Глава 1. Иван Сергеевич Тургенев и его время




Введение

 

Творчество Ивана Сергеевича Тургенева является во многом противоречивым. С одной стороны, он считается признанным гением своего времени, а его стихотворения в прозе не теряют актуальности уже почти двести лет. Но с другой стороны, его жизнь была довольно специфической и порой подрывала законы общепринятой парадигмы порядка.

Произведения Тургенева в значительной мере носят весьма провокационный характер: от проведения аналогий между мировосприятиями нигилистов и аристократов, до детализации мифологических образах в произведениях заключительного периода.

Причастность к «Натуральной школе» повлияла на всю идейно-тематическую модель творчества, сделав Тургенева типичным представителем своей эпохи со всеми ее несомненными достоинствами и недостатками.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящей работе впервые предпринята попытка анализа житийных мотивов в творчестве Тургенева и в рассказе «Живые мощи» в частности. «Житийный герой» в контексте «чужого» мира достигает апофеоза своего художественного воплощения, при этом моделируют идейно-тематическую конструкцию произведения образы-символы.

Предметом исследования является специфика обращения к житийным мотивам, как непосредственному элементу всех контекстуально описываемых в произведении событий и образов.

Объект исследования – уникальный пессимистический мир Тургенева, в котором не находится места ни для кого, кто пытается увидеть его содержимое, т.е. постичь саму истину и причинно-следственную связь происходящих событий.

Цель работы: выявить степень влияния пессимистического мира на героя, воплощающего в себе образ собеседника, а также показать, каким способом Тургенев создает ощущение потерянности и обреченности, в равной мере свойственное всем без исключения героям.

Задачи исследования:

1. доказать, что понятие житийности в творческом наследии Тургенева значительно различается со стереотипным толкованием этого понятия;

2. показать специфику воплощение понятия «лишний человек» в рамках оригинальной житийной реальности произведений;

3. выявить основные образы-символы, дополняющие общий художественный пласт произведений на уровне сопутствующих и формирующих образ главного персонажа;

4. на примере анализа рассказа «Живые мощи» определить роль потусторонних воздействий на героев с целью выявления идейно-тематической составляющей.

В основу исследования был положен структурно-функциональный подход. За счет реализации этого метода удалось найти точки связи между спецификой диалогового начала между адресатом и автором и художественным своеобразием художественной реальности.

Работы, посвященные творчеству Тургенева, уже много лет могут полностью укомплектовывать библиотеку в каком-нибудь маленьком городе. Каждый год появляются все новые и новые исследования творчества поэта и писателя. Иногда на книжном рынке появляются новые подробности из биографии, тайные разговоры и поступки поэта, о которых никто никогда не слышал. Как правило, в этих работах лишь в очередной раз озвучен материал, давным-давно известный тургеневедению.

Незначительные уточнения, скорее всего, носят более предположительный характер, вымышленный. Факты, хотя бы косвенно указывающие на причастность Тургенева к тем или иным событиям, многократно и досконально изучены и представлены заинтересованной аудитории читателей.

Не менее трудно сказать что-либо нового и о творческом наследии. К примеру, роман «Отцы и дети» изучается в школе много лет и является неотъемлемой частью всей образовательной парадигмы. Появляются новые комментарии к роману, новые уточнения, озвучиваются подтексты, значительно влияющие на всю идейно-тематическую ось произведения. Но все это имеет также довольно относительный характер.

Про Тургенева можно говорить очень долго и всякий раз открывать что-то новое в его произведениях, примеряя на себя их актуальный характер. Однако это будет субъективизм, на который нельзя опираться как на основное положение работы. В свою очередь, фактический материал уже давно, как было сказано выше, представлен в работах разных лет.

Тургеневский «лишний человек» - это человек эпохи, тип не поколения, но поколений. Дворянское сословие, имевшее во времена правления Екатерины 2 практически неограниченные права, слишком богато одаривало своих наследниц и наследников имеющимися богатствами. Получая исключительное образование в Европе, молодые дворяне приезжали на родину, где их ожидало беззаботное времяпрепровождение, не обременяемое никакими бытовыми вопросами. Каждый вечер можно было посетить какой-нибудь литературный салон, которых было немало что в Петербурге, что в Москве. Особого внимания, конечно, заслуживают салоны у Карамзина, Оленина и, естественно, близком знакомой всей русской классики начал столетия А.О. Смирновой-Россет с ее легендарными камином и сигарами. Именно там собирался цвет русского дворянства и вкушал табак с особым удовольствием, т.к. на улице этого было никак нельзя допустить. Третье отделение во главе с Дубельтомдержало под присмотром поведение особенно свободолюбивых жителей. Еще одним видом развлечения были путешествия. Но это были не те путешествия, которые предпринимали разные персонажи известных книг – Робинзон Крузо, Гуливер. Дворяне путешествовали тогда, когда считали нужным, потому что у них не было никаких обязанностей ни перед собой, ни перед родиной. Таким образом, на основании всех этих нюансов в русском обществе формировался устойчивый тип русского дворянина молодого поколения, тот тип, который впоследствии стал универсальной моделью для многих писателей:

1. неспособность найти общий язык с другими людьми в силу отсутствия объединяющих интересов;

2. постоянное ощущение одиночества как неотъемлемая часть жизнедеятельности;

3. попытка найти достойное применение всем своим возможностям и безуспешность самоопределения;

4. неспособность почувствовать всю гамму чувств взаимной любви и ощутить в полной мере мирские радости;

5. ощущение безысходности всего происходящего.

Тип этот стал одной из ключевых фигур и в следующих столетиях, хотя наибольшее распространение и получил в европейской литературе. То влияние, которое возымел образ «лишнего человека» огромно. Одни из ярчайших представителей данной группы является Чайльд-Гарольд, легендарный путешественник лорда Дж. Байрона. Личность Байрона и его творчество оказали на Тургенева огромное влияние.

Истоком появления «лишнего человека» для Тургенева был как раз Чайльд-Гарольд и, возможно, Чацкий. Но это тот самый случай, когда теория не может быть подтверждена практикой, а выстраивание гипотез хорошо лишь в случае наличия непререкаемых аргументов.

Нельзя не отметить и еще один важный момент: творчество Тургенева наложило довольно сильный отпечаток на формирование литературного процесса в целом, а не только на творчество отдельных писателей. Противостояние Натуральной школы и Школы чистого искусства началось с противостояния идеалов. Переход Тургенева к реалистическому направлению стал тем важнейшим событием, которое перевернуло всю суть русской литературы – теперь она становилась массовой. Разумеется, создание журнала «Современник» послужило лишь закреплением этого. В 19 веке, по наблюдению многих литературоведов, противостояние различных журналов являло всеобщую заинтересованность общественности культурой. Соответствующего уровня были и редакторы и исполнители: в «Отечественных записках», главным редактором которых был А.А. Краевский, печатал лучшие свои романы И.А. Гончаров; критические статьи о литературе публиковал в своем «Русском Вестнике» М.Н. Катков; дневник М.П. Погодина и его литературные воззрения служили украшением «Москвитянина», в котором начинал свою деятельность А.Н. Островский. Можно перечислять до бесконечности всем известные имена. «Золотой век» стал началом русской литературы (поэтому и «золотой» - как начало начал, зарождение нового), у истоков которой стоял и И.С. Тургенев.

Наличие в произведениях Тургенева эпохи возводит его творческое наследие не только в литературный, но и в культурологический план. Тургенев описывает не только героев, он описывает героев в эпохе. Детальное изображение бытовых аспектов, салонной стилистики, толков и тайных сплетен салонов, прекрасно знакомых писателю, создает общий формат художественной реальности. У Тургенева она становится обыденно понятной и, при этом, эпохальной. Герой претерпевает смешение с миром вокруг, становясь не экспонатом для наблюдения (как, к примеру, в романах Н.С. Лескова), а частью развивающегося мира других героев, которых из этого мира нельзя убрать – они его важнейшая часть. Художественный мир Тургенева, таким образом, это совокупность образом, формирующих художественную реальность. Здесь и салоны лучших представительниц и представителей общества начала века; здесь и старая барская усадьба, хранящая в памяти звуки шагов всех своих хозяев; здесь и тайные письма, доставленные не в срок; здесь и любовь, созданная и развившаяся в обществе личностей.

Итак, личность и творчество Тургенева должны рассматриваться как единое целое, как было замечено ранее. Отделение какого-либо из этих элементов от другого чревато потерей самого главного – ощущения эпохи, важнейшей детали всего творческого наследия поэта.

Помимо структурно-функционального методологическую основу составили метод системного анализа, биографический метод, проблемно-тематический и сравнительно-типологический методы как неосновные, но значительно влияющие на структурное содержание работы.

Практическая значимость исследования определяется понятийным аппаратом самого исследования и толкованием понятия «житийность» Тургенева как основного понятия работы.

Именно в контексте репрезентации этого понятия осуществляется детальный разбор художественного своеобразия произведения ___ Тургенева. Настоящее исследование является первым исследованием такого рода.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Иван Сергеевич Тургенев и его время

Девятнадцатый век по праву считается «золотым веком» русской литературы. Именно в это столетие в мировую культуру входят русские писателя, ранее остававшиеся совершенно неизвестными или никому не интересными. Причиной такого перехода стало творчество А.С. Пушкина (1799-1837) – культовой фигуры в истории России. Имея дурные традиции взаимоотношений с властью, унаследованные еще со времен Петра 3, Пушкин создал фундамент русской литературы, переведя ееиз религиозной в общедоступную. Для этого ему потребовалось создать свой собственный литературный язык – язык, на котором можно было писать всем понятные произведения. Создание мощной основы полностью изменило векторы дальнейшего развития всего литературного общества. Только за счет появления литературного языка, ориентированного на массового читателя, русская литература получила:

1. читательскую аудиторию, разрастающуюся с появлением взращиваемой на тенденциозной почве новой литературы плеядой писателей;

2. молодых писателей и поэтов, способных формировать (буквально с чистого листа) золотой фонд литературы;

3. литературные журналы и газеты, предназначенные для прочтения новых произведений современных авторов и изучения читателями критических работ о них.

И все это принадлежит Пушкину. В 20 веке группа поэтов-футуристов провозглашала идею создания новой советской литературы, строительство которой тоже должно было начаться с «чистого листа». Для начала «стройки» требовалось лишь уничтожить литературное наследие прошлых лет. В этом плане Пушкину было проще – предшествующая литература медленно уходила в историю, становясь неактуальной и малопродуктивной. Новое время требовало новых открытий.

Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе1840-х годов. Не являлась литературным объединением с чётко оформленной программой и членством, она представляла собой неформальное объединение молодых прозаиков. Творчество Гоголя было признано основой данного течения.

Опора на фольклор Малороссии, ставшая основой литературного наследия Гоголя, была воспринята как новое слово в национальной культуре, а «Арабески» - как новое явление, получившее впоследствии название реализм. Пушкин, как было сказано выше, не успел осуществить переход к реализму. Его последователям в лице В.Г. Белинского (1811-1848) и молодых поэтов революционных толков это удалось сполна.

Мнение одного человека, но притом и абсолютно точный его портрет, представлял в своих произведениях И.С. Тургенев (1818-1883). Писателю удалось провести сквозь все свое творчество одну линию, развивающуюся одновременно на различных уровнях: структурном, идейно-тематическом и контекстуальном – линию создания абсолютно точного портрета своего героя. Из приемов, необходимых для этого, целесообразно назвать следующие:

1. действие произведений всегда разворачивается на ограниченной сценической площадке и никогда не распространяется (за исключением некоторых случаев) за ее пределы в реальному художественном времени;

2. герой всегда проходит испытание любовью – самое трудное из испытаний, показывающее степень увлеченности какой-то тенденциозной идеей или самоорганизованность как таковую;

3. только героиня может заставить героя пересмотреть систему своих взглядов на мир и мотивировать его на изменение принятой им системы ценностей, очень часто расходящейся с общепринятой.

Тургенев создал более тридцати повестей и рассказов, шесть романов, ставших мировыми бестселлерами, несколько пьес. Герои Тургенева – почти всегда сложные и многогранные личности. Писатель стремился через их поступки и внутренние переживания затронуть самые острые проблемы того времени (свободы, выбора, социальной и политической определенности), а также извечные философские темы (любовь, смерть, долг).

Ум, интеллигентность и зрелая гражданская позиция «видны» во всех произведениях Тургенева. Дворянин по происхождению, он тонко чувствовал «дух народа» и желал для людей лучшей судьбы.

Для литераторов, лингвистов и простых читателей произведения Тургенева – великолепный пример мастерства владения художественным словом, а также отражение «эпохи перемен» России второй половины XIX столетия.

Личность Тургенева является во всех смыслах уникальной. Годы, на которые приходится жизнь известного русского писателя, вошли в историю как целая эпоха в мировой культуре, изменившая ход событий и предопределившая будущее многих народов. За двадцать лет до рождения Тургенева заявила о себе Великая французская революция, присутствие которой в обществе ощущалось еще много-много лет.

Впервые в мировой истории дух свободы оказался доступен для всех без исключения, что, в свою очередь, формировало совершенно новый тип мышления, для которого были свойственны:

1. восприятие мирового порядка как формального явления, которое можно переделывать под себя;

2. повышение осознания себя как личности, принимающей активное участие в мировом процессе трансформации;

3. ощущение всевозможности и в определенном смысле вседозволенности как качествах, характеризующих свободу;

4. восприятие утопических тенденций прошлых лет как весьма вероятных и достижимых при определенном стремлении.

Все это отражалось на менталитете общества, в котором жил Тургенев, вернее, формировало его мировосприятие.Таким образом, мировоззрение русского народа формировалось как:

1. пессимистическое мировосприятие, предполагающее невозможность что-либо изменить в окружающем мире;

2. отторжение морально-нравственных критериев как перечащих здравомыслию и угрожающих свободе;

3. попытка обнаружить скрытые смыслы в повседневности;

4. прославление праздного образа жизни, сводящегося к употреблению наркотиков и декларированию суицида.

Эстетика Тургенева как поэта – эстетика отображения вечной тоски по всему происходящему, поэтому основным понятием, которым следует руководствоваться при чтении произведений Тургенева, является понятие «лишнего человека».

Вся художественная реальность поэзии построена на пессимистическом воспроизведении пороков общества, которые сам автор таковыми не считает.

Главное направление, созданное Тургеневым, - классический русский роман.

Реализм в творчестве Тургенева не проявлялся, но предпосылки его возникновения были видны невооруженным глазом. Он выраженв:

1. депрессивном восприятии действительности;

3. наличие образов-символов, через которые воспроизводятся внутренние переживания автора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: