Сравнительный анализ стратификации современного Российского общества и стратификации развитых стран.




Тема: «Социальная структура и стратификация современного Российского общества»

Необходимо сформировать рабочие группы (примерное число студентов в рабочей группе см. в описании ниже) и подготовить сообщения по указанным ниже темам.

Темы для сообщений:

1) Социальная структура современного Российского общества;

Для подготовки к данному вопросу требуется привлечь статистику и данные переписи и социологических исследований и охарактеризовать Российское общество по следующим подструктурам:

a. социально-демографическая

b. социально-этническая

c. социально-профессиональная

d. социально-корпоративная

e. социально-территориальная.

 

Т.е. требуется по демографической подструктуре охарактеризовать половозрастной состав России (количество мужчин и женщин, детей, молодежи, взрослого и пожилого населения), по этнической подструктуре – этнический состав России (численность основных этнических общностей (национальностей, народностей и проч.), по корпоративной и профессиональной - какая часть населения занята в каких отраслях экономики, каким типом труда заняты (высококвалифицированный, низкоквалифицироанный и т.д.), какой уровень образования, кол-во профессиональных ассоциаций и т.п. по территориальной - в какой части страны, какая доля населения проживает, как они распределяются по типам поселений (село, город: малый, большой и т.д.).

Время выступления - не больше 15 минут.

Рабочая группа от 2 до 4 человек, если одна группа готовится по всем вопросам, также можете разделить вопросы между двумя рабочими группами: например, 2 человека из одной академической группы - готовят сообщение по a, b, e, а 2 человека из другой академической группы по c, d.

Социальная стратификация: сущность понятия, параметры (критерии), исторические типы социальной стратификации и иные типы стратификационных систем.

К данному вопросу семинара предлагается индивидуально или в парах подготовить сообщение. Требуется выбрать любое произведение (литературное, кинофильм, мультфильм, анимэ, сериал, компьютерную игру и т.д.), в котором подробно описывается социальное устройство реального или вымышленного мира. Ваша задача кратко (постарайтесь выбрать только релевантную информацию, рассказывать полностью сюжет книги или фильма не надо, только ту часть, которая касается описания общественного устройства) и ясно представить Вашим одногруппникам данное социальное устройство, в т.ч. обозначить выделяемые социальные слои и группы (для этого рекомендуется создать презентацию MS PowerPoint или раздаточный материал объемом не более 1 стр.). На семинаре будет проходить групповой анализ типа социальной стратификации описанного Вами мира по указанным ниже параметрам. После группового обсуждения авторы презентации представляют свой краткий анализ стратификации по следующим параметрам (рекомендуется для наглядности сделать это в презентации или на доске):

· Критерии дифференциации социальных слоев и групп (см. в лекции вопрос исторические и иные типы стратификационых систем);

· На основании выделенных ранее критериев определить тип (как исторические, так и иные) стратификационной системы или смешение нескольких систем и закрытость/открытость общества в соответствии с возможностями мобильности;

· Источники становления данной системы (к примеру, источником рабства может быть завоевание, источником стратификационной системы в книге Дэвида Митчелла «Облачный атлас» является изобретение технологии создания клонов, источником стратификационной системы в серии книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере является появление магии и наличие/отсутствие магических способностей и т.п.);

· Способы и приемы закрепления стратификационной системы, барьеры (правовые нормы, обычаи, государственный аппарат и т.п.);

· Тенденции развития стратификационной системы (стабильна ли она на данный момент или назревают определенные социальные изменения, которые приведут на Ваш взгляд к смене системы).

В итоге производим сравнение, насколько совпал анализ автора с анализом, который сделали все остальные студенты прямо на занятии после получения основной информации по выбранному миру.

К семинарскому занятию готовится не более 2 сообщений, сделанных либо 1 автором, либо в парах.

Время выступления - не больше 5 минут, время на выступление авторов по их анализу по параметрам - не больше 5 минут.

Сравнительный анализ стратификации современного Российского общества и стратификации развитых стран.

Для подготовки к данному вопросу семинара требуется ознакомиться со стратификационными моделями Российского общества (например, Заславской Т.И., Римашевской Н.М., Шкаратана О.И.) и стратификационными моделями развитых стран (например, классическая модель У.Л. Уорнера, описание стратификации в Великобритании в учебнике Э. Гидденса), исследованиями мобильности (например, исследования П. Блау и О.Д. Данкэна, С.М. Липсета и Р. Бендикса, Р. Эриксон и Д. Голдторп, описанные в учебнике Э. Гидденса), и представить их схематично на доске или в презентации (слои, их соотношение в процентах или по численности, их социально-демографический состав).

Сообщение готовит либо одна рабочая группа 4-6 человек, либо 1-я группа 2-3 человека - стратификация Российского общества, 2-я группа 2-3 человека - стратификация в Западных странах.

Время на сообщение 5-10 минут (описание обеих стратификаций - 10, описание каждой по отдельности - 5 минут).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: