Цель занятия: Уяснить понятия и виды средств исправление осужденных. Выработать представление об исправительном воздействии режима в исправительном учреждении, трудового и воспитательного воздействия на осужденных.
Основные вопросы
1. Исправление осуждённых как одна из основных целей уголовно-исполнительного законодательства. Понятие и нормативное закрепление. Виды основных средств исправления осуждённых.
2. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения. Внутренний распорядок в исправительных учреждениях.
3. Особенности режима в исправительных учреждениях разных видов (порядок и условия отбывания наказания в колонии-поселении, отбывание лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах, отбывание наказания в воспитательных колониях, порядок и условия исполнения наказания в виде ареста и ограничения свободы, особенности исполнения пожизненного лишения свободы).
4. Меры безопасности и основания их применения при исполнении наказания в виде лишения свободы.
5. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения как отражение принципа дифференциации и индивидуализации наказания.
6. Правовая природа труда осуждённых и его цели. Правовое регулирование труда осуждённых.
7. Воспитательное воздействие на осуждённых: понятие и значение. Задачи, формы и методы воспитательной работы с осуждёнными.
8. Особенности правового регулирования общего образования и профессиональной подготовки осуждённых. Их роль в достижении целей и задач, поставленных перед уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
9. Понятие, содержание и основные формы общественного воздействия на осуждённых.
Задачи
1. При посещении исправительной колонии строгого режима прокурор получил письменную жалобу от осужденного Казаринова, отбывающего лишение свободы в этой ИК в строгих условиях, о нарушении его законных прав по расходованию имеющихся на его личном счете денег для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости. Деньги, в расходование которых на эти цели ему было отказано начальником ИК, ему поступали по переводу, присланному женой. Подлежит ли удовлетворению жалоба?
2. 16-летняя осужденная Ходакова, отбывающая лишение свободы в воспитательной колонии, подала жалобу начальнику управления ФСИН субъекта Федерации по месту отбывания наказания на начальника воспитательной колонии, который отказал ей в длительном свидании с прибывшей к ней матерью. Мать Ходаковой приехала из соседней области и обращалась с этой же просьбой к начальнику воспитательной колонии, однако и ее просьба была отклонена в связи с тем, что Ходакова является злостным нарушителем режима, установленного в воспитательной колонии.
Вправе ли разрешить начальник управления ФСИН просьбу, если да, то, какое решение он должен принять по жалобе?
3. Осужденный к пожизненному лишению свободы Сандалов обратился к прокурору по месту дислокации исправительной колонии особого режима с жалобой на нарушение его прав. В жалобе он утверждал, что он не имеет взысканий. За два месяца трижды поощрялся. В связи с тем, что он встал на путь исправления, он просил в жалобе начальника колонии увеличить ему ежедневную прогулку до двух часов. Однако ему было отказано в удовлетворении просьбы. Каким должен быть ответ прокурора?
4. Осужденный Крамер, отбывающий лишение свободы, обратился с жалобой к прокурору, в которой просит отменить постановление начальника ИК об исчислении им срока отбытого наказания.
По утверждению Крамера, начальник ИК исключил из срока отбытого наказания время, в течение которого он находился в штрафном изоляторе, и продлил на это время срок отбывания им наказания. Обоснована ли жалоба осужденного?
5. Осужденный Фомин в жалобе на имя прокурора указал, что администрация колонии во время обыска незаконно изъяла у него джинсы, водительское удостоверение, перочинный нож, а также 500 руб., переданные ему женой во время длительного свидания.
Обоснована ли жалоба осужденного? На положениях каких нормативных актов должен быть основан ответ прокурора?
6. Осужденные исправительной колонии общего режима в количестве 150 человек отказались от выхода на работу. В связи с данным обстоятельством начальник учреждения ввел режим особых условий, в том числе осуществил перевод осужденных на одноразовое горячее питание. Правомерны ли действия начальника колонии?
Рекомендуемые темы докладов и выступлений:
1. Режим содержания осужденных к лишению свободы (выбрать один вид режима).
2. Средства обеспечения режима в местах лишения свободы.
3. Правовое регулирование трудовой занятости осужденных к лишению свободы (организация и оплата труда осужденных).
4. Воспитательная работа с лицами, лишенными свободы (задачи, формы, методы и содержание ее проведения). Самодеятельные организации осужденных.