Сложившаяся издавна классификация целлюлозно-бумажной продукции выделяет несколько ее укрупненных видов: газетная, писче-печатная и упаковочная бумага, картон. Дальнейшая дифференциация выделяет в группе писче-печатной бумаги мелованную, вводит такой вид бумаги, как тисню, а в группе картона выделяет крафт-лайнер и гофрокартон. Не обобщаются статистикой объем и структура производства изделий из бумаги и картона, хотя отдельные, не систематизированные данные появляются в ряде изданий. Внутри крупных групп дифференциация затрагивает в основном технические характеристики того или иного вида бумаги (масса квадратного метра, зольность, прочность и т.д.).[5]
Классификация по применению отвечает особенности целлюлозно-бумажной промышленности, выделяющей ее среди отраслей тяжелей промышленности. Эта особенность — наиболее высокая среди других отраслей социальная направленность продукции, составляет по нашим данным до 80-90% общего объема производства. В основе классификации лежит представление о всеобщем непосредственно личном или опосредованном применении целлюлозно-бумажной промышленности: людьми всех стран, всех возрастов, различного социального положения.[6]
В классификации можно выделить 3 группы и 2 подгруппы, охватывающие производство бумаги, картона, а в некоторых случаях также изделий из них.
Первая группа — это бумага, картон и изделия из них для личного конечного потребителя. Сюда относятся санитарно-гигиеническая бумага и изделия из нее, нередко называемые “тисью” (туалетная бумага, носовые платки, полотенца, памперсы, простыни, гигиенические пакеты и прочее). Потребление тисню составило 6,5% от общего потребления целлюлозно-бумажной продукции в 2002 году. Оно весьма неравномерно по странам и континентам, а также по потребляемому ассортименту. Однако общим и объединяющим ее в эту группу является то, что вся эта продукция имеет сравнительно невысокую цену и потребляется в массовых масштабах людьми всех возрастов и всех регионов. А также то, что потребление этих изделий имеет одноразовый конечный характер.
К этой группе также относится такой вид продукции, сугубо личной по применению, как писчая бумага. Это бумага и изделия из нее, которые поступают для записей учащимися и прочими категориями потребителей. Изделия из писчей бумаги — это тетради, различные блокноты, ежедневники и т.д. Ассортимент этих изделий очень широк. Они относительно недороги, имеют массовое распространение, используются во всех странах, но характер потребления различен в зависимости от уровня культуры, образования, традиций, которые характерны для страны. Несомненное влияние оказывает на потребление писчей бумаги и изделий из нее распространение электронных носителей информации. Было бы, однако, опрометчиво заявлять, что происходит заметное сокращение выпуска писчей бумаги. Этого нет. Школьные тетради, дневники, ежедневники сохраняют свое значение, как и записные книжки, т.е. потребление писчей бумаги не снижается.
В эту группу входит и упаковка из бумаги и картона для пищевых продуктов. Бумага и картон, используемые для этой цели, имеют конечное одноразовое потребление.
И, наконец, еще один вид целлюлозно-бумажной промышленности, который можно отнести к этой группе, это обои различных вариаций: на основе глубокой печати и дуплексные, влагостойкие и пенообои и т.д.
Общим у всех видов целлюлозно-бумажной промышленности, входящих в первую группу, является (как уже было отмечено) то, что они идут непосредственно в личное потребление, которое носит конечный (разовый) характер, после которого фактически не остается отходов, которые могли бы идти в макулатуру.
Вторая группа в классификации состоит из двух подгрупп целлюлозно-бумажной промышленности, попадающей к потребителю опосредованно.
Первую подгруппу составляет целлюлозно-бумажной продукции, которая используется для затаривания. Это этикеточная и упаковочная бумага, в том числе, бумажные мешки, а также коробочный и гофрокартон. Объем производства продукции этой подгруппы очень велик, также как и возможность ее вторичного использования в виде макулатуры.
Вторую подгруппу составляет продукция, которая поступает к потребителю в основном через типографии. В первую очередь это — газетная бумага, которая используется как для многотиражных изданий (газет, еженедельников) с применением высокопроизводительной техники, так и малотиражных изданий — районных, городских, рекламных изданий, включая издания предвыборной агитации. Газетная бумага используется также для печати массовых книжных изданий.
Значительную часть второй подгруппы составляет офсетная бумага. Ее применяют для издания многотиражных журналов с использованием многоцветной печати, каталогов, художественной литературы с различными тиражами, для специальных художественных изданий (альбомов, репродукций), справочных изданий долговременного использования (энциклопедий, справочников).
К этой подгруппе также следует относить и так называемую офисную бумагу. Название это она получила совсем недавно, хотя используется давно и повсеместно. К офисной бумаге относится не только бумага, используемая для офисной техники, но и всевозможные бухгалтерские бланки, кассовые ленты, конверты и т.д. Потребление этих видов бумаги стало увеличиваться с развитием различного рода технических средств обслуживающих учетно-финансовую деятельность. И, наконец, еще одним видом продукции, который можно отнести к этой подгруппе, будет переплетный картон, который в общей статистике не выделяется, однако имеет немалое значение в полиграфии, а также для остального ассортимента товаров этой подгруппы.[7]
Объединяет всю вторую группу то, что отходы, полученные при использовании этой продукции, могут сформировать немалую долю макулатуры, возвращаемой в производственный процесс. А также то, что вся продукция этой группы, хоть и опосредованно, также попадает в личное потребление.
Третью группу составляет целлюлозно-бумажная продукция, которая не предназначена для личного применения. Сюда относятся бумага и картон технического назначения, а также товарные волокнистые полуфабрикаты. В эту группу следовало бы включить и лесохимические продукты — их число невелико, объем производства не слишком заметен, хотя по стоимости и значимости их следует принимать во внимание при рассмотрении особенностей данной группы и учитывать при маркетинговых исследованиях.
Для технических и строительных целей применяются специальные виды картона, доля которых весьма невелика и статистикой не выделяется, но имеет весьма заметную стоимость.
Технические виды бумаги — это также всевозможные фильтры, лакмусовая бумага и прочие виды, которые также имеют специфическое значение.[8]
Изложенная выше классификация может быть представлена в форме таблицы 7.
Таблица 7. Классификация бумаги
Группа | Подгруппа | Вид продукции | Возможность вторичного использования | Особенности использования |
I | Тисню Писчая Обои упаковка для продуктов | Практически нет | Конечное личное | |
II | Этикеточная Упаковочная картон коробочный и гофро- | До 60% идет в макулатуру | Опосредованное личное | |
Газетная Офсетная Офисная переплетный картон | ||||
III | бумага и картон технического назначения товарные волокнистые полуфабрикаты | Нет | Конечное неличное |
Данная классификация позволяет выявить целевые рынки и организовать целенаправленную маркетинговую деятельность предприятий-изготовителей целлюлозно-бумажной продукции.