Игра «Скажи, что ты слышишь? »




Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: сначала показать и назвать предметы, демонстрируя их звучание. Затем за ширмой выполнять различные действия с предметами (переливать воду, пересыпать крупу.). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

 

«Узнай по звуку».

Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

 

 

«Найди игрушку».

Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого. Меняемся? Хорошо!

 

Игры на развития речевого слуха:

 

Игры и задания, направленные на различение высоты, силы и тембра голоса.

 

Игра «Кто как кричит? »

«В лесу» - ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко;

«Три медведя» - определить, кому принадлежат реплики из сказки.

Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: — Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме? И т. п

 

"Аленушка-ревушка"

Цель – развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Ход игры. Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:

У нас живет Аленушка,

Плакса девочка и ревушка.

Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: "А… ", если ей хочется яблоко, она плачет: "А-А… ", если грушу – "А-А-А… ", если банан, то плачет: "А-А-А-А… ". Скажите, как можно назватьодним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка.

 

Воспроизведите звук "А" один, два, три или четыре раза и попросите ребенка показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что же она хочет.

 

"Знайки"

Цель – развивать слуховое внимание, слушая речь, произносимую шепотом.

Ход игры. Покажите ребенку машину и спросите: "Что это? " – "Это грузовик".

-"Почему он так называется? " – "Потому что он возит грузы". – "А как называется человек, который водит грузовик? " – "Шофер". – "Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? " – "Да". – "Зачем? " – "Чтобы починить ее, если она сломается". – "Давай проверим, сможешь ли ты починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части. Я буду шепотом называть части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на грузовике".

 

"Кто стонал? "

Цель игры – дифференцировать звуки по высоте звучания (высокий, низкий)

Ход игры. Покажите ребенку картинку и попросите его рассмотреть ее внимательно. Задайте вопрос по ее содержанию: "Как ты думаешь, почему у мальчика щека завязана платком? "

"У мальчика болят зубы. Ему очень больно и он стонет: "О-о-о" (стон мальчика имитируйте высоким голосом).

Обратите внимание ребенка на изображение мужчины, сидящего около мальчика.

Спросите ребенка, указав на изображение: "Как ты думаешь, почему этот мужчина сидит около мальчика? "

Выслушайте ответ и скажите: "У мужчины тоже болят зубы, и он стонет: "О-О-О" (стон передайте низким голосом).

Поинтересуйтесь у ребенка, что нужно делать, чтобы зубки не болели?

Предложите поиграть, скажите: "Я закрою рот экраном и буду произносить звук О высоким и низким голосом, а ты должен угадать, кто стонет – мальчик или мужчина".

 

Игры и задания, направленные на развитие восприятия звуков речи, слов близких по звуковому составу.

 

Игра «Подбери нужное слово»

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я опять задачу дам—всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?.

Что построили с тобой?.

На крючок в реке попал?.

Может всё, хоть ростом мал?.

(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

 

Дифференциация по ритму:

 

Игра «Кто стучится? »

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»

Описание игры: взрослый говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Взрослый предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

 

Игра «Капельки»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.

Описание игры: взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

 

Мудрый филин

Цель: развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу.

Оборудование: любые предметные картинки

Описание игры.

Взрослый показывает картинку, например, с изображением вагона, и объясняет: «Я буду называть это слово то правильно, то неправильно. А ты – мудрый филин - закрой глазки и внимательно слушай и, когда я ошибусь, открой глазки и хлопни в ладошки».

Затем взрослый произносит: «вагон – вакон – вагон – факон – фагон – вагон – вагон – вагом …»

Можно искажать слова, меняя мягкий звук на твёрдый, глухой на звонкий и наоборот, можно менять местами слоги или менять ударение.

Варианты:

Банан – баман – паман – банан – банан - ваван – давай – банан – банам – банан – паван – банан

Витамины – витанины – витамины – фитавины – витамины – фитавимы – витамины

Медведи – медмеди – медведи – недмеди – медведи – ведмеди - медведи – медведи – невмеди

Бегемот – бегемот – мегемот – бегебот – бегемот – гибидот – бегемот – бигетот – бегемот

Конфета – контета – конфета – конфета – фонфета – контета – накфета – конфета - конфета

Альбом – айбом – альбом - авьбом – альбом – альбом – альпом – альбом – альбом – альпом

Клетка – клетка – къекта – клетка – тлетка – кветка – клетка – тлекта – плетка

Ворота - форота – ворота – корота – морота – ворота - вотрота – ворота – порота - хорота;

Бумага – бумага - пумага – бумага - тумага – пумака - бумага – бумака - бумага

 

Ожерелье слов

Цель: развитие умения различать близкие по звуковому составу.

Описание

Перед ребенком выкладываете три предмета (например, три геометрических фигуры). Каждый предмет обозначает слово.

Показываете на Треугольник произносите – мак

Показываете на Круг произносите - бак

Показываете на Квадрат произносите - так

Далее спрашиваете где было слово бак, ребенок должен показать на круг.

Примеры слов:

Мак-бак-так Моток-каток-поток

Ток-тук-так Батон-бутон-бетон

Бык-бак-бок Будка-дудка-утка

Дам-дом-дым Нитка-ватка-ветка

Ком-дом-гном Тыква-буква-будка

Клетка-плётка-плёнка

 

Внимательные ушки

Цель: развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу, находить лишнее

Описание игры.

Ребёнку предлагается прослушать, близкие по звучанию слова, и найти лишнее.

канава—канава—какао—канава

ком—ком—кот—ком

утёнок—утёнок—утёнок—котёнок

будка—буква—будка—будка

винт—винт—бинт—винт

минута—монета—минута—минута

буфет—букет—буфет—буфет

билет—балет—балет—балет

дудка—будка—будка—будка

 

Игра «Гонки слонов»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Описание игры:

Взрослый предлагает «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя), которые отправились погулять, но предупреждает, что нужно замереть, услышав слово «стоп». Далее произносит произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп.

 

Игра «Запретное слово»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: мяч (или мягкая игрушка).

Описание игры:

Взрослый предлагает ребёнку ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если произнесено слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя.

Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч...

 

 

Незнайка запутался

Цель: развитие умения различать слова, близкие по звуковому составу.

Оборудование: предметные картинки, звучание которых различается лишь одним звуком

Описание игры.

Незнайка, нашел много картинок, но никак не может отобрать те из них, которые ему необходимы. Помоги ему, покажи где …. (далее взрослый несколько называет предметы на парных картинках, а ребёнок их показывает)

 


бочка - дочка

бинт – винт

бочка-почка

бак – мак

дочка-ночка

точка – кочка

мишка – мишка

кот – кит

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: