Правление Петра после Великого Посольства.




Реформаторская деятельность Петра развернулась в первые годы Северной войны.

 

Царь стремился придать «регулярный» облик и всей стране и всему обществу. Орудием на пути к этому была государственная власть. Петр верил в ее способность реорганизовать общество для «общего блага» в силу разумно составленных регламентов. Самодержавная власть должна была стать важнейшим орудием проведения преобразований.

 

До Петра При Петре  
Реформа Гос-ного аппарата.  
Страной управляет Земский Собор (собрание представителей от всей земли) и Боярская Дума (совещательный орган), которые подчинялись царю, и их члены не несли ответственности за принятые решения. Петр создает Правительствующий Сенат (1711г.): задача – управле­ние страной, особенно в отсутствии царя; теперь каждый сенатор ответственен за выпущенные законы и приказы.  
Едиными органами управления финансами, военными и иностранными делами являлись приказы (1550), которые не имели четкого разделения обязанностей. Отсутствовали уставы и регламенты их деятельности. Членство в Думе определялось знатностью. Создание Коллегий (1717-1721г.г.): исполнительный орган госу­дарственного управления, от приказной системы отличался строгим распределением функций и обязанностей, четкой иерархией (штат-президент, вице-президент, советники, асессоры, секретари, нота­риусы, подьячие); вместо 50 приказов и канцелярий было создано 11 коллегий, важнейшими из них были коллегии, ведавшие ино­странными, военными и судебными делами.  
Царская власть передается от отца к сыну. Указ о престолонаследии (1722г.): теперь император мог завещать престол по своему усмотрению.    
Экономическая реформа  
В конце XVII столетия в стране функционировало 10-12 мануфактур. По городам были разбросаны небольшие мастерские, изготовлявшие инструменты и украшения для нужд царя и бояр. В деревнях господствовало натуральное хозяйство. В основном занимались мелкотоварным производством.   За период с 1696-1725 гг. было создано около 100 мануфактур; их количество увеличилось в 10 раз по сравнению с концом XVII века. В итоге Россия превратилась в экспортера промышленных товаров: железа, меди, полотна. Учреждение гильдий и цехов (1722 гг.): поощрение торговли и частного промышленного предпринимательства, появление промышленного сословия, объем морской торговли вырос в 4 раза. Передача государственных предприятий в частные руки: Невьянский и Тобольский заводы Никиты Демидова – за период 1700-1725 гг. выплавка чугуна в стране увеличилась со 150 тыс. до 800 тыс. пудов в год.  
Преобразования в сфере культуры и науки  
Россия к концу XVII века являлась культурно отсталой страной. Достижения европейской культурной мысли были практически неизвестны. Не существовало учреждений науки и культуры. Введение гражданского шрифта. Развитие книгопечатания, создание периодической печати в России. С 1708 г. книги гражданского содержания стали печататься более упрощенным и четким шрифтом взамен церковно-славянского; вместо буквенных в употребление вошли арабские цифры. 1702 г. – первая печатная газета «Ведомости», выпуск новых учебников и учебных пособий – «Арифметика» Магницкого, «Таблицы логарифмов и синусов» Магницкого и Фарварсона. 1719 г. – открытие Кунтскамеры: в музее демонстрировались зоологические, минералогические коллекции, искусные изделия, а также живые и заспиртованные уроды. Открытие в Петербурге государственной библиотеки (1714 г.): заложена основа для Библиотеки Академии Наук. Поощрение исследований отечественной истории: «Гистория Свейской войны», созданная при участии Петра I, была издана князем М.М.Щербатовым под заглавием «Журнал, или Поденная записка императора Петра Великого». Были изданы «Ядро Российской истории» А.И. Манкиева, «Гистория о царе Петре Алексеевиче» Б.И.Куракина. Указ об учреждении Академии Наук (1724 г.): но замыслу Петра она должна была объединять три учреждения – университет, гимназию, и собственно академию, то есть «собрание ученых и искусных людей»  
Создание регулярной армии и флота.  
Армия русского государства состояла из 2-х родов войск: основного дворянского ополчения, созывавшегося только на то время, когда южным и западным рубежам страны угрожали соседи, и небольшого постоянного войска, выполнявшего в мирное время преимущественно полицейскую службу в столице и крупных городах. Такая армия обладала низкой боеспособностью. 1718-1719 гг. – создание Военной и Адмиралтейской Коллегии: система организации и управления армией и флотом.  
Своего флота не было, что было свидетельством отсталого положения России. 1695-1696 гг. – начало строительства флота в Воронеже ко времени Гангутской битвы 1714 г. Петр выполнил задачу по созданию морского щита Петербурга – флот насчитывал 22 корабля, 5 фрегатов и множество мелких судов. Создание военно-морского флота обеспечило главенствующее положение на Балтийском море; Россия превратилась в морскую державу. Выход России к морю: 1702-1703 гг. – взятие русскими войсками крепостей Нотебург и Ниеншанц. Россия становится морской державой; это способствует развитию торговли, международных отношений.  
Социальная реформа (структура общества)  
Назначение на службу определялось не личными качествами, а родословной, значением фамилии. Создание Табели о рангах (1722г.): Табель вводила новую (отличную от прежней служилой) иерархию чинов, которые можно было получить посредством личной службы, поднимаясь от чина к чину. Все чины делились на четыре категории: воинские (в том числе сухопутные, артиллерийские, гвардейские), морские, штатские и придворные. Важной чертой Табели было то, что она устанавливала соответствие между чинами разных категорий строгое разделение военной и гражданской службы, появление дворянства, как сословия. классификация чинов и порядок их прохождения от низшего –14 до высшего – 1 ранга в зависимости от способностей, а не от знатности; достигнув 8 ранга на гражданской службе и чина прапорщика на военной, не дворяне становились дворянами.    
Церковная реформа  
  На Руси церковь выполняла функцию второй власти. Патриарх имел собственный двор, своих чиновников, суд и финансовые службы. Но к началу правления Петра I церковь была ослаблена внутренними конфликтами и противоречиями. В среде священников было распространено суеверие и невежество. Многие из них не умели читать и писать. Образование Духовной Коллегии, или Святейшего Синода (1721 г.): упразднение патриаршества – «от единого собственного правителя духовного можно опасаться мятежей и смущения, ибо простой народ не ведает, како разнствует власть духовная от самодержавной», подчинение духовной власти и духовенства интересам государства. Создание Духовного регламента. Духовный чин можно было получить только при определенном уровне образования.    
Место России в системе европейских государств  
В Европе не знали о России почти ничего. Считая ее Землей, лежащей за Речью Посполитой (Польшей) и находящейся под ее властью. Не было постоянных представительств при дворах Западной Европы; а так же представительств Западноевропейских государств в Москве. В случае надобности снаряжались посольства с конкретными поручениями военного, экономического, либо политического характера. Создание новой дипломатии: организация регулярной дипломатической службы. Только со времени Петра Россия стала иметь постоянные представительства в Лондоне и Париже, Варшаве и Берлине, Вене и Стокгольме; также при царском дворе существовали посольства многих государств. Петровская дипломатия стала фундаментом, основой, источником, причиной всех внешнеполитических успехов России на протяжении всего XVIII столетия. Огромное, часто решающее влияние России на европейскую международную жизнь сказывалось спустя много лет после Петра.  
Европеизация страны  
  Образ жизни “Московии” конца XVII в. во многом напоминал средневековый. Большая часть населения, включая дворян и духовенство – неграмотна и склонна к суевериям. Женщины вели закрытый образ жизни, все время проводя дома за рукоделием. Образование можно было получить только в церковно-приходских школах. Европейское образование и культура были практически недоступны. Под европеизацией понимается широкий комплекс мер, направленных на повышение культурного уровня населения, на его образование и цивилизованное поведение в обществе. Введение элементов европейской культуры: обрезание бород и укорачивание национального платья, введение в повседневный обиход скатертей, постельного белья, носовых платков, вилок и ножей. Предоставление большей свободы для женщин. Распространение светского образования.    

___________________________________

 

* литература

1. Трехсотлетие Дома Романовых. 1613-1913гг.

2. Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная История до 1917 года



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: