Правила взаимодействия вожатого с участниками воспитательного процесса
Общие правила
Проявлять искреннюю заинтересованность, доброжелательность по отношению к участнику воспитательного процесса; уметь располагать к общению, вызывать интерес и желание сотрудничать.
Строить свою работу на взаимном доверии и уважении личности участника воспитательного процесса, независимо от его возраста, социального статуса и др.
Проявлять веру в успех, в способность взрослого или ребенка справиться с ситуацией, проблемой, поддерживать веру в его собственные силы.
Относиться к любой проблеме взрослого или ребенка как к объективно существующей.
Уметь ориентироваться в сложившейся ситуации, быть беспристрастным в анализе событий.
Быть корректным в процессе получения информации, осторожно ее использовать, соблюдать принцип конфиденциальности.
Быть ответственным за выполнении взятых на себя обязательств.
Формировать адекватное представление о работе вожатого, областях его деятельности и компетентности.
Правила взаимодействия вожатого с ребенком
Видеть индивидуальность ребенка, принимать его таким, какой он есть.
Налаживать общение с ребенком на уровне, адекватном его возрастным и личностным особенностям.
Давать рекомендации ребенку в корректной и доступной для него форме, причем рекомендации должны быть выполнимы.
Проводить индивидуальную воспитательную работу с ребенком с согласия родителей, кроме случаев обращения самого ребенка или при угрозе его здоровью (физическому и/или психическому).
Производить ознакомление третьих лиц с информацией, полученной в рамках профессионального общения с ребенком (результатами диагностики и т. д.), с согласия самого ребенка, начиная с 10-летнего возраста. При этом доводятся до сведения не результаты диагностики отдельного ребенка, а выводы и рекомендации.
Учить ребенка принимать свои индивидуальные особенности, использовать их для достижения собственных целей.
Правила взаимодействия вожатого с родителями
Помогать родителям в защите прав ребенка и его личностного достоинства, при необходимости информировать их о существующих правах ребенка и путях их соблюдения.
Создавать у родителей мотивацию сотрудничества с вожатым.
Способствовать повышению родительской компетентности и активизации родительского потенциала для решения проблем ребенка.
Запрашивать информацию о внутреннем мире родителей и их взаимоотношениях только в той мере, в какой это необходимо для осуществления педагогического сопровождения развития ребенка.
В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с родителями (результатами диагностики
и т. д.), третьему лицу, делать это с согласия родителей, за исключением случаев, когда нераспространение этих сведений может нанести вред здоровью (физическому и/или психическому) их или ребенка.
Правила взаимодействия вожатого с вожатыми (педагогами)
Помогать вожатым в защите прав ребенка и его личного достоинства.
Соблюдать позицию равенства и сотрудничества в общении с вожатыми.
Следить за новыми научно-практическими разработками в области педагогики с целью достижения наибольшего взаимопонимания при работе с педагогами.
В случае необходимости передачи информации, полученной в рамках профессионального общения с вожатым (педагогом) - результатами диагностики и т. д., третьему лицу (в том числе и администрации), делать это с согласия вожатого (педагога). Администрации и педагогам информация предоставляется либо в обобщенном виде, либо в виде рекомендаций и предложений.
Содействовать профессиональной эффективности и личностной успешности педагога.
Требования к профессиональным качествам вожатого
Правила профессионального самоотношения
Анализировать свое физическое и психическое состояние в процессе профессиональной деятельности.
Стремиться к здоровому образу жизни, в частности соблюдать режим труда и отдыха, поддерживать оптимальную работоспособность.
Дозировать эмоциональную нагрузку, противостоять манипулированию, то есть быть готовым к психологической защите.
Использовать профессиональное общение как один из способов повышения квалификации и как средство психогигиены.
Регулировать объем своей работы в соответствии с нормативами профессиональной деятельности и своим психофизическим состоянием.
Быть готовым к решению собственных проблем.