Упражнение «Знакомимся с геометрическими иллюзиями»




Учитель демонстрирует несколько рисунков геометрических иллюзий (ПРИЛОЖЕНИЕ 10): иллюзии восприятия расстояния, когда дальнее изображение кажется большим по размеру; иллюзии восприятия высоты, когда отрезок, расположенный вертикально, кажется длиннее. При демонстрации полезно задавать вопросы, например: «Какая линейка длиннее: ближняя или дальняя? «Что больше — высота или ширина фигуры?». Последним желательно продемонстрировать рисунок с изображением шляпы-цилиндра (атрибутом фокусника-иллюзиониста). Выполнив необходимые измерения, можно убедиться, что высота шляпы равна ширине полей, хотя кажется, что ширина полей меньше высоты шляпы. Переменка 2 Рекомендуется проведение зрительной гимнастики.
Упражнение «Учимся смотреть и видеть» Учитель сообщает, что кроме геометрических иллюзий восприятия размера, когда ошибочно воспринимаются размеры изображенных предметов, существуют иллюзии восприятия глубины, когда рисунок один, но можно увидеть два разных изображения.Учащиеся выполняют задание 4 в рабочей тетради.Также можно предложить учащимся выбрать один из рисунков и рассматривать его, добиваясь чередования изображений. Фокус «Увеличение» Учитель достает из цилиндра две одинаковые карточки и, накладывая одну фигуру на другую, показывает, что они равны (карточки надо заранее вырезать по контуру из ПРИЛОЖЕНИЯ 11).Затем одну карточку учитель откладывает в сторону, а другую начинает энергичными движениями «растягивать» в разные стороны (желательно заранее потренироваться, чтобы действия выглядели естественно).Учитель снова демонстрирует обе карточки, расположив их вертикально, и учащиеся видят, что карточка слева «выросла»!
Секрет фокуса основан на иллюзии восприятия, которая возникает при демонстрации двух одинаковых фигур, когда большая сторона одной из них расположена рядом с меньшей стороной другой фигуры. Подведение итогов В конце занятия следует подвести учащихся к выводу, что в случае геометрических иллюзий даже хорошее зрение может обманывать. Поэтому надо всегда проверять свои предположения измерениями.
ЗАНЯТИЕ 6 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГОЛОВОЛОМКА «ТАНГРАМ»
  Краткое содержание: содержание занятия направлено на развитие навыков графического моделирования при ознакомлении с игрой «Танграм».

 

Методические рекомендации

Разминка

Перед началом занятия каждый ученик получает конверт, в котором находится набор деталей игры «Танграм» (Приложение 4 к рабочей тетради).

Учитель предлагает достать детали из конверта, рассмотреть их и ответить на вопросы (в скобках даны ответы для учителя):

— Сколько всего геометрических фигур в комплекте? (7);

— На какие две группы можно разделить фигуры по форме? (на четырехугольники и треугольники);

— На какие три группы можно разделить треугольники по размеру? (на большие, средние и маленькие);

— Сколько больших треугольников? средних треугольников? маленьких треугольников? (2 больших треугольника, 1 средний треугольник, 2 маленьких треугольника);

— На какие две группы можно разделить четырехугольники (на квадраты и «не-квадрат» (параллелограмм)).

Далее учитель демонстрирует рисунок «Танграм» (ПРИЛОЖЕНИЕ 12), на каждой из частей которого записана одна из букв названия игры.

Учащимся предлагается внимательно рассмотреть рисунок и соотнести составные части квадрата с имеющимися деталями, ответив на вопросы:

1) Какими буквами на рисунке обозначены два маленьких треугольника? (буквами Н и М)

2) Какой буквой обозначен «не-квадрат» (параллелограмм) (буквой А) и т. д.

Учитель сообщает, что сегодня на занятии учащиеся познакомятся с новой математической игрой, название которой можно прочитать на рисунке — ТАНГРАМ.

 

Интересно знать  
   
Согласно легенде игра «Танграм» была изобретена в Китае легендарным китайским мудрецом Тан (Приложение 13). Ему поклонялись как божеству, и в его честь фигуры этой древней игры стали называть танами. Имеются сведения о том, что еще 4000 лет назад были составлены семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывала ровно тысячу фигур. По правилам игры каждая фигура обязательно должна быть составлена из всех семи танов.  
   

Упражнение «Квадрат»

Учитель предлагает учащимся сложить квадрат из всех имеющихся танов, используя в качестве образца рисунок «Танграм».

 

Упражнение «Кошкин дом»

Учащиеся выполняют задание 1 в рабочей тетради.

При необходимости под руководством учителя можно провести сравнительный анализ изображений кошек: учащиеся определяют, из каких танов составлены голова, туловище и хвост каждой кошки (при ответе надо назвать геометрическую форму, число и размер деталей).

Далее учащиеся в группах договариваются, кто какую кошку будет складывать, и составляют ее по образцу.

 

Переменка 1

Проводится дидактическая игра на переключение внимания «Кошки и собаки». Учитель демонстрирует рисунок, на котором в произвольном порядке изображены кошки и собаки (ПРИЛОЖЕНИЕ 14)

Учащиеся по цепочке называют животных, одновременно указывая их порядковый номер. Например: «Первая собака», «Вторая собака», «Третья собака», «Первая кошка», «Вторая кошка» и т. д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: