Коварный дистант. Почему онлайн-образование стало обузой для школ и родителей
«Нам прислали буквально ГОРЫзаданий. Даже по музыке и физре - письменно!» «Мне кажется, все в ужасе и панике не разрабатывают ничего для пользы, а готовы угробить сейчас ментально всех, загнать в депресс». Это пишут в соцсетях родители. Учителя делятся впечатлениями от трудового дня: «Меня будто выжали в стиральной машине»... Начало «дистанта» вышло комом. Предложенные Министерством просвещения и комитетом по образованию ресурсы не выдерживали наплыва и зависали. Между тем иные учителя-энтузиасты придумали, как изучать «Войну и мир» всем классом с помощью Гугл-таблиц, а педсоветы проводить на игровой платформе, где обычно геймеры воюют со всякими упырями.
ФОТО Кирилла КУХМАРЯ/ТАСС
Не выйти на улицу, не выйти в онлайн
Педагоги сетуют: долго пребывали в неизвестности. Власти Петербурга объявили 3 апреля о начале с 6 апреля дистанционного обучения в школах, но в тот же день президент сказал о продлении нерабочих дней. И как это расценивать? Администрации школ морально готовили педсостав: «Не расслабляться!», но, например, методические рекомендации комитета по образованию по «дистанту» в начальной школе были утверждены только 2 апреля, а на сайте комитета появились в первый день учебы.
В идеальном мире переход на дистанционку выглядел бы так. Учитель на домашнем ноутбуке заходит в zoom или скайп (ресурс для коллективной работы), дети присоединяются со своих домашних планшетов. Все друг друга видят, общаются, на экран выводятся записи, видеоролики, задания.
Сюрприз: мир не идеален.
Многие родители сейчас не на отдыхе, а на удаленной работе, и если в семье один компьютер, то освобождается он после рабочего дня. Ребенок, соответственно, приступает к учебе вечером.
Ну и, чего уж там, не в каждой семье в принципе есть ноутбук.
- У нас из 400 человек у 20, как оказалось, нет технических средств, - говорит Мария Чистякова, преподаватель литературы лаборатории непрерывного математического образования (ЛНМО) школы № 564. - Одному ребенку из многодетной семьи дал планшет комитет по образованию. Остальным, и детям и учителям, мы просто раздали ноутбуки из компьютерного класса.
Администрация города пообещала планшеты. «Ждем и надеемся», - говорят учителя. Пока для «технически неоснащенных» семей предусмотрен такой режим работы: родители получают задание по телефону, потом приносят выполненное задание в школу (на вахтах установлены специальные емкости).
Мобильные телефоны, казалось бы, есть почти у всех детей, но у некоторых они кнопочные, без выхода в Интернет. А если и смартфоны, то не оснащенные нужными программами, их надо скачивать.
Еще одна обнажившаяся колдобина: пресловутая «техническая продвинутость» юного поколения - это нередко «скачать игру и всем классом в нее играть».
Информатика начинается с шестого класса, в основном с теории: что за предмет, для чего и т. д. Не все умеют заводить адрес электронной почты, при этом электронка сейчас - главное средство общения учителей и учеников. И уж точно на информатике не предусмотрено обучение работе на смартфоне. Скачать в телефон бесплатную программу «Ворд» и «Ворд пойнт» можно, но это в новинку, и, как комментируют педагоги, «для ребенка в нынешней ситуации любое новшество, любое «не получается» - уже стресс, который передается, конечно, родителям».
Статья по теме:
Уроки - дома. Как действует система дистанционного обучения в Петербурге
История из соцсетей. У мамы - четверо детей, из них трое школьников: одной дочке задали 40 примеров по математике, второй - 16 страниц по биологии, сыну - написать сочинение-репортаж (которому еще не учили). «Я просто какой-то сканер, принтер и гаджет, потому что должна все это по разным адресам разным учителям высылать», - пишет мама.
Учителя, кажется, в сочувствии пока опережают родителей. Видимо, потому что среди учителей родителей больше, чем среди родителей - учителей:
- Сейчас дети сидят дома, не могут обратиться к учителю на переменке или после занятий, - говорят педагоги. - Не каждый учитель имеет страничку в соцсетях, многие общаются только через электронную почту. Ну и представьте себе: ребенок делает домашнее задание, что-то недопонял, пишет учителю на почту, а у него еще 30 работ класса на проверке. Так что ответ может задержаться на день-два. Ребенок идет к родителям, а для них решение математических заданий седьмого класса или разбор морфем - уже давно забытое прошлое.
Педагоги тоже заслуживают сочувствия. У многих предметников - классное руководство. То есть к нескольким десяткам учеников в нескольких параллелях классов прибавляются собственные подопечные и их родители: разъяснять, успокаивать.