Куликова Т.И.
«Проектирование и экспертиза образовательных систем»
Дисциплина «Проектирование и экспертиза образовательных систем» относится к дисциплинам базовой части образовательной программы подготовки магистров. Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами знаний, умений и навыков, сформированных в процессе освоения дисциплин «Психолого-педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса», «Психолого-педагогическое проектирование развивающей образовательной среды» и «Педагогическое проектирование».
Дисциплина «Проектирование и экспертиза образовательных систем» направлена на формирование у студентов общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Освоение данной дисциплины необходимо для развития у магистрантов представления о теоретико-методологических основах, технологическом процессе и прикладных аспектах проектирования и экспертизы образовательных систем всех уровней непрерывного образования; формирования знаний, умений и навыков разработки психолого-педагогических проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие участников образовательных отношений; проектирования и создания психологически комфортной и безопасной образовательной среды; проведения экспертизы образовательной среды.
Дисциплина «Проектирование и экспертиза образовательных систем» имеет содержательные межпредметные связи с дисциплинами: «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Психология здоровья» и «Практикум по психологии здоровья».
Самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа магистрантов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой магистрантов).
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие магистрантов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа магистрантов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Целью самостоятельной работы магистрантов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа магистрантов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами самостоятельной работы магистрантов являются:
• систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений магистрантов;
• углубление и расширение теоретических знаний;
• формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
• развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
• формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
• развитие исследовательских умений;
• использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических занятиях, для эффективной подготовки к экзамену.
Самостоятельная работа обучающихся, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений, повышение творческого потенциала студентов заключается в следующем:
- в работе студентов с лекционным материалом, поиске и анализе литературы и электронных источников информации по заданной проблеме;
- в выполнении реферата по выбранной теме;
- в изучении теоретического материала к практическим занятиям;
- в выполнении заданий для самостоятельной работы по темам, в т.ч. в системе управления обучением MOODLE;
- в составлении портфолио;
- в подготовке к экзамену.
Комплект учебно-методического сопровождения дисциплины (опорные конспекты лекций, методические рекомендации по выполнению практических занятий, электронный вариант РПД), доступен студентам в ЭБС «Университетская библиотека онлайн» – база данных электронных версий учебников, учебных пособий, научных изданий, словарей, энциклопедий, интерактивных тестов по перечню направлений подготовки высшего образования; в ЭБС «Национальный цифровой ресурс «Руконт» – коллекции «Базовый массив», «Пользовательская коллекция ТГПУ», «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»: учебники, учебные пособия и научная литература по различным отраслям знаний; в системе управления обучением MOODLE, из локальной сети ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» и с сайта университета из раздела «Электронное обучение» и может использоваться в процессе выполнения самостоятельной работы.
При подготовке к лекционным, практическим занятиям студентам доступны следующие учебно-методические ресурсы:
1. Учебно-методические материалы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle.
2. Выходные данные учебников, учебно-методических, учебных пособий, электронных информационно-образовательных ресурсов и иных учебно-методических материалов, необходимых студентам для качественного освоения дисциплины и достижения планируемых результатов обучения.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СРС ПО ТЕМАМ
Тема 1. Системный подход в образовании. Виды и функции образовательных систем
План
1. Образовательная система как разновидность социальной системы.
2. Виды и функции образовательных систем.
3. Обязательные компоненты образовательной системы.
4. Характеристика компонентов образовательной системы.
5. Образовательное учреждение как сложная социально-педагогическая система.
Вопросы для размышления
1. Дайте определение понятию «образовательная система
2. Перечислите виды образовательных систем. Покажите их взаимосвязь. Какие виды систем вы знаете?
3. В чем сущность непрерывности в образовании?
4. Назовите основные структурные компоненты системы в образовании.
5. Перечислите основные функциональные компоненты системы в образовании.
6. Расскажите об образовательных системах в индустриально развитых странах.
7. Объясните специфику функционирования образовательных систем в странах Центральной и Восточной Европы.
8. Каковы особенности реализации образовательных систем в странах бывшего СНГ и стран Балтии?