Инструменты баварской публичной дипломатии




Публичная дипломатия как компонент баварской парадипломатии

Кузьмин Иван Александрович

Студент 3 курса

Факультет международных отношений

Санкт-Петербургский государственный университет

Научный руководитель: Николай Анатольевич Власов

Секция: «Тренды современной европейской дипломатии»

Резюме. В данной статье автор рассматривает публичную дипломатию в качестве компонента публичной дипломатии федеральной земли Бавария. В начале работы проводится анализ Основного закона Федеративной Республики Германия для выявления факторов, ограничивающих деятельность земли в плане внешних сношений. Далее автором уточняется институциональная компонента баварской парадипломатии. После этого автор сосредоточивается на баварских агентствах, ответственных за публичную дипломатию земли, за формирование ее позитивного имиджа как место для ведения бизнеса, инвестирования и развития технологий. По итогу анализа каждого из агентств как инструментов публичной дипломатии автором делается вывод о степени успешности их деятельности. В конце работы автор делает вывод о том, что публичная дипломатия Баварии получила значительно развитие во многом из-за значительных ограничений, накладываемых на внешние сношения земель Основным законом страны. Тем не менее, заключается в конце статьи, стоит говорить о публичной дипломатии как об органичной части парадипломатии земли, нежели об отдельном направлении деятельности.

Ключевые слова. Бавария, Парадипломатия, Публичная дипломатия, Германия, Федеральная земля

Юридическая сторона вопроса и институциональная основа

В соответствии с Основным законом ФРГ (п. 1 ст. 32), поддержание отношений с иностранными государствами является исключительной прерогативой Федерации. Земли ФРГ не обладают международной правосубъектностью. В составе земельных правительств не предусмотрен пост министра, отвечающего за внешние сношения. Ландтаги также не наделены компетенциями в международных делах.

Количество собственно международных договоров земель, следовательно, невелико. Большее распространение получила практика заключения соглашений с регионами зарубежных государств о партнерских связях, либо о сотрудничестве в определенных областях (коммунальное хозяйство, инфраструктура, транспорт, и др.). Такие соглашения не рассматриваются правом страны в качестве международных договоров и, соответственно, не нуждаются в формальном одобрении со стороны федеральных структур.

Внешняя деятельность Баварии проводится главным образом Государственным Министерством Экономики, регионального развития и Энергетики. В нем имеется отдел, отвечающий за Интернационализацию, политику размещения иностранных компаний и взаимодействие с «Invest in Bavaria». В него, в свою очередь, входят пять секторов, отвечающих за взаимодействие с тем или иным регионом (среди них: отделы взаимодействия с Америкой, Европой. Вопросы связей с Азией и Африкой регулируются в рамках одного сектора. Также есть сектор взаимодействия с Китаем, Ближним Востоком и Турцией, а также отдельный сектор, ответственный за взаимодействие с агентством «Invest in Bavaria» и вопросы территориального маркетинга (Standortmarketing) и поддержки инвесторов.

Инструменты баварской публичной дипломатии

Один из секторов упомянутого выше Министерства экономики, регионального развития и энергетики осуществляет связь с агентством по содействию развитию бизнеса «Invest in Bavaria », которое отвечает за привлечение прямых инвестиций. Оно также оказывает поддержку немецким и зарубежным компаниям, а также содействует расширению инвестиционной деятельности на территории Земли.

Деятельность «Invest in Bavaria» можно охарактеризовать как успешную. Если обратиться к статистике, можно заметить, что с момента основания агентства начался заметный приток прямых иностранных инвестиций в экономику Баварии. В сегодняшних реалиях рост замедлился, но, тем не менее, продолжает оставаться на высоких уровнях. Агентство «Invest in Bavaria» посредством множества программ, направленных на формирование позитивного имиджа земли и осведомление инвесторов, успешно справляется с задачей формирования образа региона, в который стоит инвестировать и в котором стоит развивать бизнес.

Еще один инструмент, при помощи которого правительство земли действует в сфере публичной дипломатии, — это Баварская международная организация («Bayern International»), созданная в 1996 году. Цель данного агентства - содействие экспорту для малых и средних баварских компаний, а также позиционирование Баварии на мировых рынках в качестве привлекательного места для ведения бизнеса.

Исходя из широкой представленности федеральной земли Баварии в мире (чему способствует деятельность агентства «Bayern International»), можно говорить об успешном развитии представленности Баварии за рубежом. Также можно обратиться к статистическим данным, которые демонстрируют, что баварский экспорт уверенно рос до 2019 года, что демонстрирует, что агентство вполне справляется с задачей по продвижению экспорта земли на мировых рынках.

Как один из инструментов баварской публичной дипломатии можно расценивать и Баварский исследовательский альянс («Bavarian Research Alliance»). Его задача состоит в поощрении международной научно-исследовательской и технологической деятельности исследователей из университетов, а также малых и средних предприятий Баварии.

Исходя из широкой представленности научно-исследовательских интересов Баварии в мире, можно сделать вывод об успешности деятельности Баварского исследовательского альянса. Описанные выше инициативы и мероприятия, проводимые при поддержке и с участием Альянса являются лишь малой часть того, чем занимается данная организация. Баварский исследовательский альянс оказывает значительное влияние на создание образа Баварии как одного из мировых центров развития НИОКР, что формирует позитивный имидж земле в глазах мировой общественности.

Заключение

Баварская парадипломатическая деятельность активно развивается. Одним из ярких индикаторов этого процесса является тот факт, что структура Министерства экономики, регионального развития и энергетики, наиболее сильно связанного с внешней деятельностью земли, постоянно меняется. Так, например, в 2016 году выделялось всего 2 сектора, отвечавших за внешние отношения, которые отвечали интернационализацию, а также за отношения с инвесторами[1]. Сегодня же число секторов, ответственных за внешние связи, значительно увеличилось, и они отвечают не только за связи с тем или иным регионом (география которых расширилась), но и за вопросы территориального маркетинга и непосредственно связи с «Invest in Bavaria» и другими агентствами, задействованных в осуществлении публичной дипломатии Баварии.

Публичная дипломатия Баварии, в свою очередь, органично вписывается в контекст стремления земли осуществлять парадипломатическую деятельность. Создание позитивного имиджа позволяет выделить Баварию на фоне остальные федеральных земель Германии, обозначить ее как выгодного партнера как для регионов, самих осуществляющих парадипломатическую деятельность (например, Квебек и Каталония), так и для независимых государств (например, Израиль, Америка). Федеральная земля Бавария успешно продвигает себя как отлично место для ведения бизнеса, инвестирования, а также проведения научных исследований.

Можно предположить, что баварская публичная дипломатия развивается как придаток парадипломатии в силу юридических оснований, ведь в сфере заключения полноценных международных договоров, как было указано в начале работы, земля значительно ограничена Основным законом страны. Можно говорить о том, что публичная дипломатия не получила развития как отдельное направление деятельности федеральной земли Бавария, но стала органичным компонентом парадипломатии данного региона.

Библиография

Источники

1. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland - URL: https://www.gesetze-im-internet.de/gg/

2. Organisationsplan des Bayerischen Staatsministeriums für Wirtschaft, Landesentwicklung und Energie–URL: https://www.stmwi.bayern.de/fileadmin/user_upload/stmwi/Themen/Ministerium/Dokumente_und_Cover/StMWi_Organisationsplan_1.10.2021.pdf

3. Ausländische Direktinvestitionen im Inland - in Mio. Euro – URL: https://www.deutschlandinzahlen.de/tab/bundeslaender/aussen-wirtschaft/direktinvestitionen/auslaendische-direktinvestitionen-im-inland

4. Außenhandel: Land, Aus- und Einfuhr, Jahre; Bayerisches Landesamt für Statistik – URL: https://www.statistikdaten.bayern.de/genesis/online?operation=abruftabelleBearbeiten&levelindex=2&levelid=1635791817182&auswahloperation=abruftabelleAuspraegungAuswaehlen&auswahlverzeichnis=ordnungsstruktur&auswahlziel=werteabruf&code=51000-001z&auswahltext=&werteabruf=Werteabruf#abreadcrumb

Литература

1. Tavares, R. (2016). Paradiplomacy: Cities and states as global players. (153-157)


[1] Tavares, R. (2016). Paradiplomacy: Cities and states as global players. (154)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: