АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ




АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

 

40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности

Специализация: «Уголовно-правовая»

Узкая специализация: «Предварительное следствие в органах внутренних дел»

Квалификация (степень) – «юрист»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема № 17 «Институты контроля и административного надзора и их реализация»

 

Время - 2 часа

 

Обсуждено и одобрено: на заседании кафедры административного права и административной деятельности ОВД Протокол № 1 от «27» августа 2015г. Подготовил: Старший преподаватель кафедры к.ю.н.   ________________Е.В. Евсикова  

 

 

Симферополь

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 17

 

Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 2 часа

Место проведения: учебная аудитория

Методы проведения: фронтальный опрос, заслушивание и обсуждение учебных вопросов, заслушивание и обсуждение докладов, решение задач и выполнение заданий; изучение нормативной базы к этой теме.

Материальное обеспечение занятия: мел, доска

Основные термины и понятия:государственный контроль; прокурорский надзор; административный надзор; протест; постановление; предостережение; представление; плановая проверка; внеплановая проверка; парламентский контроль; президентский контроль.; судебный контроль; контроль органов исполнительной власти; внутриведомственный контроль; надведомственный контроль.

Цели занятия:

1. Дидактическая – формирование у обучаемых основных фундаментальных теоретических знаний и практических умений в области рассматриваемой темы.

2. Методическая – развитие способности творческого усвоения материала, формирование собственного мнения по различным вопросам, формирование желания к дополнительному изучению отдельных аспектов, касающихся рассматриваемой темы.

3. Воспитательная – воспитание уважения к закону; формирование навыков межличностного общения и сотрудничества.

План проведения семинарского занятия

№ п/п Разделы плана и учебные вопросы Действия преподавателя и содержание ответов Время
1. Введение
    Принятие рапорта, выявление отсутствующих с установлением причин отсутствия, проверка готовности слушателей и аудитории к занятию. Вступительное слово преподавателя: объявление темы и целей занятия; определение места и роли данного семинара в общей структуре темы, его практическая значимость; актуализация внимания на вопросах занятия, их содержании, а также на связи теории с практикой; формирование у курсантов психологической установки на активную работу на занятии, определение порядка выступлений и их регламента. 5 мин.
2. Основная часть Организация выступлений курсантов по контрольно-проверочным вопросам Применять методические приемы и средства для поддержания активности курсантов, развития интереса к теме. Обеспечить высокий уровень выступления курсантов. Добиваться практической направленности ответов, в изложении материала ориентироваться на профессиональную подготовку специалистов органов внутренних дел. Равномерно распределять групповые и индивидуальные задания. Соблюдать такт и уставные взаимоотношения в общении с курсантами. Использовать активные методы обучения.  
2.1 Первый вопрос: Общая характеристика института контроля и надзора в административном праве   Организация выступления отвечающего по указанному вопросу: Отвечающему следует отметить, что Основные способы обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного управления – это правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы, используемые полномочными субъектами в процессе поддержания и укрепления законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти. В зависимости от содержания, юридических последствий и субъектов в государственном управлении различают следующие способы обеспечения законности: 1) контроль (государственный и общественный); 2) прокурорский и административный надзор; 3) обжалование незаконных действий (решений) органов исполнительной власти и их должностных лиц. Обобщенно контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Верна точка зрения Г.А. Туманова, который считает, что контроль не может заключаться только в наблюдении с целью фиксации результатов, в той или иной мере он всегда пополняется управляющими воздействиями со стороны субъекта, осуществляющего контроль[1]. Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные государственные органы и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины. Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками: - между контролирующим и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности; - объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, и контролирующий вправе вмешиваться административно-хозяйственную деятельность контролируемого; - контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого; - в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения. Формами контрольной деятельности могут являться заслушивание отчетов, информаций и сообщений, проверка, экспертиза, наблюдение за действиями контролируемого, изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, рассмотрение жалоб и т.д. Особое значение имеют проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам. Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. К признакам надзораотносятся следующие: - он может осуществляться в отношении как неопределенного, так и определенного круга лиц; - связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора; - надзорные органы не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения законности, определенных норм, в т.ч. технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к ответственности; - надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов либо их структурных подразделений; - при выявлении соответствующих нарушений законности уполномоченные на то субъекты надзора вправе применять меры административного принуждения. Различаются два вида надзора: – прокурорский – административный. Определенная роль в обеспечении законности в сфере управления отводится также общественному контролю, а также обращениям граждан. Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства, и, соответственно, осуществлять общественный контроль за органами государственного управления, за деятельностью государственного аппарата и должностных лиц. Субъектами такого вида контроля являются общественные объединения граждан (общественные палаты, политические партии, профессиональные союзы, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы), а также отдельные граждане. Все эти субъекты выступают от имени общественности или от себя лично, а не от лица государства. Поэтому их контрольные полномочия, как правило, лишены юридически властного характера. Для общественного контроля также характерны предупреждение нарушений законности в деятельности органов исполнительной власти посредством использования мер общественного воздействия, создание негативного общественного мнения по поводу деятельности должностного лица, в т.ч. посредством доведения соответствующей информации до неопределенного круга лиц. Общественный контроль, как и государственный, имеет свои правовые и организационные основы. Нормативную основу общественного контроля, в частности, составляют Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»; Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». 20 мин.
2.2 Второй вопрос: Государственный контроль в государственном управлении   Организация выступления отвечающего по указанному вопросу: Отвечающий должен отметить, что Контроль – это метод государственного управления, сущностью которого является постоянная проверка результатов деятельности государственных и негосударственных структур с целью устранения недостатков и повышения эффективности этой деятельности. Государственный контроль, являясь неотъемлемой функцией государственного управления, направлен на достижение целей управления, решение задач, стоящих перед государством, обществом, личностью. Можно выделить следующие виды государственного контроля: 1. В зависимости от разграничения предметов ведения и полномочий органов государства. 1) президентский контроль,осуществляемый Президентом РФ и его представителями; 2) парламентский контроль, осуществляемый Федеральным Собранием РФ, его комитетами и комиссиями, отдельными депутатами; 3) контроль органов исполнительной власти – Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти; 4) судебный контроль Конституционного суда РФ,судов общей юрисдикции, арбитражных судов; 5) контрольУполномоченного по правам человека в РФ, уполномоченных по правам человека в субъектах РФ; 6) прокурорский надзор органов прокуратуры РФ; 7) финансовый контроль Министерства финансов РФ и подведомственных ему федеральных служб. 2. В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводится проверка, различают: 1) предварительный контроль; 2)текущий контроль; 3) последующий контроль. 3. в зависимости от органов, его осуществляющих: a) внутриведомственный контроль; внутренний (проводится исключительно силами и средствами аппарата государственного управления, вышестоящими органами исполнительной власти своей системы) b) надведомственный государственный контроль; внешний (осуществляется органами представительной, исполнительной и судебной государственной власти). Основными принципамигосударственного контроля являются законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны. Президентский контроль. Одним главных из субъектов государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти, несомненно, является Президент Российской Федерации. В соответствии с законодательством Президент не является главой исполнительной власти. Однако в сфере организации и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации (т.е. практического осуществления ее функций, компетенции, полномочий) Президент РФ играет весьма значительную роль. Президент РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации[2]. Также Президент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет непосредственно и через соответствующие структуры, прежде всего через Администрацию Президента[3], аппарат Совета Безопасности РФ[4], Полномочных представителей Президента в федеральных округах[5] и Контрольное управление[6], которым он делегирует часть своих полномочий по контролю. Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. Президент в определенных законодательством случаях вправе приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа), органов исполнительной власти субъектов РФ. Контрольное управление как подразделение Администрации Президента: организует систематический контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей; при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации; по результатам проверок вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях. Контрольному управлению поручено регулярно проводить проверки хода исполнения поручений Президента органами исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов, вносить представления о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к дисциплинарной ответственности, вплоть до отрешения от должности. Важную роль в осуществлении президентского контроля играют полномочные представители Президента в федеральных округах. Полномочный представитель осуществляет свою деятельность по поручению Президента в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий. Он наделен необходимыми полномочиями для выполнения своих задач: вправе запрашивать и получать необходимые сведения, документы и материалы от федеральных и региональных органов власти, участвовать в работе органов исполнительной власти региона и др. Посредством института полномочного представительства обеспечивается дополнительное усиление исполнительной власти, контроль в регионах за выполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента. Указом Президента РФ от 17 февраля 2010 г. № 201 утверждено Положение об Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций, призванное анализировать и обобщать вопросы, которые граждане ставят в письмах и на личном приеме; осуществлять оперативное и периодическое информирование Президента, Председателя Правительства, руководителей федеральных органов исполнительной власти о количестве и характере обращений граждан; готовить на основе анализа и обобщения обращений граждан предложения об устранении причин, порождающих обоснованные жалобы; представлять необходимые материалы в целях освещения в средствах массовой информации итогов обращений граждан. В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. с последующими изменениями, внесенными Протоколами к ней, а также в целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском суде по правам человека Президент РФ учредил должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации. Его функции определены Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. № 310. В целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Контроль органов законодательной (представительной) власти. Данный вид контроля регламентирован Конституцией РФ (ст. ст. 102, 103). Совет Федерации осуществляет контроль при утверждении указов Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президентом вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации (ст. 102 Конституции). К числу контрольных полномочий Государственной Думы в сфере исполнительной власти, указанных в ст. 103 Конституции, относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности. На основании ст. 103 Конституции Председатель Центрального банка России и Уполномоченный по правам человека назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой. Одной из наиболее важных форм контроля за исполнительной властью является рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием РФ представляемого Правительством проекта федерального бюджета Российской Федерации, а также ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Контрольные полномочия Федерального Собрания выражаются и в том, что назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях осуществляются Президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания (п. «м» ст. 83 Конституции). Формой контроля за деятельностью органов исполнительной власти является также запрос депутата или группы депутатов Совета Федерации, Государственной Думы Правительству страны, руководителям федеральных органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определен Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на государственные органы и учреждения, но и на органы местного самоуправления, на все организации и объединения вне зависимости от видов организационной подчиненности и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы и преимущества. Счетная палата проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия. По результатам проверок Счетная палата направляет проверяемым организациям представления, которые должны быть рассмотрены в определенные сроки с уведомлением Счетной палаты о принятых мерах. В случае выявления признаков преступлений материалы проверки передаются в правоохранительные органы. Счетная палата также вправе давать предписания об устранении выявленных нарушений, предусмотрен механизм их обязательного исполнения и обжалования в судебном порядке. Статьей 77 Конституции установлено, что субъекты Российской Федерации сами образуют соответствующие органы государственной власти. Эти органы наделены и соответствующими контрольными полномочиями по отношению к органам исполнительной власти. Так, согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона «О полиции», должностные лица полиции обязаны отчитываться не реже одного раза в год перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Контроль органов исполнительной власти. Функции государственного контроля осуществляют Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ, как высший исполнительный орган государственной власти общей компетенции, наделено широкими контрольными полномочиями в отношении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Согласно ст. 114 Конституции и Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации», оно осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами и указами Президента. Федеральное Правительство в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за исполнением их федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства. Правительство Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых непосредственно осуществляет Президент РФ. Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Оно направляет в законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предложения этих органов по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве. Правительство РФ обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов Федерации и способствует их взаимодействию. Оно разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль. Среди этих органов имеются такие, основной деятельностью которых является именно специализированный контроль, например, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная таможенная служба и др. Большинство федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляет контроль по отраслям и сферам своей деятельности. Особенностью межотраслевого контроля федеральных органов исполнительной власти является то, что он осуществляется за определенными сферами (вопросами) деятельности не подчиненных им органов и должностных лиц. Чаще всего такой контроль касается только определенной функции или отдельной стороны деятельности подконтрольных органов, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности объектов управления. Для осуществления межотраслевых контрольных функций создаются также специализированные инспекции (например, Государственная жилищная инспекция), специальные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти (например, ГИБДД). Отраслевой (внутриведомственный) контроль характеризуется осуществлением контрольно-проверочной деятельности в отношении организационно-подчиненных объектов, наличием у субъектов контроля властных полномочий, право контролирующих давать обязательные для исполнения контролируемыми указания (распоряжения) и применять в необходимых случаях меры принуждения. При этом все федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы осуществляют контроль в отношении подчиненных (подведомственных) органов, организаций и учреждений, а руководители (администрация) конкретных организаций – внутренний контроль за деятельностью своих структурных подразделений и их должностных лиц. Непосредственный руководитель, осуществляющий контроль за подчиненными структурами и лицами по всем вопросам их деятельности, вправе отменять или изменять их решения, вмешиваться в оперативную деятельность, наказывать виновных, принимать меры для исправления выявленных недостатков и устранения их причин. Для внутрисистемного контроля характерен такой признак, как властность, которая накладывает на процедуры контроля своеобразный отпечаток и отчасти тормозит его совершенствование с учетом новых современных требований. В субъектах Федерации контрольными полномочиями наделены их администрация (правительство), а также соответствующие министерства, управления и другие органы исполнительной власти. Объем их полномочий определен федеральным законодательством, конституциями, уставами, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации. 20 мин.
2.3 Третий вопрос: Судебный контроль в государственном управлении, его понятие и принципы Организация выступления отвечающего по указанному вопросу: Судебная власть – неотъемлемый элемент правового государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни покушался. Наличие властных полномочий у органов судебной власти дает возможность говорить о возможности судебного контроля за властью исполнительной. Судебный контрольосуществляется по предусмотренным законом основаниям в установленных процедурах с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации, законодательства РФ, подзаконных нормативных правовых актов. Субъектами судебного контроля являются: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции; 3) арбитражные суды. Конституционный Суд РФ разрешает в пределах своей компетенции исключительно вопросы права, устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам. При рассмотрении гражданских дел суд изучает с позиции закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, издаваемых ими правовых актов, осуществляет тем самым контроль за их деятельностью, выносит решения о восстановлении нарушенных прав граждан. При выявлении случаев нарушения законности в ходе рассмотрения гражданских дел суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах (ст. 226 ГПК РФ). Осуществляя производство по уголовным делам, суд с позиции законности исследует и дает правовую оценку действиям должностных лиц как работников управленческих аппаратов. Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер (ст. 30 УПК РФ). По делам об административных правонарушениях судья проверяет законность действий органа исполнительной власти по применению в отношении лица мер административного принуждения и применяет одну из возможных мер воздействия (наказания). Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вправе внести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ). Суд также рассматривает жалобы лиц на постановления органов и должностных лиц о наложении административного наказания, жалобы граждан на действия (бездействие) органов исполнительной власти, их должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы граждан. Также следует сказать и о судебном контроле за нормотворческой деятельностью органов исполнительной власти. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ). Арбитражные суды осуществляют контроль за деятельностью органов исполнительной власти на основе Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 26 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ. Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются: - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; - содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражным судам предоставлены полномочия по разрешению споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления. Например, споры о признании недействительными индивидуальных актов государственных органов, нарушающих экономические права и интересы организаций и индивидуальных предпринимателей, о возмещении убытков, об отказе в государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, о взыскании государственными органами с организаций и индивидуальных предпринимателей штрафов и денежной задолженности. Порядок рассмотрения этих дел определен Арбитражно-процессуальным кодексом РФ. Содержанием контроля, осуществляемого арбитражными судами, является проверка при разрешении перечисленных дел соответствия актов и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц требованиям законности и принятие мер по устранению выявленных правонарушений. Судебные акты, вступившие в законную силу, исполняются всеми государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории страны. 20 мин.
 
.4 Четвертый вопрос: Общий надзор прокуратуры Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Прокурорский надзор в сфере государственного управления деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции и законов, а также соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности какой-то ветви государственной власти, но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей. При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Предметом прокурорского надзора за исполнением законов в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» являются: - соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации,


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: