка нужных специалистов, невнимание многих предприятий и учебных заведений к этому вопросу. Укрепление и развитие сети Центров социально - трудовой адаптации может реально способ­ствовать решению проблемы профессиональ­ной ориентации молоде­жи в числе особо слож­ных и актуальных проб­лем, стоящих перед Центрами социально-трудовой адаптации, - работа с трудными подростками, состоящими на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, подростками – наркоманами. В последнее время все острее ощущается потребность в научно-методических материалах и рекомендациях по работе с труд­ными подростками, учитывающими имеющийся российский и зару­бежный опыт.

Совершенствование технологий занятости подростков - проблема, требующие одновременного реше­ния долговременных, перспектив­ных задач, направленных на фор­мирование у несовершеннолетних адекватных мотиваций к труду и позитивных ценностных ориента­ции, и задач текущих, касающихся трудоустройства ищущих работу подростков и оказания им социальной помощи. Переплетение и взаимообусловленность этих задач предопределяют выбор направле­ний создания системы социально-трудовой адаптации и занятости подростков, наиболее актуальны­ми из которых нам представляются следующие:

Для расширения сферы приложения труда и развития трудовой занятости детей и подростков необходимо:

1. Уточнить перечень сфер дея­тельности, являющихся предпочти­тельными для организации заня­тости подростков.

2. Установить порядок выде­ления кредитов из местных бюдже­тов, предоставляемых образова­тельным учреждениям в случае, если они создают рабочие места, соответствующие профилю обуче­ния и возможностям учащихся.

3. Расширить практику суб­сидирования оплаты труда при трудоустройстве учащихся на рабочие места, создаваемые в учеб­ных заведениях, если они соответ­ствуют профилю обучения и воз­можностям учащихся.

4. Совместно с органами уп­равления образованием и органа­ми труда и занятости изучить воз­можности организации подростко­вых производств на базе учрежде­ний профессионального образова­ния и учебно-производственных комбинатов.

5. Провести экспертизу воз­можности создания детско-взрослых производств на базе действу­ющих учреждений дополнительно­го образования, досуговых цент­ров (детских клубов).


Заключение

 

Влияние работы на развитие подро­стка (физическое, познавательное, эмоциональное, нравственное) - глав­ный критерий, позволяющий устано­вить, когда труд из позитивного фак­тора превращается в свою противопо­ложность. Наши исследования свиде­тельствуют, что работа подростков за­частую приводит к недопустимым фи­зическим нагрузкам или социально -психологическому стрессу. Так, 70,3% работающих подростков устает на ра­боте, в том числе 14,6% - очень. Це­лый ряд оценок подтверждает, что подростки иногда работают слишком продолжительное время. В результате им зачастую не хватает времени для учебы и полноценного отдыха (43% опрощенных). 10,8% работающих под­ростков "постоянно испытывают не­достаток времени для отдыха и уче­бы". Кроме того, избыточная трудовая занятость учащихся непосредственно влияет на успеваемость, снижая ее Работающие подростки ориентирова­ны на быстрое вступление в трудовую жизнь. Интенсивная работа снижает их потребность в образовании, меняет структуру досуга.

Наличие достоверных данных отно­сительно количества работающих де­тей также является неотъемлемой частью организации целостной систе­мы занятости. Их достоверность име­ет решающее значение в определении приоритетных групп, разработке це­лей, составлении реалистичных прог­рамм и измерении результатов. Сис­тема данных не должна быть перегру­жена излишней информацией, требу­ющей больших затрат на ее сбор и анализ.

Подростки зачастую сталкиваются с неудовлетворительными условиями труда на своих рабочих местах. Трудо­вая инспекция выявила ряд наруше­ний трудового законодательства в от­ношении их на предприятиях.

Необходимость разработки спе­циальных технологий занятости в отношении подростков обуславли­вается наличием у них существен­ных особенностей, выделяющих их в специфическую группу общества с соответствующими потребностя­ми и интересами. С одной сторо­ны, у подростков есть те же права, что у взрослых - гражданские, со­циальные, культурные, политичес­кие. С другой - обязанностью об­щества является защита подростка от выполнения работы, представ­ляющей опасность для его разви­тия.

Поэтому в основе разработки всех технологий занятости подро­стков должна лежать идея о том, ^ что лишь та работа, которая прино­сит пользу, стимулируя или укреп­ляя физическое, умственное, ду­ховное развитие подростка, без ущерба для учебы, досуга и отды­ха, является допустимой. В то же время общество обязано в корне 1ресекать такие формы занятости совершеннолетних, когда:

-работа приводит к недопусти­мым физическим нагрузкам или социано- психологическому стрессу;

-подростки работают полный рабочий день или чересчур продол­жительное время;

-работа мешает образованию;

-трудовая деятельность осущес­твляется при неудовлетворитель­ных условиях труда;

-характеризуется несоответствующей оплатой труда;

-работа имеет недопустимые формы унизительного труда или сексуальной эксплуатации;

-работа мешает всестороннему социальному и психологическому развитию.

Что касается развития законода­тельной базы, недопустимые фор­мы труда детей в трудной жизнен­ной ситуации не могут быть иско­ренены только законодательными действиями. Но и без этого реше­ние проблемы невозможно. Конт­роль за соблюдением законода­тельства, точно определяющего минимальный возраст для вступле­ния в занятость, получение обяза­тельного (базового) образования, запрещение детского труда на опасных производствах, в опасных условиях труда, когда это мешает получению образования, отнимает здоровье и тормозит развитие де­тей, должен осуществляться обя­зательно.


[1] Вайзман Н. Реабилитационная педагогика.-М., 1996. с.140-141.

[2] Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. М., 1994. с. 47.

[3] Социальная помощь детям. М., 1994. с. 86.

[4] Филонов Л. Б. Технология установления контакта с дезадаптивированными подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт реабилитации подростков в современных условиях. М., 1994. с. 124.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: