Принципы проведения денежных реформ




Содержание

 

Введение

. Экономическое содержание денежных реформ и принципы их проведения

2. Принципы проведения денежных реформ

. Денежные реформы России ХХ века и их сравнительный анализ

Заключение

Список использованных источников


 

Введение

 

Без ясного представления о функциях и значении денег не представляется возможным полное и глубокое понимание механизмов функционирования экономической системы.

Место денег в экономической системе, а также их социальная роль заключается в том, что именно они выступают в качестве неотъемлемого элемента общественной связи между производителями товаров. Деньги являются мощной силой, связывающей рынок и отдельных производителей посредством общественного разделения труда в единый экономический механизм. Помимо этого, деньги вовлекают частный труд в систему общественного труда, обеспечивая эквивалентность обмена между производителями товаров и т.п.

Деньги выступают не только в качестве своеобразного средства связи между производителями. Значение денег выходит за эти рамки очень далеко. Соединяя между собой многие процессы и явления, деньги дают возможность определить эффективность функционирования всей экономической системы.

Денежная реформа собой представляет, в наиболее узком понимании, переход от одного масштаба цен к другому и, соответственно, уменьшение на основе этого избыточного денежного предложения в экономической системе.

Основная цель денежной реформы - это получение положительного результата (эффекта). Денежная реформа - сложный механизм, потому как она сопровождается целым комплексом мер, ограничивающих рост денежного предложения, затрат на государственное управление и т. д.

На протяжении последних двух столетий Россию 10 раз сотрясали денежные реформы. Они были как полными (в результате которых создавалась новая денежная система), так и частичными (задачей которых было совершенствование существовавшей денежной системы в целях стабилизации денежного обращения). Проводимые в России реформы, стоит сказать, были весьма разными: как конфискационными, так неконфискационными, как жесткими, так и мягкими.

Основной целью данной работы выступает изучение сущности, значения и основных принципов осуществления денежной реформы как радикального способа трансформации денежной системы.

Для достижения данной цели были поставлены такие задачи:

) рассмотрение целей и причин проведения денежных реформ;

) изучение методов осуществления денежных реформ, их основных видов и особенностей;

) краткое ознакомление с историей проведения денежных реформ в России.

Для написания данной работы был осуществлен анализ актуальной научной литературы по данной тематике, статей, периодических изданий, а также интернет-ресурсов.


1. Экономическое содержание денежных реформ и принципы их проведения

 

Денежные реформы, как правило, проводятся в целях стабилизации денежного обращения.

Чаще всего денежная реформа собой представляет радикальное преодоление недостатков монетарной сферы. Она, как правило, подразумевает достижение устойчивости денежной единицы, для которой характерна стабильность покупательной способности. Именно стабильная национальная валюта создает основу для развития полноценных рыночных отношений, а также повышению престижа денег в экономической системе.

Денежные реформы производятся в строгом соответствии с законодательством страны и направлены они, как правило на повышение устойчивости монетарной системы страны. В процессе денежных реформ убираются из обращения обесцененные деньги, а взамен их выпускаются новые. Кроме этого, изменениям может подвергаться денежная единица, точнее, ее золотое содержание, а также возможна трансформация от одной денежной системы к другой. Таким образом, если речь идет о денежной реформе, то подразумевается процесс трансформации денежной единицы как в наличном денежном обороте, так и в безналичном.

Таким образом, денежная реформа является трансформацией денежной системы, проводимой государством в целях укрепления и упорядочения денежного обращения страны.

Радикальные денежные реформы, как правило,связаны с коренными изменениями самих основ и фундаментальных принципов организации монетарной системы. Они ориентированы, как правило, на долгосрочную стабилизацию национальной денежной единицы. Для максимальной эффективности подобным реформам должны предшествовать полномасштабные мероприятия, направленные, как правило, на оздоровление финансовой системы страны (в частности, основной акцент делается на оздоровлении государственных финансов), а также на создание надежного фундамента обновленной экономической системы страны.

Частичные преобразования монетарной (денежной) системы, как правило,на небольшой срок устраняют отдельные негативные явления в денежно-кредитной сфере.

Денежные реформы стали неспособными обеспечивать на долгосрочной основе надлежащую стабилизацию монетарных систем стран. Это произошло после отказа от золотого стандарта, а также повсеместного перехода на не обеспеченные золотом банкноты, которые подвержены хроническому обесцениванию. При помощи денежной реформы удается достигнуть лишь частичной и непродолжительной стабилизации некоторых основных элементов монетарной системы.

Даже полное осуществление комплексной денежной реформы не дает гарантий долгосрочного сохранения устойчивости новой денежной единицы в дальнейшем. После осуществления монетарной реформы следует обязательное осуществление комплекса определенных мер по закреплению достигнутых результатов. Весьма значительную роль в этом принадлежит обоснованной и рациональной монетарной (денежно-кредитной) политике, при помощи которой может быть реализовано регулирование денежной сферы. денежный реформа россия

Осуществляются денежные реформы при помощи таких основных («классических») методов:

· Нуллификация - аннулирование обесцененной единицы и введение новой валюты;

· Реставрация - восстановление былого золотого обеспечения денежной единицы;

· Деноминация подразумевает изменение номинала денежной единицы. Чаще всего, попросту, убирают из номинала банкнот «лишние нули»;

· Девальвация - изменение курса национальной денежной единицы, по отношению к курсу иностранной валюте, сопровождаемое снижением её покупательной способности.

Целесообразность осуществления монетарных реформ продиктована, прежде всего, фундаментальными макроэкономическими причинами. Так, денежная реформа, носит чаще всего антиинфляционную направленность. Проблема инфляции была актуальна во все времена, ещё с момента зарождения товарно-денежных отношений.

Инфляция является чрезмерным увеличением предложения монетарной массы (денежного предложения) по отношению к реальному предложению товаров и услуг в экономической системе. Согласно другим трактовкам, инфляция - это снижение покупательной способности денежной единицы, а также продолжительное повышение среднего уровня цен в экономике.

Целесообразность и актуальность незамедлительного проведения денежной реформы обусловливается, как правило, такими фундаментальными факторами:

. экономическими (падение авторитета национальной валюты; применение наряду с национальной, параллельной, более стабильной валюты; искусственное завышение курса национальной валюты по отношению к иностранным, что снижает конкурентоспособность экспортеров, требуя проведения девальвации);

. политическими (создание нового государства, кардинальная смена политического устройства страны);

. создание наднациональное денежной единицы (как, к примеру, евро), либо объединение национальных денежных единиц.

 

Таблица 1 - Предпосылки успешного проведения денежной реформы

Политические Экономические
- политическая стабильность (стабилизация); - доверие населения к государству, а также к проводимой им экономической политике. - развитие экономики, стабильный рост ВВП; - бюджетный профицит и отказ от эмиссии с целью финансирования бюджетного дефицита; - наличие достаточных золотовалютных резервов для поддержания стабильности национальной денежной единицы посредством проведения валютных интервенций.

 

По особенностям своей реализации монетарные реформы делятся на три своих основных типа:

. Денежные реформы формального (некофискационного) типа, сводимые исключительно к техническому аспекту. Они подразумевают введение в обращение купюр нового образца. При этом, одновременно, либо в одночасье, либо постепенно исключаются функционирующие. Обмен старой валюты на новую при реформе подобного типа производится в соотношении «один к одному».

В качестве основных предпосылок для проведения подобной реформы могут, в первую очередь, может выступать следующее:

а) необходимость улучшения физических свойств (плотности, износостойкости, усиление защиты от возможных подделок) банкнот, находящихся в обращении; изменение их абсолютных и относительных размеров и т.д.;

б) повышение эффективности борьбы с фальшивомонетчиками. Это возникает в случае, если выявляются значительные объемы поддельной монетарной массы;

в) необходимость смены внешнего вида банкнот, их оформления. Чаще всего, подобные меры обуславливаются политическими факторами (к примеру, в связи с изменениями государственной символики).

Все вышеизложенные аспекты осуществления денежной реформы носят, в целом, сугубо формальный характер.

. Денежные реформы конфискационного характера («шокового типа»). Подобные реформы подразумевают осуществление целого комплекса как явных, так и неявных («замаскированных») мероприятий в монетарной сфере, носящих конфискационный характер.

Проведение денежной реформы конфискационного характера, как правило сопутствуют следующие, довольно жесткие административные меры:

установление лимитов обмена банкнот;

замораживание части депозитов сверх установленного уровня;

временное приостановление валютно-обменных операций и т.п.

. Реформы параллельного (консервативного) типа являются довольно сложными для реализации. Подобная реформа подразумевает, как правило то, что новая денежная единица, постепенно расширяя сферу своего функционального применения, вытесняет старые деньги.

Как говорилось ранее, основная цель денежной реформы - это стабилизация денежной системы на макроуровне. Для данной цели могут осуществляться реформы как в узком понимании, которые подразумевают частичные структурные преобразования наличествующей в стране денежной системы, так и полную ее замену.

Что касается денежных реформ первого типа, то их суть заключается во внедрении купюр нового образца с одновременным или постепенным исключением находящихся в обращении старых. Замена, в данном случае производится через при действующем масштабе цен.

В широком понимании, полномасштабные денежные реформы подразумевают не только внедрение в обращение новой денежной единицы, но также и структурную перестройку действующей монетарной системы, включая кредитные отношения.

Веским поводом для проведения полномасштабной структурной денежной реформы может служить переход административно-командной модели экономической системы к рыночной.

Радикальные и полномасштабные денежные реформы осуществляются государством в основном тогда, когда мягкие («консервативные», или экономические) методы стабилизации монетарной системы оказываются не в силах дать желаемый эффект.

 

Принципы проведения денежных реформ

 

Для наиболее эффективного претворения в жизнь монетарных (денежных) реформ, а также для создания стабильной, устойчивой денежно-кредитной системы и, соответственно национальной валюты, необходимо неукоснительно придерживаться таких основных монетарных принципов:

принцип централизованного управления монетарной (денежной) системой. Принцип централизованного управления (администрирования) национальной монетарной системой производится исходя из общих потребностей экономического развития страны, в решении наиболее общих задач и целей по созданию централизованной и единой монетарной системы;

принцип прогнозного планирования денежного оборота. Под данным принципом стоит понимать то, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота, а также его компонентов готовятся не в качестве директивных планов, подобно закону - обязательных для исполнения, а больше в качестве прогнозов, являющихся ориентирами, к которым следует стремиться. В качестве исключения можно назвать государственный бюджет. Это такой финансовый план, который при каком-угодно типе монетарной системы будет носить директивный характер. Практически в любой стране мира за эффективность выполнения государственного бюджета несут ответственность правительство, министерство финансов и другие главные распорядители бюджетных средств;

принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Под данным принципом подразумевается то, что изменение денежного предложения, находящего в обороте, должно быть соизмеримым с темпами развития и, соответственно, потребностями экономической системы. Точнее говоря, монетарная масса должна расти при росте экономики и сужаться при сокращении потребности. Такой подход противостоит развитию инфляционных процессов;

принцип кредитного характера денежной эмиссии. Согласно данному принципу эмиссия в хозяйственном обороте возможна лишь как результат осуществления банковскими учреждениями кредитных операций;

принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В рыночных условиях деньги должны обеспечиваться находящимися в активах банковских учреждений золотом, товарно-материальными ценностями, драгоценными металлами, ценными бумагами, свободно конвертируемой валютой, долговыми обязательствами и т. д.;

принцип независимости центрального банка от правительства и подчиненность его парламенту страны. Данный принцип выражается в том, что любой центральный банк страны (по крайней мере - в идеале) должен являться структурой, которая может контролироваться лишь, законодательным органом власти - парламентом страны. То есть, основной регулятор денежно-кредитной системы обязан действовать независимо, не должен подчиняться правительству, а тем более осуществлять прямую или косвенную эмиссию дефицита государственного бюджета. Данный принцип обусловливает способность центрального банка страны на практике выполнять главнейшую свою функцию - поддерживать устойчивость национальной валюты, которая, при этом, соответствовала бы тенденциям развития экономической системы;

принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Применение данного принципа позволяет не втягивать деньги в постоянное покрытие дефицита федеральных и местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса;

принцип комплексного применения инструментов монетарной политики;

принцип надзора и контроля за обращением денег является неотъемлемой функцией системы государственного управления финансами;

принцип функционирования национальной валюты исключительно на территории страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: