Обязательное пенсионное страхование




 

На протяжении последних лет пенсионная система России претерпела существенные изменения.

Реализован персонифицированный учет сведений о каждом застрахованном лице для целей обязательного пенсионного страхования.

Со вступлением с 1 января 2002 года новых законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» изменилась идеология пенсионного обеспечения. Новая пенсионная модель, оставаясь распределительной, дополнилась персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав граждан и пенсионных обязательств государства.

Пенсионная система призвана решать две задачи: пенсионное обеспечение и пенсионное страхование. С 1 января 2002года трудовая пенсия российского гражданина может состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Выплата базовой части пенсии реализует функцию пенсионного обеспечения, ее размер не зависит от заработка пенсионера. Она носит осознанно уравнительный характер как некая социальная гарантия обеспеченной старости тем, кто отработал минимальный установленный государством страховой срок – 5 лет. (Достаточно пяти лет страхового стажа – и при достижении пенсионного возраста гражданин приобретает право на получение базовой части пенсии.) Базовая часть составляет с 1 августа 2008 года – 1794 рубля, в перспективе она должна стать равной прожиточному минимуму пенсионера.

А вот страховая и накопительная части пенсии, финансируются в размере 14% за счет собираемых средств в виде страховых платежей и накопительных отчислений, зависят от размера зарплаты будущего пенсионера. Выше платежи – выше пенсия. Выплата страховой части пенсии несет функцию социального страхования.

Накопительная часть пенсии финансируется за счет части страхового тарифа, а так же дополнительных страховых взносов в соответствии с вступлением с 1 октября 2008года в действие Федерального закона № 56-ФЗ от 30.04.2008г. «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Цель закона - стимулирование формирования пенсионных накоплений. Закон установил систему стимулирования государством формирования пенсионных накоплений путем софинансирования из средств федерального бюджета дополнительных страховых взносов будущих пенсионеров на накопительную часть трудовой пенсии.

Общий принцип нового закона определил два года назад Президент в своем Послании Федеральному Собранию: к каждой тысяче рублей добровольных дополнительных пенсионных взносов работника на накопительную часть трудовой пенсии государство добавит еще столько же из бюджета. При этом взнос работника должен быть не меньше 2000 рублей в год, государство же добавляет не больше 12 тысяч рублей в год.

Право на получение государственной поддержки в виде софинансирования дополнительных страховых взносов будет иметь любой работоспособный человек, добровольно вступивший в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в течение пяти лет: с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013 года. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений будет осуществляться в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованным лицом дополнительных страховых взносов. Граждане вправе сами определять размер этих взносов, прекращать либо возобновлять их уплату, уплачивать указанные взносы самостоятельно через кредитные организации либо через работодателя.

Законом предусмотрено увеличение в четыре раза размера доплаты из средств бюджета к взносу граждан, продолжающих трудиться после достижения пенсионного возраста и не обратившихся за назначением ни одной части трудовой пенсии. К каждой внесенной таким лицом тысяче рублей государство добавит не одну, а четыре тысячи в пределах 48 тысяч рублей в год, правда, при одном условии – человек должен отодвинуть срок оформления и получения трудовой пенсии на все время своего участия в софинансировании.

Чтобы реализовать свое право на уплату дополнительных страховых взносов, гражданину нужно будет подать заявление в орган Пенсионного фонда по месту жительства лично, через своего работодателя или трансферагентский центр.

В софинансировании может участвовать и работодатель. Он вправе принять решение об уплате взносов в пользу работников, уплачивающих дополнительные страховые взносы. Такое решение оформляется приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор. При этом соплатеж государства определяется из суммы личных взносов работника (без учета платежа работодателя).

Чтобы деньги не обесценивались и приносили дополнительный доход, суммы дополнительных страховых взносов инвестируются в таком же порядке, как и пенсионные накопления в системе обязательного пенсионного страхования, то есть будущий пенсионер вправе выбрать управляющую компанию либо перевести средства в негосударственный пенсионный фонд.

В том случае, если работник умирает, не успев оформить трудовую пенсию, сумма его накоплений будет выплачена его правопреемникам в порядке, который установлен законодательством для выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Что касается порядка уплаты и перечисления страховых взносов, период и размер взносов на государственное софинансирование пенсионных накоплений, и некоторые другие нормы Закона вступят в силу с 1 января 2009 года.

 

Резюмируя вышесказанное, государство через процедуру софинансирования и налоговые льготы вводит экономическое стимулирование участия граждан в формировании своей будущей пенсии. Расширяется круг лиц, которые будут иметь возможность принять активное участие в формировании накопительной составляющей своей пенсии. Как было сказано срок поддержки рассчитан на 10 лет. Вступить в программу можно в любой момент, начиная с 1 октября 2008 года до 1 октября 2013года. Подробная информация о подготовке к реализации федеральных законов размещена на сайте Отделения в разделе «Закон о дополнительных страховых взносах». На эту тему опубликовано десятки статей как в областных так районных газетах общим тиражом около 200 тысяч экземпляров. Большое внимание этой теме уделяется телевидением и радио. Достаточно сказать, что в электронных СМИ вышло около 100 информационных материалов. Управляющий отделением ПФР Е.А.Шамакин неоднократно проводил пресс-конференции для СМИ, в прямом эфире отвечал на вопросы наших граждан кому интересна тема о состоянии их будущей пенсии. Бесспорно, активное участие молодого поколения в формировании своей будущей пенсии через процедуру софинансирования – это залог вашего достойного будущего. Отделение ПФР по Тверской области рекомендует Вам не стоять пассивно в стороне, а активно воспользоваться прямой поддержкой государства.

В отличие от страховой части, средства, направляемые на накопительную часть пенсии, не будут расходоваться на выплату текущих пенсий, а будут инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода. Доход этот зачисляется на лицевые счета граждан и позволяет, в итоге, увеличить размер пенсий. Подробная информация о государственной поддержке пенсионных накоплений в виде вопросов и ответов изложена в Приложении 1.

Обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является государственное учреждение – Пенсионный фонд России. ПФР и его территориальные органы составляют централизованную систему органов управления обязательного пенсионного страхования. Важно подчеркнуть, что ответственность по обязательствам фонда перед застрахованными лицами несет государство.

Источником средств на обязательное пенсионное страхование являются обязательные платежи, величина и сроки уплаты которых установлены законом. Пенсионный тариф, составляющий сегодня 20 процентов, от ФОТ конкретного работника, разделен на 2 части. Первые 6% идут в федеральный бюджет на финансирование базовой части пенсии – одинаковой для каждой категории пенсионеров (сегодня 1794 рублей). Вторая часть 14% идет на страховую часть и накопительную часть пенсии. Тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части (8%) пенсии и для финансирования накопительной части (6%). Величина этих тарифов зависит от возраста застрахованного лица. Тут надо иметь в виду, что все страховые платежи, которые поступают от работодателя на застрахованного работника, фиксируются в системе персонального учета.

С 1 января 2002 года уплата обязательных страховых платежей на обязательное пенсионное страхование осуществляется в форме ЕСН, уплачиваемого в соответствии с Налоговым кодексом РФ Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами Министерства РФ по налогам и сборам.

Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами ПФР в судебном порядке. Часть полномочий, связанных с процедурой уплаты и взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, представлено органам ПФР.

Кто является плательщиком страховых взносов?

Субъектами обязательного обязательного пенсионного страхования являются все категории работодателей, а также все виды самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, крестьянские и фермерские хозяйства, нотариусы, адвокаты и т.п.)

Что облагается страховыми взносами и как определяется база их начисления?

Объектами начисления ЕСН (взносов в ПФР) согласно Налоговому кодексу являются все виды выплат, производимые со всех источников финансирования в пользу наемного работника, а также весь совокупный валовой доход индивидуального предпринимателя и приравненных к нему категорий плательщиков. Льгот по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не предусмотрено. Таким образом, организация, которая освобождена полностью или имеет льготы по уплате ЕСН, страховые взносы в ПФР должна начислять и уплачивать в полном объеме.

Что нового дала пенсионная реформа?

В отличие от прежней системы, отныне государство признает индивидуальные обязательства перед каждым застрахованным гражданином.

Для этого каждому открыт лицевой счет в Пенсионном фонде, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем с зарплаты и в обычном случае составляющие 14% зарплаты. Из поступивших сумм взносов формируется пенсионный капитал, а для молодых работников – еще и пенсионные накопления. Пенсионный капитал ежегодно индексируется в том же порядке, что и выплачиваемые трудовые пенсии. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход от размещения накопленных средств.

Пенсионный капитал и накопления - это как раз и есть форма учета обязательств государства по выплате будущей пенсии. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученный прирост будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии. Размер пенсии будет напрямую зависеть от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: