Английская проза рубежа XIX – XX вв.




План:

1. Научная фантастика в прозе Г. Уэллса

2. Голсуорси о своем времени и герое своего времени

 

1. Г. Уэллс (1866-1946) – одна из ключевых фигур в истории научно-фантастической прозы. Писатель сам был ученым-биологом, известным в своей области научных знаний. Уэллс – пример того, как человек своим старанием и рвением к науке может снискать известность и уважение. С 14 лет будущий писатель был вынужден стать разнорабочим. При этом сумел самостоятельно подготовиться к экзаменам и стать студентом Нормальной школы, в которой преподавали лучшие ученые Англии. Один из них, профессор Хаксли, сподвижник Дарвина, обратил внимание на студента, подававшего надежды в изучении биологии. Будучи молодым ученым, Уэллс составил «Биологический справочник».

Первый научно-фантастический роман писателя «Машина времени» вышел в 1895 г., затем последовали «Остров доктора Моро» (1896), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898), «Когда спящий проснется» (1899), «Первые люди на луне» (1901). Произведения автора вызвали огромный интерес у читателей и критиков не только в Англии, но и во всем мире. Бесспорно, Уэллс шел по стопам Ж. Верна, но в отличие от своего предшественника, он придавал своим произведениям больший социальный и философский характер. Уэллс был подлинным популяризатором науки и опирался на эксперименты, гипотезы, открытия и теории, многие из которых служили толчком для написания художественных произведений. Книги английского писателя предвосхитили многие научно-технические достижения человечества (полет на Луну, атомная бомба и др.). Одним из первых Уэллс поставил проблему моральной ответственности ученого за свои открытия перед обществом.

Роман «Машина времени» – одна из первых антиутопий, которых будет так много в европейской литературе ХХ в. Как и А. Франс, Уэллс предвосхищает вырождение человечества на изнеженных элоев (потомков аристократов и буржуазии) и морлоков (потомков пролетариев), сохранивших инстинкт к труду. Социальный антагонизм приводит к биологическому вырождению. Уэллс ставит под сомнение как миф о грядущем золотом веке, так и концепцию научно-технического прогресса. В сюжете данного романа значимую линию занимает мотив любви, который придает книге лирическую направленность, которая проявляется и в финале.

В романе «Человек-невидимка» молодой физик Гриффин, «самый даровитый из физиков», живет в социальной изоляции, он отшельник в цивилизованном мире. Он ставит свое гениальное открытие на службу тоталитарной идее, имеющей ницшеанские корни. В финале в герое проступают маниакальные черты.

Значимым эпизодом в жизни Уэллса стал его визит в 1920 г. в Советскую Россию, где он встретился в Кремле с Лениным, которого английский писатель охарактеризовал как утописта и фантаста за план полной электрификации огромной страны. Вернувшись из России, Уэллс написал книгу «Россия во мгле», где автор изображает весь ужас послевоенной разрухи и голода. Вместе с тем общий пафос книге вполне терпимый в отношении к новой власти. Уэллс еще раз в 1934 г. посетил СССР и был поражен, увидев возрождение экономики, культурный прорыв советского общества.

2. Джон Голсуорси (1867-1933) получил юридическое образовние, но ради литературы он оставил юридическую практику. Голсуорси проявил себя в драматургии, в малых прозаических жанрах и в романной форме. Над эпопеей «Сага о Форсайтах», которая включает в себя 6 романов и 2 новеллы, писатель трудился 27 лет с 1901 по 1928 гг. В этой эпопее повествуется об истории английской буржуазной семьи, получившей экономическую и политическую власть. Название, которое указывает на древний скандинавский эпос, видна ирония: английская буржуазия по характеру своей деятельности и по мировосприятию весьма далека от героев древнего эпоса, хотя лиро-эпическая тональность проявляется в эпопее английского романиста, особенно в новелле «Последнее лето Форсайта», где изображена симпатия старого Джолиона к Ирэн В роде Форсайтов появляются сильные, поэтические натуры. Первый роман «Собственник» (1906) достаточно сатиричен: молодой юрист Сомс даже в вопросах искусства и женитьбы собственник: герой требует от своей жены Ирэн быть всегда роскошно одетой даже дома. Сомс во многом напоминает мистера Домби. Миру собственников, их денежному расчету четко противопоставлены люди искусства (архитектор Босини. Любовь вихрем врывается в упорядоченный мир Форсайтов и разрушает его покой. После гибели возлюбленного Босини Ирэн живет в бедности, служа учительницей музыки. Ирэн долгие годы борется за свою свободу. Символично то, что она полюбила младшего Джолиона и становится его женой. С годами она становится более решительной.

На творческий замысел «Саги о Форсайтах» и его художественное исполнение во многом повлиял русские социально-психологические романы И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого. Примером психологической прозы является новелла «Пробуждение», которая близка повести Л.Н. Толстого «Детство». Судьба Ирэн во многом близка судьбе Анны Карениной.

Особенностью «Саги о Форсайтах» является то, что ее главные герои показаны в развитии. Так, Сомс в отношении своей дочери от второй жены – Флер – это любящий и великодушный отец, который ценит ее чувства. Лирической является сцена, когда спустя многие годы, Сомс встречает свою Ирэн. Он трагически гибнет, спасая свою дочь и картины от огня. Сама Флер – это противоречивый образ, в котором черты эгоизма и прагматизма соединяются с импульсивностью, естественностью, материнской нежностью. Ее взрослая жизнь начинается трагически, ведь у нее отняли любимого мужчину – Джона. Несмотря на замужество и рождение ребенка, в ее душе не угасает чувство глубокой любви к Джону.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: