Система науки конституционного права: структура, предмет, источники, принципы, институты, нормы




2.1 Структура науки конституционного права

 

Совокупность теоретических выводов, положений по всем на­званным выше проблемам и составляет первый раздел в си­стеме науки, посвященный характеристике конституци­онного права и одноименной науки. Этот раздел занимает первое место в системе, в силу того, что без познания охваты­ваемых им проблем нельзя правильно понять связи, существую­щие между отдельными конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначе­ние, роль в общей системе правового регулирования [8].

Поскольку наука конституционного права является отрас­левой, поэтому ее задачей является познание сущности, юри­дических свойств, функций основного источника отрасли, ко­торый занимает особое место во всей правовой системе. Таким источником является Конституция. Второй раздел системы науки и составляют положения, обосновы­вающие теорию Конституции, дающие анализ консти­туционного развития государства.

Следующая составная часть системы науки пред­ставляет собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституцион­но-правового института «Основы конституционного строя». Она охватывает большое количество теорий, кон­цепций, связанных с исследованием проблем сущности Россий­ского государства, суверенитета, народовластия, формы правле­ния, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах граж­данского общества, экономических отношениях, принципах хо­зяйствования, роли государства в условиях рыночной экономики.

Относительно самостоятельной честью науки явля­ются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса че­ловека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанно­стей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим поня­тием - «Основы правового статуса человека и гражданина».

Поскольку Россия является федерацией, и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в науке также выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

Важное место занимает исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические исследования, связанные с познанием систем государственной власти, местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал, лежащих в их основе.

Шестой раздел, выделяемый в системе науки конститу­ционного права, объединяет исследования по проблемам ор­ганизации и функционирования систем государствен­ной власти и местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конфетные формы реали­зации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представи­тельных органов, избирательную систему, законодательный про­цесс и иные аспекты деятельности органов, связанных с консти­туционно-правовым регулированием [14].

 

2.2 Предмет науки конституционного права

Изучение правовых явлений входит в задачи различных ветвей юридической науки. Для каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту, различна сте­пень абстрактности, уровень познания закономерностей на основе исторического анализа, метод изучения. У каждой из наук свой особый предмет. С учетом этих факторов различают среди юридических наук: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

Наука конституционного права относится к числу отрас­левых наук, основной отличительный признак которых состо­ит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочислен­ную часть в системе юридических наук, равную количеству отраслей права [7].

Наука конституционного права имеет своим пред­метом изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует дей­ствующее конституционно-правовое законодательство, анали­зирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. По­этому к ее предмету относятся и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия право­вых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению.

С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

Предметом изучения данной науки является в целом вся сфера общественных отношений, подлежащих конституцион­но-правовому регулированию.

На основе их анализа наука должна давать теоретические обоснования необходимых пределов их правового регулиро­вания, с тем, чтобы оно не было ни чрезмерным, не оправды­ваемым потребностями жизни, ни слишком узким, оставляю­щим без правового воздействия те общественные отношения, которые в этом нуждаются [13].

Исходя из содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется и характер основных теоретических концепций науки.

К ним относятся такие крупные комплексы теоретических проблем, как теория народного представительства, сущность государственного, национального и народного суверенитета, теория федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства.

Ее предметом является также изучение конституционных основ местного самоуправления. То есть изучение указанных выше проблем составляет предмет науки. Сами же выводы и теоретические положения составляют ее со­держание.

2.3 Источники науки конституционного права

 

Формулируя теоретические выводы, наука конституционно­го права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания.

К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, фило­софские суждения по проблемам, прямо или опосредованно относящимся к предмету конституционно-правовой науки [4].

Концепции, отраженные в них, очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критиче­ское осмысление составляет важный этап в процессе научно­го познания, является необходимой предпосылкой обогаще­ния науки достижениями всего мирового опыта развития человеческой цивилизации.

Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, используемые в консти­туционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

Наука не могла бы в должной мере выполнить свои зада­чи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов.

В общей теории права принято различать понятия источ­ника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права пони­маются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле в качестве источника права рас­сматриваются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую функцию, выступают правовые акты. В данном смысле и рассматривается вопрос об источниках конституционного права.

Поэто­му в качестве источников науки выступает и конкретная прак­тическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституци­онного права вся общественно-политическая деятельность [7, 12].

Источниками конституционного права являются действующие правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-право­вые нормы.

Для источников права установлен не только особый поря­док их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источ­ником действующего права.

Система правовых актов, являющихся источниками кон­ституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов.

Установление нормы в том или ином виде акта не произ­вольно, а подчинено необходимым объективным условиям. В зависимости от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, условий территориального масштаба ее действия, установленного порядка разграничения компетенции органов, принимающих конститу­ционно-правовые нормы, последние формулируются, в раз­личных видах источников.

Характеризуя их, следует, прежде всего, выделить право­вые акты, действующие на всей территории Российской Феде­рации, и акты, имеющие сферу действия только на террито­рии конкретного субъекта федерации или территории, в которых осуществляется местное самоуправление [8].

Основным источником отрасли является Конституция Рос­сийской Федерации. Ее роль обусловлена следующими факторами: в Конституции Российской Федерации устанавливаются правовые нормы об­щего характера, являющиеся основополагающими для все­го текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения; Конституция Российской Федерации как источник права характеризуется и ши­ротой содержания установленных в ней норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от всех иных видов источников кон­ституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений; Конституция Российской Федерации по сравнению с другими источниками имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России (ст. 15); в Конституции Российской Федерации определяются многие другие виды ис­точников отрасли права. В ней устанавливаются наимено­вания правовых актов, их юридическая сила, порядок приня­тия, отмены и опубликования; значение Конституции как основного источника отрасли определяется и тем, что установленные в ней нормы высту­пают как форма воплощения государственной воли на­рода. В ней в юридически значимой форме устанавливаются цели, которые общество перед собой ставит, и принципы его организации и жизнедеятельности; Конституция по сравнению с другими источниками яв­ляется актом не только наивысшего правового значения, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности [1].

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, осно­ву всего конституционно-правового регулирования обще­ственных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.

К числу источников конституционного права, устанавли­вающих нормы общефедерального значения, относятся зако­ны Российской Федерации - федеральные законы. Закон - наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституцион­но-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие кон­ституционных положений и принципов. В соответствии с Кон­ституцией Российской Федерации 1993 г. предусматривается принятие федеральных конституционных законов и фе­деральных законов. Они различаются: по юридической силе; по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; по порядку принятия; по возможности применения в отношении их отлага­тельного вето Президентом Российской Федерации. К источникам конституционного права относятся такие законы Российской Федерации, как «Закон о гражданстве Российской Федерации», «Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Со­брания Российской Федерации», а также многие другие [6].

В качестве источников выступают и содержащие конститу­ционно-правовые нормы, правовые акты, принимаемые Пре­зидентом Российской Федерации, Советом Федерации, Госу­дарственной Думой, Правительством Российской Федерации. Это Указы и другие нормативные акты Президента, по­становления палат Федерального Собрания, поста­новления Правительства [11].

Источником отрасли являются Регламенты Палат Феде­рального Собрания, Положения о различных вспомогатель­ных органах, образуемых органами законодательной и испол­нительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают Декларации: «Декларация о государственном суве­ренитете», «Декларация о языках народов России», «Декларация прав и свобод человека и гражданина». Такого рода декларации имеют правовое значение. В них формулируются принципы, которые являются обязательными для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие государственности, провоз­глашаются принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере, и им должно быть подчинено соответствующее законодательство [9].

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти. Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам, принимаемым органа­ми субъекта федерации, они обладают более высокой юриди­ческой силой. Формами установления правовых норм, дей­ствующих только на территории конкретного субъекта, являются такие правовые нормативные акты, как законы, постановле­ния, иные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституцион­но-правовые нормы, в частности их Уставы (Положения) [3].

Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такую специфическую форму, также обус­ловленную федеративным устройством государства, как до­говоры. В их числе можно назвать «Федеративный Договор», охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992г. между федеральными органами государственной власти и органами всех видов субъектов федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, договоры между Россий­ской Федерацией и Татарстаном, Башкортастаном и др. рес­публиками. Такие договоры о разграничении полномочий предусмотрены Конституцией России и могут быть заключены с любым субъектом федерации [9].

Виды источников отрасли, как правило, достаточно ста­бильны, многие из них определены в Конституции. Однако на данном этапе конкретные правовые акты, содержащие кон­ституционно-правовые нормы, мобильны, часто изменяются, отменяются. Нормы из одного акта переходят в другой, при этом первый утрачивает силу. Такая нестабильность консти­туционно-правового законодательства в определенной мере объяснима сложностями происходящего процесса формирования российской государственности [13].

Последним объясняется и то обстоятельство, что значи­тельная часть норм, которые требуют законодательной фор­мы, устанавливалась указами Президента Российской Феде­рации. Особенно широко эта практика применялась после роспуска Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. Так, указами Президента были утверждены такие акты, как Положение о федеральных орга­нах власти на переходный период, Положение о выборах в Государственную Думу в 1993 г. и многие другие [10].

Незавершенность процесса формирования на основе но­вой Конституции правовой системы России объясняет и такую особенность системы источников конституционного права, как включение в нее некоторых законов бывшего Союза ССР в той части, в которой они не противоречат Конституции России и ее законам.

 

2.4 Правовые нормы конституционного права

Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования; компетенцию; формы деятельности; издаваемые ими акты, систему местного самоуправления [5].

Посредством такой правовой регламентации обеспечи­вается система управления обществом, определяются основ­ные организационные структуры, задействованные в процессе реализации социально значимых функций общества.

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, на­до прежде всего отметить, что им свойственны общие признаки. По сравнению с нормами других отраслей права они отли­чаются: сферой общественных отно­шении, на регулирование которых они направлены; источниками, в которых они выражены. Основопо­лагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей право­вой системе - в Конституции Российской Федерации; своеобразием вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегу­лятивного, а не конкретно регулирующего характера. К таким нормам относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции, нор­мы-задачи и т. п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, адми­нистративно-правовых, трудовых и др.); учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы пер­вично устанавливают обязательный для создания всех право­вых норм других отраслей порядок: определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотвор­чества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти; особым механизмом реализации. Многие конституци­онно-правовые нормы в своей реализации связаны не с воз­никновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации); специфическим характером субъектов, на регули­рование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы; особенностями структуры. Для них не характерна трехчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция. Обладая специфическими чертами по сравнению с правовыми нормами других отраслей права, конституцион­но-правовые нормы сами по себе очень многообразны [1, 6].

Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, в которых выражаются основы конституционного строя, другие - с закреплением основ правового статуса человека и гражда­нина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с системой органов государства. Внутри этих наиболее крупных группировок норм по содержанию выделяются в свою очередь и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важным условием является устано­вление всех этих взаимосвязей, определение их места в си­стеме других норм, регулирующих данную сферу обществен­ных отношений. Только при этом условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное их толкование и применение, выявлены все нюансы ее регулирующего воз­действия, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной.

Ни одна правовая норма не может противоречить консти­туции. Среди других правовых актов, содержащих конституци­онно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обла­дают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит та юридическая ба­за, на основе которой формируется ее содержание. Этот же фактор определяет и порядок отмены нормы, линии ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

 

2.5 Институты конституционного права

В системе конституционного права принято выделять сле­дующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы закрепляющие:

1. Основы конституционного строя.

2. Основы правового статуса человека и гражданина.

3. Федеративное устройство государства.

4. Систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Такое строение конституционного права соответствует внутренней системности той сферы общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений - по объекту отношений, по субъекту, необходимой мере и форме должного правового воздействия, его характера [5].

Все эти особенности регулируемых нормами права обще­ственных отношений предопределяют систему отрасли, одна­ко не выступают как ее основа.

Критерием систематизации конституционно-правовых норм могут выступать лишь факторы, которые свойственны самой правовой форме, самим правовым нормам, их особенностям и свойствам. Эти факторы, естественно, вытекают из содержа­ния самих регулируемых этими нормами общественных отно­шений, предопределяющих особенности правового воздей­ствия на них, его механизма, объемов и других качественных параметров.

Поэтому каждый элемент системы отрасли конституцион­ного права, его наиболее крупный институт характеризуется наличием особых, имеющих правовую природу черт, которые свойственны нормам данного института, отличают их качественно от норм других институтов.

Признаки, по которым можно проводить различия, отра­жающие специфику каждого из институтов, многообразны. К ним можно отнести различия: по специфике правового воздействия на соответ­ствующую сферу общественных отношений. Такое воздей­ствие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т. д.; по особенностям механизма действия правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реа­лизовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера; по степени конкретной направленности правового регулирования. Одни институты устанавливают лишь прин­ципы правового воздействия на обширные сферы обществен­ных отношений, другие - конкретно регулируют; по субъектному составу. Нормы одних институтов ад­ресованы к конкретным субъектам, либо типовому виду субъ­ектов, других - ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам. Различен в связи с этим и правовой статус субъектов провоотношений, конкретное выражение их правообязанности; по способу правовой защиты действия правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в дру­гих - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответ­ствующих неправомерных актов и действий; по специфике форм выражения, охватываемых дан­ным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве; по видовому характеру норм данного института. В одних преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нор­мы-дефиниции, в других нормы конкретного регулирующего действия; по степени и масштабам включенности других частей правовой системы, других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании правовых норм. Нормы отдельных правовых институтов содержат уста­новления, которые не могут быть претворены в жизнь в рам­ках одного конституционно-правового регулирования. В других институтах нормы реализуются непосредственно в его рамках; по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права каждая часть его системы отграничивается качественно осо­быми характеристиками правового регулирования, в котором отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность правового регулирования опре­деляется закономерностями развития той стороны социаль­ной действительности, правовое воздействие на которую ока­зывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта прямо не формулируется в общей форме правом, однако она составляет реальность не только в социальной, но и в право­вой сфере и пронизывает все правовые нормы, выступает как важное начало, интегрирующее их в определенное единство; по функциям, присущим каждому институту. Они определяют место его в системе отрасли в целом, характер связи части и целого, его роль во взаимодействии с другими институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования; по принципам, свойственным каждому из институ­тов, тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех его норм [11].

Указанные выше специфические особенности в своей со­вокупности и определяют характер каждого из институтов кон­ституционного права как относительно самостоятельного эле­мента, составной части отрасли. Так, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Его нормы: воздействуют на общественные отношения путем закрепления, установления опре­деленных начал устройства общества и государства; как правило, не порождают конкретные правоотношения; опре­деляют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социаль­ной реальности; адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам; имеют способом своей за­щиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции; устанавливаются по преимуществу в консти­туционной форме; по своему виду являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормамицелями; предполагают для практической и право­вой реализации содержащихся в них целей включение всей правовой системы государства, всех отраслей права; по целенаправленности призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, признанных основополагающими для данного общества и государства. Совокупность норм данного института по своим функциям является определяющей для всех других институтов конституционного права. Они играют направляющую роль для всего конституционно-правового ре­гулирования.

Институту «Основы правового статуса человека и гражданина» также присущи свои особые черты как относи­тельно самостоятельной части системы конституционного права. Его нормы: осуществляют правовое воздействие на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека; реализуются по преимуществу вне конкрет­ных правоотношений; относятся к сфере взаимоотношений государства и личности; в качестве субъекта права в них выступает человек, гражданин, личность как таковая вне свя­зи с каким-либо особым правовым статусом; предусматри­вают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции; предполагают для своей практической реализации подключение многих других от­раслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.) [9].

Институт, объединяющий нормы, регулирующие федера­тивное устройство России, отличается характером субъектов, возникающих на их основе конституционно-правовых отношений, их особой правоспособностью. Эти нормы в части установления пра­вового статуса субъектов имеют не только конституционный, но и договорный характер. В Федеративном Договоре фиксируется разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами. Следовательно, нормы этого института закреп­ляются не только в Конституции, но и в особых договорах, соглашениях. Для этих норм предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизии, возникающих в процессе применения норм - путем согласования или процесса кон­ституционного судопроизводства через Конституционный Суд Российской Федерации [3].

Применительно к институту, нормы которого определяют системы государственной власти и местного само­управления, можно указать на следующие особенности: это нормы по преимуществу прямого регулирующего дей­ствия; реализуются в конкретных правоотношениях; в ка­честве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправ­ления в их статусе органов народовластия; преобладающая по количеству часть норм устанавливается на основе Консти­туции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок их образования, компетенцию, формы деятельности; для норм этого института характерно специ­фическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление [12].

Заключение

Таким образом, можно подвести итог настоящему исследованию:

1. совокуп­ность юридических особенностей, указанных выше и прису­щих составным частям отрасли конституционного права, и придает определенной группе норм качество элемента от­расли, занимающего относительно автономное положение в ее системе. При этом исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются состав­ляющими их нормами, т. е. предмет правового регулирования;

2. характеристика системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление составных частей отрасли, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения, места каждого из них в системе отрасли. В основе такого подхода к системе отрасли лежит реальное соотношение и взаимодействие тех сфер общественных от­ношений, которые являются предметом регулирования право­вых институтов. Однако это соотношение может рассматри­ваться как первичная исходная основа, определяющая структуру отрасли. Очевидно, что она имеет и правовую основу.

3. между конституционно-правовыми институтами существует правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого. Так, нормы такого института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала, опре­деляется направленность правового регулирования, осу­ществляемого нормами других правовых институтов. На следующем месте после закрепления основ конститу­ционного строя стоит институт, определяющий основы право­вого статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что че­ловек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур. Правовой институт, нормы которого закрепляют федера­тивное устройство, определяет необходимые предпосылки для правового регулирования организационного построения государственной власти. Нормы этого института определяют существующие в Российской Федерации национально-государ­ственные и государственно-территориальные образования, в соответствии с которыми и строится система органов госу­дарства. Поэтому в системе отрасли этот институт предше­ствует последнему правовому институту, закрепляющему си­стему органов государственной власти и органов местного самоуправления;

4. при характеристике системы конституционного права важ­ное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой Кон­ституции, являющейся основным источником отрасли. Его анализ является частью более общей проблемы о соотноше­нии систем отрасли и законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают, что относится и к постав­ленному вопросу;

5. система отрасли предопределяется объективными факто­рами, однако она выявляется и формулируется познающим субъектом, поэтому субъективный фактор играет определяю­щую роль в характеристике ее составных элементов;

6. система конституции - категория субъективная, поскольку системати­зация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако последний осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существую­щих в сфере регулируемых нормами права общественных отношений, их системности;

7. группиров­ка норм в институты, содержащаяся в Конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно отбрасывать при определении системы отрасли, хотя и не каждый элемент системы Конституции выступает и как самостоятельный эле­мент отрасли. Принятая в Конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли. Хотя основы системы в исходном смысле общие, но закономерно­сти их формирования имеют особенности;

8. система отрасли охватывает всю совокупность конститу­ционно-правовых норм, а система Конституции лишь часть этих норм, установленных в основном источнике отрасли. Как для системы отрасли, так и для системы Конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их материального содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а, следователь­но, и обращенности норм к своеобразному кругу субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в Конститу­ции и отрасли полностью не совпадают;

9. для системы отрасли характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанию. Так, эле­мент системы отрасли составляет вся совокупность конститу­ционно-правовых норм, определяющих систему органов госу­дарственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе Конституции применяется принцип обобщения норм, причем они рассредоточены во всех конституциях - как Российской Федерации, так и республик в ее составе, а также в уста­вах других субъектов федерации.

И общий вывод можно сделать следующий: конституционное право – это отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные от­ношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной со­циальной системы, т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления.

Система отрасли, как и система Конституции, таким образом, не есть нечто застывшее, раз навсегда дан<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: