Сыр выпал - с ним была плутовка таков(на доске собирают высказывание). «Ворона и лисица».




Урок литературы по теме: «И.А. Крылов. Басня «Ворона и лисица»

Тип урока: конструирования новых знаний.

БазовыйУМК: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, Автор-составитель В.Я. Коровина и др. М.: Просвещение, 2006

Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, аудиозапись басни (электронное приложение),

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Технологии: элементы дифференцированного, проектно-исследовательского обучения.

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Цель урока: УУД

· Личностные:развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, формирование у детей доброты, уверенности в себе.

· Регулятивные:формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.

· Познавательные:формирование умений отличать жанр басни от других жанров, выявление заложенных в произведении вневременных, нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение.

· Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Планируемые результаты:

· Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.

· Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении.

· Предметные:отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «сравнение», «олицетворение», «аллегория», «мораль».

Ход урока

- Добрый день, ребята и уважаемые гости. Вы готовы трудиться? Можно садиться. Давайте улыбнемся друг другу и начнем путешествие по стране Литературии.

(Демонстрируется портрет И.А. Крылова). Скажите, пожалуйста, чей это портрет? Как вы думаете, почему именно этот портрет я вам демонстрирую? Кем был Крылов?

- Значит о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О баснях Крылова, о творчестве Крылова.)

- Какую цель мы поставим перед собой?

познакомиться с творчеством И.А. Крылова, жанровыми особенностями басни и ролью морали в ней.

- Какие задачи стоят перед нами?

· Выразительно читать басню

· Анализировать произведение

· Делать выводы.

- Вот три основных задачи на урок. - А для того, чтобы определить, о какой басне мы будем говорить, вам нужно выполнить 1 задание.

Сыр выпал - с ним была плутовка таков(на доске собирают высказывание). «Ворона и лисица».

- Запишем тему урока: Басня И.А. Крылова «Ворона и лисица»

-Дорогие друзья, я приглашаю вас посетить музей БАСНИ. Я буду вашим экскурсоводом, а вы любознательными, активными экскурсантами.

- А что такое басня? (это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл)

Первый зал «Исторический». Одним из старейших жанров литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. В Древней Греции басенным творчеством занимался Эзоп. Много позже во Франции появился острослов Лафонтен. В России в жанре басни писали М.В. Ломоносов, Александр Петрович Сумароков и И.А.Крылов.

-Вы уже многое слышали о Крылове, давайте еще раз вспомним биографию баснописца. О ней расскажет Калимуллина Элина.

- Спасибо. Самой известной вам басней является «Ворона и лисица».

- Наступило время пройти в «Артистический» зал.

Посмотрим инсценировку басни.

- Спасибо. Артисты занимают свои места. Басню вспомнили, давайте проведем словарную работ. Для этого давайте сформулируем термины, которые нам будут нужны для анализа басни как жанра.

(Работают по учебнику, выписывают определения)

Аллегория* Мораль*
  • Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или предмет, н-р за лисой-хитрый человек.
  • Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

- Читаем, что у вас получилось? Вот мы вспомнили основные термины, которые нам понадобятся.

- Продолжим знакомство с басней. Н.В. Гоголь сказал о творчестве баснописца: «Басни И.А. Крылова –это книга мудрости самого народа». А чтобы убедиться в этом, будем исследовать басню «Ворона и лисица»

Итак, мы переходим в следующий зал «Героический»

– Назовите героев басни? (ворона и лисица). Давайте понаблюдаем за ними.

– Кого мы называем вороной? Человека, который что-то «проворонил», часто называют вороной. Обратимся к словарю В.И. Даля (словари на партах.)

– Ворона – нерасторопный человек, вялый, разиня, рохля, зевака (переносное значение.)

– Прочитаем первые четыре строчки. Как вы думаете, почему Крылов использует слово «взгромоздясь»? (Ворона как гром (шумно, с грохотом) взобралась на дерево, плюхнулась, уселась.)

– Чем значение данных слов – синонимов отличается от значения слова взлететь? (Взлететь – подняться плавно, нежно, бесшумно.Можно даже сказать, культурно.)

– Какой можно представить ворону? Дадим ей характеристику. (Тяжелая, огромная, неуклюжая, громкоголосая.)

– Выразительно прочитаем фрагмент из басни, где дает характеристику нашей героине Лисица.

– Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, -
Ведь ты б у нас была царь-птица!

– Какой мы представляем себе Лисицу? Дадим ей характеристику.

– Плутовка (обманщица), хитрая, льстивая

– Она кажущейся ласковостью речи заманивает Ворону в ловушку и добивается своей цели.

– Как же так? Почему характеристика Вороны столь противоречива? (Лисица притворяется, насмехается, издевается над Вороной.)

– Какие ещё черты можно у неё обнаружить? (Хитроумная, сообразительная, находчивая.)

– Но и это ещё не всё. В результате уговоров Лисы «Ворона каркнула во всё воронье горло». Что значит во все горло? (Громко кричать, орать, слишком громко петь.)

– В каких строчках заключается мораль басни?

– Как вы понимаете слово «лесть» (неискренне восхваление)? В чем заключается лесть Лисицы? (Хитрость, притворство.)

– Какими словами автор описывает состояние Вороны, которая слышит льстивые слова? (Ворона каркнула во все воронье горло.)

– Какие качества осуждает и осмеивает автор? (Жадность, хитрость, глупость, обман, лесть.)

Вывод:Крылов даёт возможностьчитателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддаётся лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но очень опасна (…гнусна, вредна.)

- Пройдем в Эзопов зал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: