Структура морали и нравственности.




В различные исторические эпохи структура морали различна. Тем не менее, возможно говорить о некоторых общих чертах морали, которые отличают ее от права, искусства, науки и т.д. Важнейшими элементами нравственности следует считать моральные нормы. Под нормой понимается такое предписание, с которым должно (можно или нельзя) быть выполнено определенное действие для достижения заданных целей. При этом надо учитывать, что не всякое предписание является нормой, а лишь такое, которое принимает форму безличных, всеобщих и общечеловеческих императивов, имеет характер общего правила, рассчитанного на многократное применение, и содержит всеобщий принцип поведения. Нравственная норма определяет общественно необходимые типичные варианты нравственного поведения. Она представляет собой такое требование, которое регламентирует, согласует и генерализирует поступки людей. В сложной динамике общественной и личной жизни человек оказывается перед самыми разнообразными проблемами - нормальными и конфликтными, обыкновенными и сложными, стереотипными и творческими, случайными и закономерными и т.д., подвержен многосторонним воздействиям - внешним и внутренним, сознательным и стихийным, положительным и отрицательным, привычным и непривычным. Все это усложняет выбор поведения. Нравственная норма -это такое средство, которое дает ориентацию человеческой личности, указывает, какие проступки являются допустимыми и предпочтительными и каких следует избегать.

Другим компонентом морали являются ценностные ориентации. Под ценностями понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания - идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.

Следующими структурными компонентами морали являются мотивация, оценка и самооценка. Мотивация, оценка и самооценка - важные способы моральной регуляции поведения людей. Мотив - это нравственно осознанное побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивация - система определенным образом взаимосвязанных мотивов, означающих предпочтение тех или иных ценностей, целей в моральном выборе индивида, сознательное определение линии своего поведения. Моральная оценка позволяет определить ценностное значение поступка, поведения личности, их соответствие определенным нормам, принципам, идеалам.

Наконец, правомерно выделить в структуре морали такие ее компоненты, как совесть и долг. Совесть -один из наиболее древних и интимно-личных регуляторов поведения человека. Она характеризует способность личности осуществить нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть - одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Вместе с чувством долга, чести, достоинства она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность перед самим собой как субъектом морального выбора и перед другими людьми, обществом в целом.

Совесть представляет собой своеобразный сплав рационального осознания и чувственного переживания в психике человека. Она проявляется, во-первых, в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, а, во-вторых, в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений совести или в положительных эмоциях "спокойной, чистой совести".

Категория "долг" тесно связана с понятием "ответственность". Если долг человека состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению и практически осуществить моральные требования, то вопрос о том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении, - это вопрос о личной ответственности. Другими словами, ответственность заключает в себе соответствие моральной деятельности личности ее долгу, соответствие между действительными делами человека и его возможностями.

Проблема ответственности - это в конечном счете вопрос о реальной нравственной свободе человека, которая зависит от свободы других людей и в полной мере осуществляется лишь в контексте всестороннего развития каждой личности. Таким образом, устойчивость и целостность морали обеспечиваются моральными нормами, ценностными ориентациями, моральными оценками, совестью, долгом и ответственностью людей. Все эти элементы нравственного сознания присутствуют и в жизни военного человека, они регулируют и дисциплинируют жизнь, позволяют уверенно вести себя в сложных условиях.

Завершая краткое обсуждение философских основ этики, можно сделать следующие выводы:

- мораль принадлежит миру культуры, входит во "вторую", созданную человеком природу, является общественным отношением между индивидами;

- мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в обществе, строить гармонические отношения с другими людьми, представляет характеристику развития личности, выражающих добродетели и совершенство человека как общественного существа;

- нравственность есть особое отношение человека к жизни, общественным ценностям и мотивам;

- нравственность есть совокупность норм ориентиров и эталонов поведения индивида.

Одной из важнейших особенностей морально-нравственного сознания является то, что на его основе у человека и в обществе в целом формируется достаточно устойчивая система ценностей.

Система ценностей – это набор переменных составляющих, которые определяют характер и направление деятельности человека через установочное отношение личности к предметам и явлениям внешнего/внутреннего мира. Система ценностей проявляется через ответ на вопрос:

— Что для тебя является ценным и важным в жизни?

Ответы, которые мы с Вами получим – это продукт рационализации субъекта, в то время как его поведение регулируется в значительной степени мозгом, ориентированным на УДОВОЛЬСТВИЕ – БОЛЬ в контексте «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС». И поэтому в жизни каждого из нас неизбежно возникают ситуации необходимости выбора между установками общества и личными ценностями, внешними требованиями морально-правовыми и внутренними рациональными приоритетами или чувствами. Мучительный выбор из вариантов, ни один из который не привлекает, мало кому понравится. Моральная дилемма (от греч. di(s) – дважды и lemma – предположение) – это ситуация, при которой выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен. В необходимости делать ответственный выбор заключается одно из важнейших свойств морально-нравственного сознания!

Вот примеры моральных дилемм:

1. Две подружки-одноклассницы получили разные оценки за контрольную работу («3» и «4»), хотя их работы были совершенно идентичны, при этом они не списывали одна у другой. Есть очень большой риск, что их строгий учитель скорее снизит четвёрку, чем повысит тройку. Уточнить у учителя оценки, или нет? – это выбор между справедливостью и выгодой (личным благом).

2. Заболел преподаватель, студенты решили, что их отпустят с последней пары (как это не раз бывало). Они собрались уходить, были уже в раздевалке, когда кто-то принёс известие, что будет замена и уходить нельзя. Большая часть группы ушла, а два студента остались, так как им надо было исправлять отметку по этому предмету. Прогулявшие пару студенты получили двойки. Если бы ушли все, можно было бы подумать, что группа не знала о замене, и наказания не было бы. – это выбор между свободой воли отдельного человека и всеобщим решением.

3. Учительнице нужно было срочно выйти из класса на уроке во время контрольной работы, и она попросила Катю посмотреть за учениками, чтобы никто не списывал. Некоторые ребята, конечно, списывали. Когда учительница вернулась в класс, она спросила у Кати, не списывал ли кто-нибудь (известно, что за это поставят двойку). Учительница доверяет Кате. Как должна поступить Катя… - это выбор между разумным началом (долг, ответственность) и чувственным началом (отношения с одноклассниками).

4. Преподаватель категорически не приемлет опоздания студентов на свои занятия и не пускает опоздавших на пары, не давая им даже шанса объяснит причину. При этом он сам иногда опаздывает и никогда не объясняет причину этого и не просит прощения, считая, что ему по статусу можно задержаться. – это дилемма иллюстрирует двоякость требований к другому человеку и себе: «Тебе нельзя, а мне иногда можно».

Ситуации подобного сложного выбора в нашей жизни не редки. Но устойчивость нашей морально-нравственной позиции и «легкость» выбора формируется в процессе личностного роста и развития нравственного сознания каждого человека. Английский философ и психолог Лоуренс Кольберг много лет проводил наблюдения за поведением людей в ситуациях сложного морально-нравственно выбора и создал свою теорию нравственного развития человека, согласно которой формирование нравственности можно условно разделить на три основные этапа:


Теория нравственного развития Л. Кольберга



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: